Согласно представленной на авиасалоне "МАКС-2009" информации, как минимум два предприятия Роскосмоса ведут разработку систем, обозначаемых как "геопорталы".
Развитие нового принципа работы с геопространственной информацией, нашедшего своё наиболее законченное на текущий момент выражение в геоинтерфейсах Google Earth и ERDAS Titan и получившего обозначение "неогеография", не осталось незамеченным российским космическим ведомством.
Согласно представленной на авиасалоне "МАКС-2009" информации, как минимум два предприятия ведомства ведут работы по созданию систем, классифицируемых ими как "геопорталы".
НИИ Точных Приборов (НИИ ТП) в г. Москве представил прототип геопортала, получившего условное обозначение "Геопортал" и предназначенного, по словам разработчиков, для организации доступа к массиву данных дистанционного зондирования, полученных с помощью российских спутников "Ресурс-ДК" и "Монитор-Э".
Данные в "Геопортале" представлены, аналогично уже существующему геопорталу "Космоснимки.ру", в картографической проекции, не позволяющей реализовать 3D-режим.
По словам разработчиков, паллиативность такого решения осознаётся и в перспективе предполагается реализовать полноценный 3D-режим представления данных, аналогичный американским (Google Earth, Erdas Titan) или, например, индийскому (Bhuvan) геоинтерфейсам.
Базовое растровое покрытие построено на базе космических снимков LandSat (США). Масштабирование - дискретное, от 1:250000000 до 1:500.
Объем пространства серверного хранилища данных - до 100 Тбайт. Используются ОС MopsLinux, Web сервер Apache, СУБД PostgreSQL, библиотеки Postgis, Geos, Proj4, Gdal, OGR. ОС клиентского приложения - Windows или Linux (требуется web-браузер).
Система поддерживает стандарты OpenGISConsortium - однако, вероятно, не все. По словам разработчиков, поддерживаются форматы MapInfo, "шейпы", однако поддержка стандартного и базового для геоинтерфейсов формата KML - под вопросом.
Система позволяет, используя растровые ДДЗ для представления общегеографического контекста, создавать пользовательские данные любого рода и топологии. Возможны измерения (естественно, только в плане - стереометрия невозможна).
На объединённой экспозиции Роскосмоса была представлена также информация о геопортале "Неоглобус" (ВНИИ ЭМ, г. Москва), который изначально создавался на базе глубокого осмысления разработчиками принципов неогеографии и уже произошедших перемен в способах восприятия локализованной в пространстве и во времени информации вообще.
<!--[CDATA[//
Интерфейс геопортала "Геопортал" НИИ ТП. Показано покрытие снимками КА "Ресурс-ДК"
Космические снимки, полученные спутником "Ресурс-ДК" - единственным российским национальным источником космических ДДЗ высокого разрешения. Изображение: R&D.CNews
На момент знакомства экспертов портала Исследования и разработки – R&D.CNews с прототипом "Неоглобуса" на рубеже 2007-2008 гг. это был, вероятно, самый перспективный и наиболее глубоко проработанный концептуально российский геопортал вообще.
К сожалению, разработка "Неоглобуса", по-видимому, по-прежнему находится примерно в той же стадии, что и два года назад. Сообщалось, что "Неоглобус" заработает к 2010 г.. на который запланирован запуск разрабатываемого во ВНИИ ЭМ на базе английской платформы российского спутника ДДЗ нового поколения "Канопус-В".
Более подробная информация о разработке в России отечественных геопроталов и геоинтерфейсов, а также распространении методов неогеографии вообще, будет представлена на портале Исследования и разработки – R&D.CNews. Источник: www.rnd.cnews.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Дмитрий Литовкин, Дмитрий Коробейников (фото)
Можно ли долететь из Москвы до Сиднея за два часа? Одни ответят: нет, это фантастика. А вот Летно-исследовательский институт и Центральный институт авиационного моторостроения скажут: да. Уже в октябре в подмосковном Лыткарине на 400-метровом испытательном стенде будет проверена первая российская гиперзвуковая ракета, способная как раз преодолеть такое расстояние за пару часов. А на авиасалоне "МАКС-2009" можно посмотреть на ее проект.
Третий день работы МАКСа ознаменован новыми сенсациями: российские разработчики авиационной космической техники начали показывать на своих стендах "неопознанные летательные объекты". Одними из самых удивительных оказались разработки Летно-исследовательского института - сразу десяток гиперзвуковых летательных аппаратов - машин, способных в несколько раз превысить скорость звука.
- Обычно сверхзвуковые крылатые ракеты летят на скорости 2-3 маха (1 мах - это 300 метров в секунду), - говорит кандидат физико-математических наук Николай Григорьев. - Мы хотим, чтобы наши аппараты летали со скоростью более 6 махов. Хотя у нас были аппараты, летавшие со скоростями более 25 махов.
Одна из моделей на МАКСе - возвращаемый аппарат ВКА ЦАГИ продолжает "линию" "Бурана" и "Клипера". Длина фюзеляжа - 9 метров, масс - 9 тонн. Рассчитан на 25 полетов
Григорьев имеет в виду многоразовый космический аппарат "Буран", который при входе в плотные слои атмосферы развивал подобную скорость. Однако сегодня стоит задача - сделать подобный полет активным, то есть машина должна самостоятельно развивать и поддерживать такую скорость.
- В 2003 году американцы провели испытание аппарата Х-43-А, - рассказывает Григорьев. - Он проработал всего 7 секунд. Для нас задача - создать машину длительного цикла, которая будет работать 7-10 минут и развивать скорость более полутора тысяч километров в секунду.
Неожиданную разгадку рассказа нашего читателя Владимира Константинова из подмосковных Химок удалось обнаружить на стенде радиоуправляемых дирижаблей. Дело в том, что за несколько дней до открытия МАКСа он сообщил, что вечером в небе над Химками видел НЛО. Из взволнованного рассказа стало ясно, что над Ленинградским шоссе читатель видел несколько плавно летевших "тарелок" красноватого цвета. И сильно сожалел, что в автомобиле не было фотоаппарата с приличной оптикой. Но настаивал на своей объективности, предлагая в свидетели личного водителя. Так вот, после посещения МАКСа мы практически на 100 процентов уверены, что Владимир Константинов в действительности встретился не с НЛО, а с группой полужестких дисковых дирижаблей типа ЛСГА (на фото), разработанных для транспортировки грузов и монтажа массивных элементов (до 600 тонн). Летательные аппараты этого типа в диаметре бывают от 7 до 246 метров, летают со скоростью от 80 до 110 км в час на расстояния до 5000 километров. Несколько дирижаблей скорее всего как раз держали путь на авиасалон
Сегодня в России идут крупномасштабные работы в области гиперзвука. На МАКСе представлены аппараты, которые уже в ближайшее время будут выставлены на практические испытания. Как рассказал газете представитель Центрального института авиационного моторостроения Вячеслав Семенов, в октябре на стенде в Лыткарине будет обдут первый такой аппарат - ГЛЛ-АП-02. К 2012 году по заказу Министерства обороны должен быть представлен уже полностью годный летный образец крылатой ракеты.
Тема гиперзвуковых ракет - одна из наиболее актуальных на МАКСе. Об этом говорят на стенде российско-индийского предприятия "Брамос". Фирма только-только "поставила на крыло" сверхзвуковую противокорабельную крылатую ракету "Брамос", способную летать на гиперзвуковых скоростях.
Высотный самолет-лабратория М-55 "Геофизика"
О таких же планах рассказал генеральный директор корпорации "Тактическое вооружение" Борис Обносов. По его словам, уже в ближайшее время корпорация создаст аппарат, способный летать на скоростях 12-14 махов.
Зачем нужны такие скорости?
- Обычные крылатые ракеты, летящие на сверхзвуковых скоростях, сегодня можно сбить, - говорит Григорьев. - Объекты, летящие с гиперзвуковой скоростью, пока невидимы. Но это для военных. В гражданском плане возможен перелет в любую точку планеты всего за два часа.
Американцы только на два испытательных пуска ракеты Х-43-А потратили 250 миллионов долларов. Сколько потребуется российским конструкторам - неизвестно. Однако, судя по экспозиции на МАКС-2009, государство кровно заинтересовано в получении новейших технологий.
ВЫСОТНЫЙ САМОЛЕТ-ЛАБОРАТОРИЯ М-55 "ГЕОФИЗИКА"
Один из самых любопытных экспонатов салона МАКС-2009 - высотный самолет-лаборатория М-55 "Геофизика"
Один из самых любопытных экспонатов салона - высотный самолет-лаборатория М-55 "Геофизика" способен проводить исследования в стратосфере на высотах до 26 км. Существует проект авиационно-космической системы, предусматривающей использование доработанного самолета М-55Х в качестве носителя и стартовой платформы для небольшого пилотируемого суборбитального возвращаемого аппарата С-ХХ1, разрабатываемого в рамках популярной ныне идеи космического туризма. По расчетам стартующий со "спины" М-55Х на высоте 17 км аппарат С-ХХ1, управляемый одним пилотом, способен доставить двух пассажиров на высоту 101 км; дать им возможность три минуты побыть в состоянии полной невесомости в ближнем космосе, после чего вернуться в атмосферу, спланировать и совершить посадку "по-самолетному" на аэродром.