» » » Жуки-навозники ориентируются по звёздам

Жуки-навозники ориентируются по звёздам

25-01-2013, 15:12 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (7) | просмотров: (1 768)

Не только люди и птицы могут в своих странствиях сверять направление по звёздам. Учёные из Лундского университета (Швеция) обнаружили эту способность у существ, о которых в этом смысле можно было подумать в последнюю очередь, — у жуков-навозников. По словам исследователей, это пока единственный доказанный случай того, что насекомые способны ориентироваться по звёздам.

Найдя, так сказать, кучу отходов жизнедеятельности, жук скатывает навозный шарик и катит его поскорее прочь, чтобы не столкнуться с потенциальными конкурентами или хищниками. Даже если переместить жука в совершенно незнакомое окружение, его это нисколько не смутит, он всё равно будет двигаться так, чтобы максимально удалиться от навозной кучи. Ранее учёные уже выяснили, что навозники не используют ландшафтных ориентиров вроде деревьев или камней и что они ориентируются по солнцу и луне, «усваивая», по всей вероятности, поляризованный свет обоих небесных тел. О звёздах речь не шла; более того, в ранних экспериментах тех же исследователей из Лундского университета жуки теряли ориентацию, если не видели луну, хотя звёзды им были видны.

Жук-навозник с «кепкой» на голове, закрывающей от него небо (фото Marcus Byrne / University of the Witwatersrand).

Потом, однако, стали появляться данные, что скарабеи всё-таки обращают внимание на звёзды. Чтобы окончательно выяснить этот вопрос, исследователи вместе с коллегами из Витватерсрандского университета (ЮАР) поставили следующий опыт. Жуков помещали в загон с высокими стенами, чтобы они могли наблюдать только определённый кусочек неба, или же насекомым на голову надевали особые «кепки», чтобы они вообще неба не видели. Для эксперимента выбирали лунные, безлунные и пасмурные ночи, когда и луна, и звёзды были затянуты облаками. Уверенней всего жуки чувствовали себя тогда, когда видели небо, однако исследователи продолжали сомневаться, что навозникам нужны звёзды: всё-таки зрение у жуков не настолько хорошее, чтобы различать светящиеся точки на небе.

И тогда эксперименты перенесли в планетарий. В планетарии можно было оставлять для обозрения те или иные звёзды, а остальные как бы «выключать». Как пишут исследователи в журнале Current Biology, чтобы определить, куда следует двигаться, жукам был нужен именно Млечный Путь. Если эта белая размытая полоса на ночном небе не была видна, то даже самые яркие звёзды жукам не помогали (при условии что и луны на небе тоже не было). То есть, говоря с некоторой поэтической натяжкой, жуки-навозники идут по Млечному Пути. Выходит, египтяне знали, кому поклоняться.

Одновременно стало понятно, почему в предыдущих опытах жуки игнорировали звёздное небо. Учёные экспериментировали с жуками на территории Южной Африки, и опыты проводили в октябре, когда Млечный Путь находится так близко к горизонту, что использовать его в качестве ориентира весьма затруднительно. В дальнейшем биологи хотят выяснить, какой из небесных ориентиров для скарабеев всё же предпочтительнее — луна или звёзды.

Подготовлено по материалам ScienceNews.

1. » #7 написал: TurisT (27 января 2013 01:20)

так вот почему им древние египтяне поклонялись! причём, наверное, в первую очередь они ориентрируются по Сириусу!

2. » #6 написал: Sergei gr. USSR (26 января 2013 17:35)

Цитата: matriks2

Я понимаю. Знаю,что и вулканизацию резины придумали бросив кусок резины на печку. winked Я просто о том,что наука как то заморозилась,ничего толкового,а рынок только способствует этому застою. Недавно вот была статья о небесном лифте,ну ведь очевидно,что его сегодня можно построить,более того,за очень короткие сроки,благо технологии уже позволяют,но всё упирается в деньги,по деньгам это всё растянется ещё не многие десятилетия,если не больше,та же самая история с двигателями и со многими другими изобретениями и проектами,которые уже сейчас могут быть реализованы,но стоят на месте,не из за того что их нельзя сделать,а просто ну вот так,"бумаги" на всех не хватает.

я со всей определённостью могу утверждать: если труд сделал из обезьяны человека, то капитализм делает из него подонка.

3. » #5 написал: Dron (26 января 2013 16:59)

Сколько всяких человеческих изобретений появилось в результате наблюдений за природой и всё равно, во многих областях человек даже и близко не подступился к понимаю того, как что устроено.

Вот какое-то время назад увлёкался дистанционно управляемыми вертолётами и понял, насколько непросто им управлять. Малейший поток воздуха и уже летит не туда. Батареек на несколько минут всего хватает. А взять комара. Мозг микроскопический, вес ничтожный, но это не мешает ему учитывать все потоки, спокойно летать даже под дождём, уворачиваться от опасности, мгновенно реагируя. Когда человек приблизится к тому, чтобы создать нечто похожее?

Так что неправильно это - свысока смотреть на каких-либо созданий природы. Всё достойно изучения, особенно настолько почитаемое египтянами насекомое.

4. » #4 написал: matriks2 (25 января 2013 20:49)

Ну, а что такое поток времени - рассказывать бессмысленно, если уж на звезды так реагирует публика.

Нет,нет,все таки расскажите! smile
    Есть, кто уж не так реагирует smile

Цитата: Sergei gr. USSR
    Может для вас бред, но квантовая механика родилась по наблюдениями за грязными тарелками в кафе.
    Дико, правда? квантовая механика выстроена на модели грязной, крутящейся, бессмысленной, в воздухе тарелки.

5. » #3 написал: Damkin (25 января 2013 20:40)

Цитата: Sergei gr. USSR

Как легко, походя, обо,оговорить ученых. Вот Вам приходила в голову мысль и наблюдать годами за жуками? а они (Не жуки, - любознательные люди) , да задают себе вопросы и ищут ответы, потому что они - ученые.
    Вы делали свою работу никак не связанную с навозом. Вам было неинтересно копаться в фикалиях, а вот другие кладут жизнь, чтоб ответить на вопрос как ориентируется жук в пространстве. Так почему же у вас хватает совести делать суждения в вопросах, в которых Вы не разбираетесь. То чем занимались Королев и Браун, даже Вам понятно, а вот тайну навозных жуков не могут разгадать уже тысячи лет.
    Цитата: Sergei gr. USSR
    А тут открытие,жук навозник ориентируется по звёздам...,блин сами вы навозники.

Почему скарабеи, именно навозные жуки, были так почитаемые в Египте, если фараон обязан был уступать дорогу жуку, катящему шарик из дерьма?
    Вы, когда-нибудь самому себе задавали такой вопрос?
    Могу сказать, что гипотеза об ориентации по звездам еще не настолько смела, чтобы быть истиной. Очень сомнительно, что жуки "видят" звезды, но какой то вид излучений они регистрируют. По моей версии - они чувствуют поток времени. Ну, а что такое поток времени - рассказывать бессмысленно, если уж на "звезды" в глазах жуков, так реагирует публика.

6. » #2 написал: Sergei gr. USSR (25 января 2013 16:23)

Боже мой...ну откуда берутся эти учёные... Блин..,где "Королёвы",где "Вернер фон Брауны",и не важно,кто там первый сделал ракету,вчера Королёв,или позавчера фон Браун,они всё равно двигались в области,которая была полностью не изведана. А тут открытие,жук навозник ориентируется по звёздам...,блин сами вы навозники.

7. » #1 написал: vpreunov (25 января 2013 16:08)

Самый надёжный ориентир в данном случае - запах (жук ведь катит питательный шар задними лапками,носом к куче),а про звёзды - и зачем козе баян? Не зря пренесли опыты
    в планетарий-видимо,моделирование вместо настоящих наблюдений у нынешних
    исследователей уже условный рефлекс.