"Цифровая Мекка", "Врата в будущее" и еще много громких эпитетов преследуют Международную выставку потребительской электроники (CES), которая ежегодно открывает свои двери в Лас-Вегасе. Начиная с 1967г., на развернутых в ее павильонах стендах можно посмотреть и даже прикоснуться к тому, что на самом деле подразумевается под модными ныне словами "модернизация", "инновация" и даже "нанотехнологии".
В свое время посетители CES первыми увидели кассетный видеомагнитофон стандарта VHS, оптический диск, а позже и DVD, узнали, что диагональ телевизора может быть больше метра, а толщина не превышать пяти cантиметров. Чуть погодя телевизоры уже могли показывать картинку в HD-качестве, а еще через несколько лет - представить полностью трехмерную визуализацию.
На этом фоне не отставали и разработчики компьютерных технологий, радуя пользователей то наводнением "трогательных" (тачскрин) смартфонов и планшетников, то возможностью размяться при помощи игровой консоли Kinect с технологией распознавания движений. Прошедшая с 8 по 11 января выставка CES-2013 в этом плане не стала исключением и приоткрыла завесу тайны над тем, что именно в недалеком будущем начнет переливаться сверхъяркими цветами ультрачеткой картинки на стене в гостиной, пиликать из кармана, принимая входящие сообщения, и воплощать в жизнь самые смелые идеи.
Кто заказывал такси на Дубровку?
Уже сейчас в кабине поезда дубайского метро, как и на некоторых линиях в подземках других стран, не увидеть ни машиниста, ни его помощника. Система контроля движения и оценки окружающей ситуации позволяет полностью исключить человека из схемы управления движением. Принимая во внимание этот факт, возможно, что уже через несколько лет водительское место у подъехавшего к дому такси будет занято не человеком, а устройством, которое спросит у пассажира о месте назначения.
Сама по себе технология полностью автономных средств передвижения не является фантазией. В США уже несколько лет проводятся соревнования по конструированию подобных аппаратов, а безусловным лидером по итогам заездов считается компания Google. Машины под управлением разработанных ее инженерами систем уже накатали по Калифорнии более 200 тыс. км. Вместе с тем флагманы автомобилестроения пока только пытаются заявить о себе.
Примечательно, что на CES-2013 сразу два автопроизводителя выкатили из своих гаражей транспортные средства, не нуждающиеся в шофере. Toyota и Audi снабдили свою вполне серийную продукцию отнюдь не серийными довесками в виде лазерного дальномера, камер высокого разрешения и мощного вычислительного процессора, привязанного к GPS-навигатору.
В частности, на крышу гибридного Lexus инженеры Toyota установили лазерный комплекс LIDAR, который, вращаясь на 360 градусов, позволяет машине "видеть" предметы в радиусе 70 метров, в то время как бортовой компьютер, сканируя дорогу тремя камерами, отслеживает сигналы светофоров, дорожной разметки и знаков. По словам специалистов, их система может в разы поднять уровень безопасности на дороге, так как изначально не допускает отклонения от правил дорожного движения, соблюдает скоростной режим и обладает скоростью реакции, недоступной человеку.
Концепт от Audi обладает практически аналогичным набором, но запомнится зрителям в первую очередь возможностью отправить автомобиль в гараж или вызвать его к подъезду с парковки при помощи приложения, установленного на смартфоне или планшетном компьютере. В целом использование различного рода гаджетов и загружаемых на них приложений стало лейтмотивом в автомобильной секции CES-2013.
Практически все ведущие автоконцерны в скором будущем планируют превратить экран бортового компьютера в некое подобие планшетника с характерными запоминающимися иконками. С его помощью, например, можно будет проводить тонкую настройку звучания 3D-аудиосистемы, как это уже делают специалисты Bang & Olfsen, или же изучать постоянно обновляемую карту с информацией о пробках на маршруте и погоде. Для совершенствования опций системы в General Motors и Ford предлагают использовать функционал SDK-комплектов аналогично тому, как он применяются в AppStore или Google Play.
Зарядка 2.0
С распространением карманной электроники появилась и даже успела стать притчей во языцех ее особенность разряжаться в самый неподходящий момент. Разработчиков, пытающихся решить эту проблему, условно можно разделить на два лагеря: те, кто намерен увеличить емкость батареи еще больше, и те, кто ищет как организовать подзарядку, минуя длительный поиск электророзетки.
Специально для второй группы компания Fulton Innovation представила новую технологию под названием Qi. Само ее название намекает на внутреннюю энергию, которая, если верить восточной философии, есть в каждом существе. На практике энергия действительно внутренняя, а именно та, что запасается в спрятанной под крышкой батарее любого мобильного устройства. Обладателям гаджетов с Qi достаточно просто поднести свой телефон или планшет к устройству-донору и активировать зарядку. При этом весь процесс идет полностью в беспроводном режиме. Отметим, что ранее все представленные образцы в подобном режиме заряжались только от специальных платформ.
Еще одним средством спасения для терпящих энергетическое бедствие устройств стал энергопак Energi от Tylt. На первый взгляд, устройство заряжается около 5 часов, а по габаритам сравнимо с бумажником весьма состоятельного человека, но, с другой стороны, оно обладает внушительной емкостью на 10 тыс. 400 мА/ч (для сравнения, запас батареи iPhone 4 составляет около 1,5 тыс. мА/ч). Кроме того, Energi способен заряжать сразу два гаджета.
Компании – участники CES-2013 не обошли вниманием и любителей привередливых планшетов от Apple. Инженеры Digital Innovations разработали переходник ChargerDr для зарядки iPad напрямую от ноутбука. Ранее у пользователей регулярно возникали ситуации, когда планшетник отказывался от предложенного источника питания. Теперь же пользователь "яблочного" устройства гарантированно защищен от сообщения "Зарядка не началась", возникающего по причине проблем с коммутацией.
"Темпераментный" телевизор
Во всемирной истории изобретений почетное место занимает пульт дистанционного управления, снабженный динамиком, который подает сигналы всякий раз, когда хозяин начинает его поиски по всему дому. Для тех, кому и такого содействия недостаточно, южнокорейская компания LG предлагает вообще отказаться от пульта. Нет, обладателю новой модели телевизора не предлагают снова вставать с дивана всякий раз, когда он захочет переключить канал, как это было в 90-е гг. Для активации полного набора функций телевизора теперь достаточно будет сделать несколько взмахов рукой. Во фронтальную панель экрана вмонтированы датчики, улавливающие движения, аналогичные тем, что ранее использовались для игровых приставок Kinect. Правда, создатели умалчивают о том, как их новинка приживется в домах у людей, сдабривающих свою речь активной жестикуляцией.
Другой новинкой "с характером" стали телевизоры от Panasonic и Sony. Обе панели созданы с применением более энергоэкономичных органических светодиодов (OLED). Диагональ Panasonic раскинулась на 56 дюймов, а разрешение 3840х2160 пикселей перешагнуло формат HD ("высокая четкость"), получив новую категорию UHD ("ультравысокая четкость"). Согласно заявленной спецификации, новинка от Sony не сильно отличается от телевизора Panasonic. Тем более руководители обеих компаний заявили о намерении сотрудничать в освоении нового сегмента рынка.
От конкурентов не отстает и Samsung: помимо уже упомянутой технологии OLED UHD, инженеры южнокорейской компании удивили посетителей выставки гибким телевизором. Его экран можно изгибать по желанию владельца, это призвано обеспечить построение наилучшего угла просмотра для конкретного помещения. Стоит отметить, что разработчики компании предлагают такой же гибкий экран, но уже реализованный в формате смартфона. Инновация в виде эластичности позволит изнутри прогибать тактильный дисплей для формирования кнопок, что, несомненно, повысит его удобность.
Черным по серому
Свои разработки на CES-2013 представили и российские производители. Наделавший шуму в России в конце 2012г. YotaPhone дебютировал и на международной арене. Особенность гаджета состоит в том, что его фронтальный дисплей ничем не отличим от других смартфонов, но вот оборотная сторона скрывает полноразмерный экран, выполненный на безе технологии "электронных чернил". Российские специалисты стали пионерами в данной отрасли, так как до этого подобными экранами могли похвастаться лишь электронные книги, но никак не устройства связи.
Помимо удобного чтения, новинка дает своему владельцу выигрыш в экономии заряда батареи. Свои разработки в области использования "электронных чернил" также представили инженеры компании Plastick Logic, благодаря усилиям которых увидело свет устройство под названием PaperTab. Ключевая его часть представляет собой полимерный экран, информация на котором отображается при помощи "электронных чернил". Однако читалка, снабженная подобным экраном, позволит не только просматривать материал, но и осуществлять ввод при помощи прикосновений. Для передачи информации с одного устройства на другое не нужно соединять их проводами, потребуется всего лишь одно касание экраном по экрану.
При этом гибкость PaperTab сравнима с гибкостью обычного бумажного листа, эту же особенность авторы использовали для упрощения навигации по загруженному контенту — достаточно лишь согнуть устройство. Кроме того, она значительно повышает защищенность PaperTab от внешнего воздействия. Стоит отметить, что гибкий экран как на базе OLED технологии, так и "электронных чернил" сам по себе стал хитом на CES-2013. Возможно, что с развитием этой технологии уже в скором будущем дисплеи планшетников и смартфонов смогут выдержать удары посерьезнее, чем падение с журнального столика, или же получат способность сворачиваться в браслет на руке пользователя и перестанут занимать место в кармане.
"Держитесь крепче"
Участники выставки не обошли вниманием и любителей игр. Специально для них компания Razer представила свой планшет Edge. В дополнение к получившим повсеместное распространение акселерометрам, тачскрину и дисплею высокой четкости устройство обзавелось крепящимися по бокам ручками-джойстиками. Оснащенные кнопками, они упрощают процесс игры, делая его более захватывающим. Его графическую реализацию призваны обеспечить двухгигабайтная видеокарта от Nvidia и 8 Гб оперативной памяти типа DDR-3.
Тем же, кто любит не только играть, но и создавать игрушки своими руками, стоит обратить внимание на разработку Mindstorm EV3 от Lego. EV3 является третьем поколением программируемой платформы, которая предназначена для интеграции с моделями, выполненными на основе всемирно известных конструкторов. Она позволяет пользователю с нуля создавать полностью программируемого робота и координировать работу его моторов и сенсоров.
Платформа имеет слот под карту памяти SD и USB-порт, а также может получать команды через беспроводное соединение Wi-Fi. По словам разработчиков, они стремились создать устройство, которое позволит любому человеку при наличии 20 минут времени на изучение матчасти создавать программируемые устройства по своему вкусу. Помочь в создании неповторимых элементов дизайна роботов и не только сможет модернизированный 3D-принтер Replicator 2X, разработанный компанией MakerBot. Уникальность устройства заключается в печатающей головке, а именно в том, что их теперь их две и печатают они сразу двумя видами пластика - полилактидом и АБС-пластиком. Точность экструдирования позволяет добиваться толщины в 100 микрон на слой, а экономичность процесса по сравнению с моделями предыдущего поколения выросла почти на треть.
Отметим, что, благодаря развитию технологий, реализованному в подобных изобретениях, производство сложных и уникальных устройств все чаще перемещается из лабораторий и фабрик в небольшие офисы и дома, что еще больше ускоряет прогресс.
Евгений Борзых, РБК