» » » Российские физики начали эксперимент по созданию 117-го элемента

Российские физики начали эксперимент по созданию 117-го элемента

28-07-2009, 11:35 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (1 664)

Российские физики начали эксперимент по синтезу 117−го элемента таблицы Менделеева. Его будут получать, обстреливая мишень из берклия-249 на ускорителе тяжелых ионов.

Физики из Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) начали эксперимент по синтезу 117-го элемента таблицы Менделеева. Его будут получать, обстреливая мишень из берклия-249 на ускорителе тяжелых ионов, сообщает РИА «Новости».

«Мишень из берклия установлена на циклотроне У-400, циклотрон запущен, эксперимент начался», -- сказал директор лаборатории ядерных реакций имени Флерова ОИЯИ Сергей Дмитриев.

Процесс

Процесс синтеза происходит следующим образом: на огромной скорости частицы из ускорителя попадают в мишень, где ядра кальция бомбят берклий. За мишенью образуется поток продуктов реакций -- осколки ядер, протоны, нейтроны, ядра кальция и берклия, среди них могут быть и ядра нового сверхтяжелого элемента. Позже поток очищается в газовом сепараторе от всего лишнего, и уже за сепаратором находятся детекторы, которые и фиксируют рождение ядра 117-го элемента.

Кому это надо

Синтез сверхтяжелых элементов -- это совместный эксперимент ОИЯИ и ведущих ядерно-физических центров США. Специально для него американские физики из Окриджской национальной лаборатории наработали 25 мг берклия. Позже в НИИ атомных реакторов в Димитровграде (Ульяновская область) из него сделали мишень.

Для синтеза 117-го элемента, который получил временное название унунсептий (Uus), понадобился очень дорогой материал -- берклий-249. Его стоимость достигает десятков миллионов долларов за грамм. На синтез берклия американцы потратили около $0,5 млн. Российская же сторона потратит на создание 117-го элемента $1,5 млн.

Однако уже сейчас физики сомневаются, удастся ли извлечь из этого открытия пользу. «То, чем мы занимаемся, относится к области фундаментальной науки. Это такая наука, которая ни сейчас, ни в обозримом будущем никакой прибыли не дает», -- сказал заместитель директора по научной работе лаборатории ядерных реакций имени Флерова ОИЯИ Андрей Попеко.

Свойства 117-го будут изучаться уже после его создания.

Ранее в лаборатории Флерова были получены сверхтяжелые элементы с атомными номерами со 112-го по 116-й и самый тяжелый на сегодня 118-й элемент.

Элементов с атомными номерами больше 92, то есть тяжелее урана, в природе не существует. Более тяжелые элементы, например плутоний, могут получать в атомных реакторах, а элементы тяжелее 100-го (фермия) можно получать только на ускорителях.

Источник: © ООО "Инфокс-Интерактив" 2009 г..

1. » #1 написал: VP (30 июля 2009 08:52)

Российские физики запустили циклотрон, где могут получить новый 117-й элемент таблицы Менделеева

Российские физики приступили к решающей стадии эксперимента по созданию 117-го химического элемента таблицы Менделеева. Соседние сверхтяжелые элементы с атомными номерами 112-116 и самый тяжелый на данный момент 118-й элемент были получены в 2000-2008 годах в том же Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне.

В природе не существует элементов с атомными номерами (числом протонов в ядре атома) больше 92-х, то есть тяжелее урана. Более тяжелые элементы, например, плутоний, могут нарабатываться в атомных реакторах, а элементы тяжелее 100-го (фермия) можно получать только на ускорителях, путем бомбардировки мишени тяжелыми ионами. При слиянии ядер мишени и "снаряда" и возникают ядра нового элемента.

В данном случае мишень из берклия, изготовленная ранее и привезенная накануне из НИИ атомных реакторов (НИИАР) в Дмитровграде, была установлена на циклотроне У-400. С его запуском и начался уникальный эксперимент, в случае успеха которого в реальном мире появится ядро атома, возможно, никогда ранее не существовавшего во Вселенной, передает РИА "Новости".

Для синтеза 117-го элемента необходимы две составляющие - мишень из берклия-249 и ускоренный пучок положительно заряженных ионов кальция-48. Этот последний представляет из себя очень редкий стабильный изотоп и стоит довольно дорого - около 200 тысяч долларов за грамм. Поэтому эффективность использования этого вещества является принципиально важной, рассказали агентству в лаборатории.

При этом берклий-249 в разы дороже - его стоимость достигает 10 миллионов долларов за 100 миллиграммов. Процесс получения этого элемента длительный (до пяти лет) и также чрезвычайно дорогой. В мире существуют всего две установки, где можно это сделать - реактор HFIR в Окридже (США) и реактор СМ в НИИАРе.

Физики из Окриджа синтезировали для российских коллег 25 миллиграммов берклия-249. В НИИАРе берклий нанесли тонким слоем на титановую фольгу толщиной 1,5 микрона. Сектора из этой фольги были вставлены в мишень - колесо диаметром около 20 сантиметров.

Берклий отличается высокой радиоактивностью. Поэтому мишенный блок ускорителя пришлось снимать и переносить в лабораторию радиохимии, где специалисты в безопасных условиях установили в него мишень.

Берклий распадается, превращаясь в другой элемент - калифорний. Период полураспада - 320 дней, это значит, что за это время из 25 миллиграммов берклия останется 12,5 миллиграмма. Это заставляет физиков торопиться, им придется работать четыре-пять месяцев практически без остановки, многие отказались от отпусков.

Как будет "рождаться" новый элемент

Ядра берклия и кальция "встретятся" в экспериментальной установке - ускорителе заряженных частиц, циклотроне У-400. Он, как и других ускорители, разгоняет заряженные частицы с помощью магнитного поля.

Этот тип ускорителя устроен так, что частица, которая находится между полюсами электромагнита, разгоняется, двигаясь по спирали, а затем вылетает в специальный канал, где ставятся мишени и другие исследовательские установки.

Вылетев из циклотрона по специальному каналу, пучок ионов кальция "врезается" в мишень - колесо, в секторах которого закреплена фольга с напылением из берклия. Колесо очень быстро вращается, иначе пучок прожжет в нем дыру.

Встречаясь с мишенью, пучок выбивает атомы, элементарные частицы, осколки ядер, и среди этого "мусора" могут быть и ядра нового элемента. Чтобы отделить их, за мишенью стоит газонаполненный сепаратор. Уже за ним стоят специализированные детекторы, которые и призваны обнаружить рождение 117-го элемента.

Ученые теоретики полагают, что новый элемент будет "жить" всего лишь доли секунды - примерно, десятые доли.

Однако зафиксировать появление первого ядра, первое "событие", как говорят физики, - недостаточно. Необходимо проследить всю цепочку дальнейших реакций, как распадается "новорожденное" ядро, какие изотопы при этом образуются. Необходимо, чтобы "событие" повторилось неоднократно, а для международного признания результата нужно, чтобы ту же реакцию повторила другая лаборатория.

После получения подтверждения заявка поступает в Международный союз чистой и прикладной химии (International Union of Pure and Applied Chemistry - IUPAC), который подтверждает открытие, после чего ученые имеют право предложить название для него.

IUPAC консультируется с химиками по всему миру, чтобы название нового элемента хорошо звучало на всех языках. Согласно "Википедии", временное обозначение не полученного пока 117-го элемента - унусептий (Uus). Оно образовано из корней латинских числительных и буквально обозначает "сто семнадцатый".

Эксперименты по синтезу сверхтяжелых элементов позволяют понять, есть ли граница существования элементов, сколько их всего может быть, а с другой стороны отвечают на вопрос, откуда вообще взялись элементы, почему одних элементов много, а других мало.

Уже полученные тяжелые элементы применяются ни для каких целей, кроме исследования их свойств, - как из-за малого времени полураспада, так и из-за того, что их удается получить в ничтожно малых количествах. (NEWSru.com)