Кроманьонец Эци, чьи мумифицированные останки были найдены в 1991 году, считается одной из первых известных науке жертв предумышленного убийства. Его тело со следами схватки было найдено в долине Эцталь на границе Австрии и Италии. Ученые предположили, что покрывающие кожу Эци татуировки имели религиозное, мистическое значение. Однако группа австрийских медиков установила – таинственные письмена являются лишь следами от иглоукалывания.
Древний европеец жил в этих краях примерно 5300 лет назад. По результатам настоящего детективного расследования удалось установить, что он и его товарищ стали жертвами нападения двух противников.
Во время схватки в спину Эци вонзилась стрела, но он, тем не менее, не бросил своего раненого друга и долго нес его на себе, пока не обессилел. Возможно, он не смог спасти соплеменника и продолжил путешествие один, однако вскоре умер от потери крови. Именно такую картину дает реконструкция событий, проведенная итальянскими археологами.
Ученые сразу обратили внимание на то, что тело пещерного человека было покрыто множественными татуировками – всего 57 сложных изображений из точек и линий. Эти символы располагались на нижней части позвоночника, правой лодыжке и внутренней стороне левого колена. Долгое время считалось, что рисунки были элементом процесса инициации – обряда признания юноши мужчиной и перехода его во взрослую жизнь.
Кроме того, татуировки связывали с профессиональной деятельностью Эци – австрийский этнограф Ганс Хайд на основании косвенных фактов выдвинул предположение, что кроманьонец был колдуном или жрецом. Ведь вскоре после обнаружения мумии поблизости было открыто ранее неизвестное доисторическое святилище, и Эци вполне мог туда направляться.
Но, вопреки сложившемуся мнению, последние исследования австрийских ученых показали, что основным назначением татуировок кроманьонца была забота о здоровье. К такому выводу пришла группа из Медицинского университета Граз под руководством доктора Марии Анны Пабст.
Большинство нанесенных на тело Эци рисунков располагается непосредственно на точках акупунктуры, и порядок их расположения такой, какой мог бы выбрать врач, практикующий иглоукалывание, при лечении артрита. Наличие этого заболевания у Эци было обнаружено по анализу костных тканей практически сразу после извлечения мумии из ледника. Также кроманьонец страдал болями в позвоночнике.
По роду предполагаемой деятельности первобытному жрецу приходилось совершать дальние переходы по холмистой местности. Об этом говорят пропорции костей ног, сложившиеся, по-видимому, с ранних лет. Хотя в целом странствия были не свойственны кроманьонцам, поэтому и заболевания суставов ног были не распространены.
Возможно, сам Эци или знахарь племени проводил "иглоукалывание", чтобы снять болевые симптомы. По предположению австрийских этнографов, тот, кто покрывал тело Эци лечебной разметкой, делал достаточно глубокие проколы и надрезы на коже.
Анализ татуировок показал, что совершались они кремниевым острием, покрытым сажей, – на тканях кожного покрова были найдены микроскопические осколки кремния и возникающие в процессе горения древесины сдвоенные атомы углерода.
Для исследования Мария Анна Пабст и ее коллеги использовали электронный микроскоп, при помощи которого изучили как татуировки кроманьонца, так и свободные от рисунков участки кожи – для сравнения. Обнаружение столь явного соответствия татуировок с точками акупунктуры стало для специалистов неожиданностью – долгие годы считалось, что практика иглоукалывания появилась в Китае тысячелетием позже.
Павел Урушев