Ранее YouTube и производитель ноутбуков Lenovо предложили школьникам и студентам разработать научные эксперименты, лучшие из которых будут реализованы на борту МКС. Работы на конкурс YouTube Space Lab могли подаваться в двух возрастных категориях - от 14 до 16 лет и от 17 до 18 лет, как отдельными людьми, так и небольшими исследовательскими группами.
Чтобы принять участие в проекте, участнику было необходимо до 7 декабря загрузить видеоролик о своем эксперименте длиной не более двух минут на сайт youtube.com/spacelab. Проект поддержали космические агентства США (NASA), Европы (ESA) и Японии (JAXA), а также компания Space Adventures, которая занимается космическим туризмом. Конкурсанты могли подавать до трех экспериментов в одной или двух научных дисциплинах - биологии или физике.
Победителями стали два эксперимента, которые и будут проведены на МКС. Первый из них предложил 18-летний Амир Мухаммед из Египта. "В отличие от других представителей своего отряда зебровый паук-скакун сам нападает на добычу, а не ждет, когда она запутается в паутине. Но что он будет делать в условиях микрогравитации? Амир считает, что паук сможет приспособиться и изменить свою тактику охоты. Но так это или нет, покажет только космический эксперимент", - говорится в представлении предложенной Амиром работы.
Второй эксперимент предложили 16-летние Дороти Чен и Сара Ма из США. "Дороти и Сара обратили внимание на исследование, согласно которому болезнетворные качества микроорганизмов могут усиливаться в условиях космоса. Они предложили отправить культуры бактерий на орбиту и опробовать на них различные вещества, способные остановить их рост. Если эта гипотеза подтвердится, полученные знания можно будет использовать для борьбы с микробами на Земле", - говорится в представлении работы Дороти и Сары.
В жюри конкурса вошли ученые, астронавты и педагоги, включая профессора Стивена Хокинга (Stephen Hawking), руководителя отдела исследований и операций NASA Уильяма Герстенмайера (William Gerstenmaier) и основателя компании Cirque du Soleil Ги Лалиберте (Guy Laliberte). Эксперты оценивали присланные заявки с учетом мнений пользователей YouTube.
Список из 60 финалистов был объявлен 3 января 2011 года, одновременно с началом работы жюри и публичного голосования. Шесть региональных финалистов были приглашены в Вашингтон. Затем были отобраны два победителя, по одному из каждой возрастной группы.
Как сообщалось ранее, победители примут участие в полете в условиях нулевой гравитации и получат компьютеры Lenovo IdeaPad. Кроме того, они смогут выбрать одну из двух наград - поездку в Японию с экскурсией по пусковому комплексу JAXA, включая присутствие на запуске космического корабля к МКС, либо прохождение уникальной программы подготовки космонавтов в Звездном Городке (Россия). В курс обучения войдут элементы существующих программ подготовки космонавтов, а также тур по Москве и подарки, включающие костюм космонавта.
Space Lab входит в более широкую программу YouTube, цель которой - повысить использование портала в образовательных целях. Цели продвижения своих технологий в сферу образования преследует и Lenovo.
В преддверии совместного проекта с YouTube Lenovo запустила планшетный компьютер Space Lab Special Edition ThinkPad Tablet с памятью 32 ГБайт, в которой содержатся учебные приложения, посвященные космосу, значок экспедиции МКС, стикер проекта Space Lab, сумку и наушники с функцией шумоподавления.