Аристотель называл человека «рациональным животным», однако аккуратные эксперименты показывают, что обычные муравьи действуют рациональнее обычных людей.
Представьте себе такую ситуацию. Вы собираетесь приобрести дачу в поселке, с большим домом и с большой собственной территорией вокруг. Но на продажу выставлены только два участка, один – с большим домом, а на другом дом маленький, зато земли вокруг много. По оценке ученых, выбор между ними распределится примерно поровну, и любой вариант будет достаточно рациональным выбором. Но допустим, что в продаже появляется третий дом, большой, но вообще без собственной территории.
И тут, как показывают исследования, человек становится склонен к иррациональному решению. Большой дом с небольшой землей вдруг становится куда более привлекательным, чем маленький дом с обширной территорией. В целом, обнаружили ученые, люди, как и другие животные склонны менять свое решение, если вместо двух им предлагается три варианта на выбор. У муравьев все куда строже и рациональнее.
Эти насекомые в определенные моменты существования колонии тоже подбирают себе жилье, хотя, конечно, совсем не так, как люди. Отдельные рабочие муравьи разбегаются по окрестностям в поисках подходящего места. С их точки зрения, лучший дом – тот, у которого самая большая и темная пещера и самый маленький и укрытый вход в нее. Если муравей находит подходящий вариант, он призывает своих сотоварищей тоже осмотреть его, а те – следующих. Если дом и вправду подходящий, число муравьев в нем понемногу растет. Когда оно достигнет определенной критической величины, начинается массовое возвращение и переезд: рабочие переносят королеву и яйца в новый дом.
Итак, ученые во главе со Стивеном Прэттом (Stephen Pratt) решили проверить, насколько рациональны муравьи в этих своих действиях. Для 26-ти колоний они собрали несколько подходящих обиталищ. Одно из них было достаточно темным и обширным, но со слишком большим (на муравьиный вкус) входом. Второе – с маленьким входом, но с не слишком темным помещением. Как и люди, в этом случае муравьи один из двух вариантов выбирали с почти равной частотой. Затем ученые (как в описанной выше истории с домами) добавили третью альтернативу, которая была по одному из параметров равной одному из предыдущих вариантов, но по второму – сильно хуже их обоих. К примеру, обиталище с маленьким входом, но полностью освещенное внутри, что для муравьев совершенно неприемлемо.
В отличие от людей, этот вариант нисколько не нарушил рациональность выбора муравьев. Они снова с одинаковой частотой останавливались на одном из первых двух вариантов. По мнению Прэтта, муравьиные колонии оказываются более рациональными по довольно интересной причине. Дело в том, что каждый муравей, делая свой выбор, просто не имеет перед собой полной картины происходящего. Он не осматривает все три обиталища, сразу останавливаясь на одном, если оно ему понравилось. Найдя подходящее место, они совершенно не интересуются, нет ли поблизости чего-нибудь получше. «Группа действует лучше, - добавляет Прэтт, - потому что отдельные ее члены некомпетентны».
По мнению ученых, такие исследования позволят выстроить эффективные модели коллективного принятия решений. К примеру, они не без иронии замечают, что на манер муравьев действуют некоторые комиссии по выделению научных грантов. Каждый эксперт не в силах рассмотреть все до одной заявки, и они делают выбор, не имея представления о ситуации в целом.
Читайте, кстати, о совершенно поражающем открытии, сделанном учеными недавно. Оказалось, что одна муравьиная колония незаметно для нас захватила практически всю нашу планету.
По публикации ScienceNOW
«Тайны подземелья».
Глобализация актуальна не только для людей. Выяснилось, что одна колоссальная колония южноамериканских муравьев с помощью человека захватила практически всю планету. Аргентинские муравьи – их тьмы, и тьмы…
Карта распространения аргентинских муравьев
По счастью, этот вид отличается миролюбием
То, что происходит на поверхности Земли, с нами и с нашей цивилизацией, по большей части, известно. Люди открыли материки, заселили их, воевали друг с другом, запустили в космос ракеты, строят боевые самолеты 5-го поколения и осваивают нанотехнологии. Но все это время в подземной темноте шла своя, незаметная для нас, но колоссальная жизнь. Лишь недавно ученые обнаружили ее масштаб – и поразились.
Аргентинские муравьи (Linepithema humile), как и большинство своих собратьев, живут большими колониями. Особей, относящиеся к одной колонии, можно считать «родственниками», и они никогда не проявляют агрессии друг к другу, узнавая собратьев по особенностям химических маркеров на поверхности их тел.
Одна из таких колоний и поразила ученых, которые обнаружили, что она распространилась почти на всю нашу планету: ответвления ее обитают в Западной Европе и на Дальнем Востоке, в Южной Африке и Австралии, в обеих Америках. Судя по всему, это крупнейшая в мире колония насекомых, и по распространению своему она может сравниться только с нашей собственной цивилизацией.
Более того, именно наша цивилизация привела к ее появлению. «Корни» этого муравьиного мира находятся в Южной Америке, и именно люди разнесли его по остальным материкам (кроме разве что Антарктиды). В Европе одно из найденных поселений этой колонии простирается на 6 тыс. км вдоль Средиземноморского побережья. В Калифорнии обнаружен муравейник, протянувшийся на 900 км.
До сих пор считалось, что эти огромные поселения независимы, и лишь теперь ученые пришли к выводу, что они представляют собой отдельные ветви колоссальной «мега-колонии». Исследования, проведенные японскими и испанскими учеными во главе с Эйрики Сунамурой (Eiriki Sunamura), показали, что все они по-прежнему несут одинаковые химические маркеры в углеводов на поверхности своих тел.
Ученые взяли муравьев из самой большой европейской колонии, из сравнительно небольшой колонии в испанской Каталонии, из крупной колонии в Калифорнии и из нескольких колоний в Японии. Затем они применили основной тест: на агрессивность. Дело в том, что муравьи, относящиеся к одной колонии, никогда не станут атаковать друг друга. В итоге было показано, что хотя жители некоторых небольших колоний из Японии «скрестили челюсти», те, что жили в гигантских колониях Европы, в больших колониях из США и Японии, отнеслись друг к другу вполне по-родственному. Это значит, что они по-прежнему сохраняют друг с другом невидимую «связь».
Коротко говоря, все они ведут себя полностью так, как должны вести себя друг по отношению к другу обитатели единого муравьиного сообщества. Судя по всему, обитатели «супер-колоний» в Европе, Северной Америке и Японии и вправду являются прямыми родственниками и генетически восходят к общим предкам. Вступая в контакт, они узнают химические отпечатки друг друга и воспринимают друг друга, как родных.
По сообщению BBC News
Источник: popmech.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Публицист
публикации 4
комментария 403
Рейтинг поста: