Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Ученый-биолог Вячеслав Дубынин рассказал о природе одаренности

Ученый-биолог Вячеслав Дубынин рассказал о природе одаренности


10-09-2012, 00:43 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: virginiya100 | комментариев: (13) | просмотров: (8 095)

"Лента.Ру" пообщалась с ученым и расспросила его, от каких факторов зависит проявление одаренности, как нужно воспитывать одаренных детей, одинакова ли степень одаренности у мужчин и женщин и можно ли стимулировать ее развитие при помощи химических препаратов.
 
Журналисты: Давайте начнем с общего вопроса: что такое одаренность, и разделяется ли она на какие-то типы? Я имею в виду, одинакова ли одаренность музыканта, писателя, ученого, опытного интернет-блоггера, который знает, где скачать новинки музыки 2012, или это разные типы одаренности?
 http://img.lenta.ru/articles/2011/06/30/endowments/picture.jpg
Вячеслав Дубынин: Да, безусловно, это разные типы одаренности. Мы можем себе представить способности человека как некое плато, из которого местами выпирают этакие "бугры" одаренности, образовавшиеся благодаря генам, среде, воспитанию. Иногда встречаются очень гармонично одаренные люди, которые примерно одинаково одарены в различных областях. Но такая равномерность, все-таки, больше характерна для прошлого - сейчас для того, чтобы достичь каких-то заметных успехов в той или иной области, приходится тратить столько сил, что заниматься чем-то еще нет никакой возможности. Вполне возможно, что какой-нибудь великий спортсмен одарен еще и как пианист, но если он 12 часов в день посвящает плаванию, то еще 12 посвятить игре на фортепиано он уже не сможет.

Какие структуры в мозгу отвечают за все эти типы одаренности?

Если взять одаренного пианиста, то у него должны быть развиты музыкальный слух, музыкальная память, он должен обладать хорошей моторикой. За эти качества отвечают мозжечок, слуховые центры, центр, связанный с памятью. У одаренного спортсмена должна быть развита двигательная сфера, и, кроме того, для него очень важно стремление к победе, к лидерству. Соответственно, в мозгу должны быть развиты отвечающие за это центры. У человека, который стремится к научным открытиям, будут развиты центры, связанные с новизной. Кроме того, у такого человека хорошо развита дофаминовая система. Дофамин - это нейромедиатор, который, в числе прочего, отвечает у людей за радость при узнавании нового. Например, когда Архимед бежал по улице и кричал свое знаменитое: "Эврика!" - то у него явно дофамин в мозгу бурлил.

Наконец, практически для всех типов одаренности очень важна мотивированность - за нее отвечают гипоталамус и базальные ганглии.

А каковы генетические механизмы, определяющие, будет ли человек одаренным в какой-то области? Есть ли на сегодняшний день какие-то внятные результаты или это все туманно?

Более или менее понятно, какие гены отвечают за одаренность в сфере спорта. Там оказались важны гены, управляющие, например, прорастанием сосудов в сердце или тем, насколько эффективно окисляется глюкоза в мышечных клетках. Это в основном касается тех видов спорта, которые требуют длительной физической нагрузки: плавание, лыжи или бег. Теоретически, уже сегодня можно провести генетический анализ и сказать родителям ребенка, которые хотят отдать его в легкую атлетику, есть ли у него серьезные шансы стать олимпийским чемпионом.

То есть со спортом все более или менее ясно. А что с интеллектуальной и творческой одаренностью? Есть ли какое-то понимание, хотя бы примерно, какие гены ответственны за это?

Большая часть работ как раз относятся к категории "хотя бы примерно". Многие из них посвящены изучению роли уже упомянутой дофаминовой системы. Похоже, что определяющую роль тут играют рецепторы, воспринимающие дофамин. То есть в первом приближении можно считать, что дофамин выделяется у всех примерно в одинаковых количествах, но у некоторых людей нейроны к нему более чувствительны. И опять же, дофамин участвует в двух процессах: в стремлении узнавать новое и в получении удовольствия от движения. Соответственно, за эти два качества отвечают рецепторы, расположенные на разных структурах мозга - у людей, которые любят танцевать и заниматься спортом, они расположены на базальных ганглиях, а у тех, кто получает особое удовольствие от новизны в основном, в лобной коре.

В последнее время появилось несколько работ, в которых показано, что определенные варианты рецепторов дофамина более свойственны одаренным людям, но все такие исследования пока находятся в зачаточном состоянии.

Кстати, дофаминоподобные наркотики - например, кокаин или амфетамины - действуют именно на эти рецепторы. Только амфетамины преимущественно влияют на двигательную составляющую, а кокаин - на корково-интеллектуальную.

А что с людьми искусства? Как у них расположены рецепторы?

Мозг человека искусства, также как и мозг человека науки, ориентирован на новизну - то есть, у него дофаминовые рецепторы таким же образом расположены. Другой вопрос, что у художников, поэтов, музыкантов полушария по-другому выстроены. Хотя существует масса примеров людей, которые одновременно были одарены как в области искусства, так и в научной сфере. Например, Леонардо да Винчи и другие деятели эпохи Возрождения. Из более поздних примеров можно вспомнить химика и композитора Александра Бородина.

Могут ли какие-нибудь болезни мозга, патологические состояния способствовать развитию одаренности? Многие талантливые люди страдали от тех или иных заболеваний, и возникает вопрос, случайность это или закономерность.

Да, некоторые психопатологии или невропатологии - когда они не слишком сильно выражены - могут способствовать развитию одаренности. Одно из таких заболеваний - эпилепсия; от нее страдали, например, Достоевский и Ван Гог. Дело в том, что при эпилепсии происходит общая активация мозга, и часть этой энергии может использоваться для стимуляции процессов, необходимых для проявления одаренности. Многие думают, что эпилепсия - это обязательно припадки, но это неверное мнение. Эпилептический очаг в мозгу у больного тлеет постоянно, и он может активировать мозг, не доводя его до припадка.

Кроме того, способствовать проявлению одаренности могут психотические нарушения, то есть психозы. Психозы в клинической практике это состояния, когда какая-то из врожденных программ избыточно активно себя проявляет. То есть нормальное человеческое поведение подразумевает смену программ - например, смену исследовательского поведения на пищевое, потом на оборонительное, потом на половое и так далее. Мы меняем свою программу в зависимости от среды. Для психотического мозга характерно "зависание" на определенной программе и меньшая ориентация на среду. В тот момент, когда мозг входит в психотическое состояние, для него попадание в эту программу, в его "пунктик", настолько значимо, что среда начинает влиять на поведение гораздо меньше.

Иногда человек эту избыточную энергию "зависания" ухитряется перенаправить в творческий процесс. Поэтому грань между чрезвычайной мотивированностью в каком-то поведении и психозом зачастую очень тонкая.

А все эти исследования по природе одаренности проводятся разрозненно или же есть отдельная область науки, которая занимается подобными работами?

Наука, которая изучает, как наследуются разные черты личности - интеллект, темперамент и другие - называется психогенетикой. Она зародилась еще в конце XIX века и тогда базировалась на исследовании монозиготных близнецов, воспитывавшихся вместе или раздельно. Ученые смотрели, похожи ли у них темперамент, интеллект, память, скорость реакции, сенсорное восприятие, мимика, почерк, походка и так далее.

Стало ли из этих исследований понятнее, что важнее в проявлении таких признаков - среда или гены?

Если говорить очень грубо, то выходит 50 на 50. Очень многие наши признаки, в том числе и IQ - тотальный коэффициент интеллекта, а также базовые характеристики темперамента, например, экстраверсия, где-то на 50 процентов зависит от генов, а на 50 процентов - от среды. Иногда на гены чуть меньше приходится - около 40 процентов. В случае психопатологий, аддикций - скажем, склонности к наркомании, к алкоголизму или к суициду вклад генов больше где-то от 60 до 70 процентов.

Какие именно проявления среды важны для развития одаренности? Например, насколько значимы детские впечатления?

Детские впечатления чрезвычайно важны. Этот процесс "впечатывания" тех или иных впечатлений в случае, если мы говорим о животных, носит название импринтинга, а в случае человека - импрессинга. У человека импрессинг происходит в не очень раннем детстве. Классический пример - это Софья Ковалевская, великая женщина-математик. В возрасте около десяти лет она попала на дачу, где все стены были оклеены страницами из учебника математики. И это ее так заворожило, что она связала свою жизнь с математикой.

Каков механизм импрессинга?

Скорее всего, основополагающую роль здесь играют нейромедиаторы - они дают ребенку приток положительных эмоций, которые будут у него ассоциироваться с тем или иным видом деятельности. Далее гормоны задают общий положительный фон - если его нет, то человек не будет стремиться заниматься какой-то деятельностью. Таким образом, развитие одаренности можно представить как такой последовательный процесс - гормоны определяют возможность проявления одаренности как таковой, медиаторы "ответственны" за одаренность в какой-то более узкой сфере, а уже конкретно выбор пути происходит за счет импрессинга.

Ну и плюс для проявления одаренности важны условия среды - ребенку должно повезти с педагогами и с условиями жизни. В истории бывали эпохи, когда вдруг появлялось множество людей, талантливых в какой-то одной сфере - вспомнить хотя бы Серебряный век русской литературы или появление импрессионистов во Франции во второй половине XIX века.

А, в принципе, в какой среде лучше проявляется одаренность? В конкурентной или, наоборот, в среде, которая позволяет расслабиться?

Это зависит от типа одаренности - если человек одарен как спортсмен или как политик, то тут конкуренция очень важна. Современная наука - это тоже конкуренция: кто у кого вырвет грант, кто первый застолбит тему, кто первым откроет. Практически, Клондайк.

Но для многих сфер конкуренция будет мешать - взять, например, искусство. Из-за того, что туда проник бизнес, люди работают на ускорение, а это не всегда идет на пользу процессу. В итоге нередко вместо Искусства с большой буквы мы получаем кучу мазни, которая продается за большие деньги. Кроме того, слишком благоприятные условия - финансовые, например, - вредят одаренности. Мотивация для развития одаренности не должна быть финансовой - это должно быть желание постоянно самосовершенствоваться.

Каким образом можно формировать подходящую среду для развития одаренности?

Похоже, мало кто знает, как это делать - хотя в истории есть примеры уникальнейших педагогических экспериментов, когда из учебных заведений выходила масса если не гениев, то, по крайней мере, очень одаренных людей. Таким был, например, Царскосельский лицей.
Специалисты анализировали, что происходит в таких учебных заведениях, как именно действуют педагоги, чтобы стимулировать развитие одаренности?

Механизм, прежде всего, состоит в том, чтобы увидеть одаренность ребенка и помогать ему в соответствии с типом одаренности. Одаренного поэта надо воспитывать как поэта, одаренного художника - как художника, одаренного политика - как политика. А для этого нужен индивидуальный подход, который массовой педагогике совершенно не свойствен.

Беда в том, что все рекомендации окажутся ужасно банальными, а настоящая проблема заключается в том, как их реализовывать. Чтобы воспитать одаренность ребенка, учитель сам должен обладать педагогической одаренностью - то есть, прежде всего, обладать умением сопереживать, чувствовать другого человека. Но вы думаете, что при приеме в педагогический институт наличие такой одаренности учитывается?

Получается, что с какой стороны мы ни подходим к вопросу об одаренности, все время упираемся в то, что на данный момент ученым ничего не понятно. Ясно, что важно влияние нейромедиаторов, но как именно они действуют - неясно. Ясно, что должны быть развиты какие-то зоны мозга, но какие - до конца не известно. Ясно, что важно влияние среды - но как создать оптимальные для развития одаренности условия, непонятно. Я правильно понимаю, что все исследования, касающиеся природы одаренности, находятся в зачаточном состоянии?

По сравнению с тем, что было, скажем, 20-30 лет назад, достигнут глобальный прогресс. Я думаю, что в не очень далеком будущем исследователи определят, какие гены ответственны за наличие одаренности, и создадут подобие генетического паспорта. Далее психологи вместе с физиологами мозга и генетиками смогут создать модель идеального очень одаренного человека - то есть прописать, какие варианты генов у него должны быть. В эту модель можно подставлять параметры конкретного ребенка и смотреть, какой у него будет спектр одаренности.

В общем и целом ясно, как решать эту проблему, но в нее потребуется вложить даже больше денег, чем было вложено в проект "Геном человека" (в общей сложности на него было потрачено свыше трех миллиардов долларов - прим. "Ленты.Ру"). Для создания модели необходимо провести полный генетический анализ десятков тысяч одаренных людей. Ну или хотя бы определить, какие у них присутствуют варианты 300-400 ключевых генов, отвечающих за развитие одаренности (это по предварительным прикидкам).

Но пока эта область науки привлекает меньше внимания, чем области, связанные с медициной - я имею в виду исследование генетических причин заболеваний мозга. Но раз ученые смогли разобраться со спортивной одаренностью, то это получится сделать и со всем остальным. Правда, тут возникает другая проблема - этическая. А хотим ли мы знать эту информацию? И хотим ли мы, чтобы ее знал работодатель? Опять же, когда у людей появятся генетические паспорта, очень актуальным станет вопрос утечки информации.

Еще один вопрос про наследственный характер одаренности одинаково ли она выражена, в среднем, у мужчин и женщин?

Для рассказа о гендерных различиях в проявлении одаренности полезно рисовать вот такую диаграмму (см. врез). На ней хорошо видно, что график для мужчин размыт больше и на нем отчетливее проявляются крайние состояния: среди них больше гениев и больше идиотов. Но если провести вертикальный срез, то в некоторых положениях оказывается, что одаренных женщин не меньше, а, может, даже больше, чем одаренных мужчин. Но вообще, в обыденной жизни, когда речь не идет о каких-то суперспособностях, гендерные различия нивелируются индивидуальными. 
 http://img.lenta.ru/articles/2011/06/30/endowments/pic001.jpg 

По горизонтальной оси расположена степень одаренности,

а по вертикальной - количество людей. Зеленым показано

распределение для женщин, а синим - для мужчин, хотя,

если рисовать более строго, то отличия между графиками

будут не так явно выражены.


Такие отличия между мужчинами и женщинами можно списать на Х-хромосому. Отсутствие одной Х-хромосомы у мужчин делает их организм более "разболтанным" по многим параметрам. У них оказывается не такой хороший генный баланс - тут уместно вспомнить фразу о том, что на мужчинах эволюция и природа экспериментируют, а женщины - это фактор сохранения стабильности популяции.

И последний вопрос, немножко невпопад - про то, о чем вы упомянули в самом начале, про амфетамины, которые действуют на дофаминовые рецепторы. Не означает ли этот факт, что, теоретически, можно создать препараты, которые будут воздействовать на те или иные дофаминовые рецепторы и таким образом стимулировать определенные типы одаренности?

Никаких принципиальных проблем с точки зрения физиологии я не вижу, но я вижу этические проблемы. Вот предположим, родители хотят, чтобы их ребенок вырос гениальным программистом, и они начинают стимулировать его мозг такими препаратами, скажем, в возрасте одного года. Вопрос в том, допустимо ли это.

Кроме того, если мы слишком сильно будем воздействовать на ту или иную зону мозга, мы рискуем повредить ее. Например, кокаин чрезвычайно повышает работоспособность и мотивированность, но при этом буквально пережигает нервные клетки. Очень быстро синапсы в мозгу начинают работать хуже, соответственно, человек становится зависимым от наркотика.

То есть, если и думать об искусственной стимуляции одаренности, то это нужно делать с умом, очень аккуратно - в противном случае вы получите ребенка, который очень одарен на протяжении, скажем, пяти-семи лет, а потом его мозг будет непоправимо поврежден. Конечно, можно весь ресурс, отпущенный человеку на 70 лет жизни, "выгрести" за год, но гораздо правильнее учиться растягивать положительные эмоции от того же творческого процесса на длительное время. Наш мозг планирует от достигнутого - то есть он хочет положительных эмоций сегодня больше, чем вчера. И если их меньше, чем вчера, мозг воспринимает этот факт как поражение. И это, кстати, одна из серьезных проблем одаренных людей - а, впрочем, и не только их.



Источник: lenta.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится7



Комментарии (13) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #13 написал: virginiya100 (3 октября 2012 21:04)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: Людмила
    Странная позиция
    Для вас может и странная. А для меня - от опыта общения и "лечения". Когда после такого себе дороже выходит.
    Так что вопросы тут не к пациентам. А к врачам.

       
     


  2. » #12 написал: Людмила (3 октября 2012 20:59)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 212
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: virginiya100
    Может я вас удивлю, но ни к тому и ни к другому. Практики хорошо поднаторели на расшивании карманов. Они у них все шире и глубже. Теоретики подвизаются на том же поприще, только в ВУЗах.Поэтому я стараюсь обходиться без обращений к любого рода "специалистам".


    Странная позиция.

       
     


  3. » #11 написал: virginiya100 (26 сентября 2012 20:46)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: Людмила
    Вы к какому профессионалу пойдёте лечиться или заниматься, к теоретику или практику с большим успешным стажем работы?
    Может я вас удивлю, но ни к тому и ни к другому. Практики хорошо поднаторели на расшивании карманов. Они у них все шире и глубже. Теоретики подвизаются на том же поприще, только в ВУЗах.
    Поэтому я стараюсь обходиться без обращений к любого рода "специалистам".

       
     


  4. » #10 написал: Swarm (26 сентября 2012 20:44)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Редакция
    публикации 12002
    комментария 7832
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: vovannoviy
    когда таланты и способности пытаются понять с точки зрения материализма, то... короче можно сразу на мусорку такие статьи выбрасывать, даже если их автор трижды доктор наук.

    Вот именно, что доктор наук и мусорными категориями рассуждать пальцем по воздуху не может и не должен. Наука признает то, что ею изучено, но никак не отрицает "нематериальную" природу сознания, но и не подтверждает. Просто тому нет фактов. Если оные будут, то и наука их признает. А вам все сразу.
    Хватит равнять науку с учениями. Они и рядом не стояли.

       
     


  5. » #9 написал: Людмила (26 сентября 2012 20:31)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 212
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: Mr. N
    Поясните пожалуйста логику, ибо ее наличие в этой фразе сомнительно. С чьей колокольни должны рассуждать ученые, с вашей? На каком основании?

    Не смоей колокольни, а с точки зрения, которая включает не только материальную составляющую, но и психику, воспитание, задатки и цель, ради которой человек пришёл в этот мир.Биологи видят только узкую полоску, базирующуюся на материалистических позициях, потому и выводы их неполные, а значит ошибочные.
    Цитата: virginiya100
    Да ну? А ваши выводы суть последняя инстанция? Для справки: Дубынин Вячеслав Альбертович – профессор , доктор биологических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры МГУ.Дубынин Вячеслав Альбертович, 1961 г. рождения, гражданин России, работает ведущим научным сотрудником кафедры физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. С 1995 года является доцентом, а затем профессором Института молодежи – МГСА – МосГУ.


    У меня стаж 25 лет работы с непростыми детьми и взрослыми. Остальное перечислять не буду, к делу не относится. За званиями можно прятаться, но недолго. Дело всё же в профессионализме и понимании ситуации шире, чем это себе биологи позволяют. Вы к какому профессионалу пойдёте лечиться или заниматься, к теоретику или практику с большим успешным стажем работы?

       
     


  6. » #8 написал: virginiya100 (10 сентября 2012 18:05)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: vovannoviy
    когда таланты и способности пытаются понять с точки зрения материализма, то... короче можно сразу на мусорку такие статьи выбрасывать, даже если их автор трижды доктор науки вообще, агрессивный материализм, свойственный многим ученым, это одна из худших бед человечества, гораздо хуже чем агрессивный идеализм, свойственный религиозным фанатикам.

    Вова.... Ты закусывай.
    А лучше не пиши фигни. Или читай внимательно

       
     


  7. » #7 написал: vovannoviy (10 сентября 2012 17:51)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    когда таланты и способности пытаются понять с точки зрения материализма, то... короче можно сразу на мусорку такие статьи выбрасывать, даже если их автор трижды доктор наук
    и вообще, агрессивный материализм, свойственный многим ученым, это одна из худших бед человечества, гораздо хуже чем агрессивный идеализм, свойственный религиозным фанатикам.

       
     


  8. » #6 написал: virginiya100 (10 сентября 2012 14:52)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: poisk-istini
    Т.е. эфемерная часть науке неподвластна.

    Ну Дубынин же и говорит:
    все такие исследования пока находятся в зачаточном состоянии.

    И вообще он в этих вопросах очень осторожен. И не лезет с "открытиями" в такие тонкие сферы напролом:
    Никаких принципиальных проблем с точки зрения физиологии я не вижу, но я вижу этические проблемы. Вот предположим, родители хотят, чтобы их ребенок вырос гениальным программистом, и они начинают стимулировать его мозг такими препаратами, скажем, в возрасте одного года. Вопрос в том, допустимо ли это.

    Кроме того, если мы слишком сильно будем воздействовать на ту или иную зону мозга, мы рискуем повредить ее.

       
     


  9. » #5 написал: poisk-istini (10 сентября 2012 14:42)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Я в интервью увидел такую деталь: что касается тела, то ученые могут сказать, есть ли предпосылки у ребенка стать спортсменом. А вот что касается интеллекта, умственных способностей, талантов, то тут все сложнее и просто через гены не выявить, станет ли ребенок великим физиком или художником. Т.е. эфемерная часть науке неподвластна.
    И как пишет наш редактор Гопман: "Физика только-только подходит к изучению сознания".

       
     


  10. » #4 написал: virginiya100 (10 сентября 2012 11:59)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: Людмила
    Что-то в последнее время мне часто стали попадаться статьи биологов, рассуждающих со своей колокольни и поэтому выводы их ложные.
    Да ну? А ваши выводы суть последняя инстанция? Для справки:
    Дубынин Вячеслав Альбертович – профессор , доктор биологических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры МГУ.
    Дубынин Вячеслав Альбертович, 1961 г. рождения, гражданин России, работает ведущим научным сотрудником кафедры физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. С 1995 года является доцентом, а затем профессором Института молодежи – МГСА – МосГУ.

    Общий стаж работы – 23 года, в том числе педагогический в системе высшего образования – 14 лет. С 1987 г. - кандидат биологических наук; с 2002 г. - доктор биологических наук.

    Ведет активную преподавательскую деятельность на биологическом, медицинском и психологическом факультетах МГУ им. М.В. Ломоносова, а также на психологических факультетах ряда высших учебных заведений Москвы (МНЭПУ, Институт современной экономики, Институт аналитической психологии и др.).

    Дубынин А.В. подготовил и читает для студентов-психологов вечернего отделения МосГУ следующие дисциплины:

    - анатомия центральной нервной системы;
    - физиология центральной нервной системы;
    - Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем.

    Кроме того, им разработаны курсы по психофизиологии, психогенетике, экологии. По основному месту работы Дубынин В.А. ведет спецкурс «Физиология двигательных систем мозга», входящий в систему повышения квалификации работников высшего образования на базе МГУ им. М.В. Ломоносова.
    Как преподаватель, Дубынин В.А. стремится к целостности и информационной насыщенности читаемых дисциплин; ставит задачу формирования у студентов младших курсов базовых представлений о физиологических и биологических основах функционирования психики.
    Является соавтором издания «Регуляторные системы организма человека» (М., Дрофа, 2003, 368 с.), допущенного Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов. Пособие включает курсы лекций по анатомии ЦНС, физиологии ЦНС с основами нейрофармакологии, физиологии ВНД, нейроэндокринологии; написано доступным языком и получило высокую оценку у студентов и преподавательского состава.

    Дубыниным В.А. подготовлены учебные программы и краткие учебные пособия по всем читаемым им дисциплинам. Кроме того, он является соавтором учебных материалов по биологии для школьников старших классов, в том числе издания «Биология. Пособие для поступающих в вузы» (изд-во МГУ, 2002), где им написаны главы, касающиеся деятельности нервной системы. Дубынин В.А. входит в состав Федерального экспертного совета Министерства образования РФ (секция «Школьные учебники по биологии»).

    Дубынин В.А. по основному месту работы является руководителем курсовых, дипломных и диссертационных работ по специальности "Физиология", неоднократно привлекался для рецензирования и оппонирования диссертаций.
    Имеет более 100 опубликованных в российской и зарубежной печати научных работ, относящихся к различным областям физиологии мозга и нейрофармакологии. Из них в виде статей представлено около 45 работ. Ответственный исполнитель гранта РФФИ № 02-04-48561 («Влияние бета-казоморфинов на материнско-детское взаимодействие экспериментальных животных»). Эксперт межведомственного фонда «Наука долголетия» по программам в области нейронаук.
    Владеет основными современными мультимедийными технологиями получения и представления информации (в том числе учебной; с использованием Internet, иностранных источников и т.п.)......................................................
    http://psychology.mosgu.ru/prepodavateli/dubinin.htm

       
     


  11. » #3 написал: Mr. N (10 сентября 2012 10:44)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Эксперт
    публикаций 0
    комментариев 513
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: Людмила
    рассуждающих со своей колокольни и поэтому выводы их ложные.

    Поясните пожалуйста логику, ибо ее наличие в этой фразе сомнительно. С чьей колокольни должны рассуждать ученые, с вашей? На каком основании?


    --------------------
    "Зло, существующее в мире, почти всегда результат невежества, и любая добрая воля может причинить столько же ущерба, что и злая, если только эта добрая воля недостаточно просвещена." А. Камю

       
     


  12. » #2 написал: Karavaikin (10 сентября 2012 09:40)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 640
    Рейтинг поста:
    0
    «Я полагаю, что посредственность само-заслужена, а гениальность самонаграждена.»
    Уолтер Расселл


    --------------------
    -Сколько измерений в нашем мире?
    -Два.Знание и незнание.Видимость и невидимость.

       
     


  13. » #1 написал: Людмила (10 сентября 2012 09:33)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 212
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: Мы можем себе представить способности человека как некое плато, из которого местами выпирают этакие "бугры" одаренности, образовавшиеся благодаря генам, среде, воспитанию.
    -------
    После этого можно дальше не читать. Биолог, по своей профессиональной привычке, всё поставил с ног на голову.

    Человек одарён изначально, а воспитание, образование могут или утопить или помочь реализовать то, что заложено.Гены только инструмент тела в реализации того, зачем человек пришёл на планету и что ему надо тут выучить, с чем познакомиться и что испытать.
    Кстати, часто идут по ложному пути, развивая в человеке то, что он уже накопил в предыдущих воплощениях, и кончается это обычно плохо. Человек начинает понимать, что прожил не ту жизнь, которую надо было бы и кончает с ней или насильно, или с помощью болезни. Так ушёл, например, Миронов.
    Что-то в последнее время мне часто стали попадаться статьи биологов, рассуждающих со своей колокольни и поэтому выводы их ложные.

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map