Новосибирский Академгородок – готовое "Восточное Сколково"
Не требуется переносить столицу из Москвы в Новосибирск, чтобы развить здесь мощнейший центр науки, образования и инноваций мирового уровня
Алексей Владиленович Одинцов - журналист.
Здесь может состояться проект "Восточное Сколково". Фото Вячеслава Степанова |
Владимир Путин побывал в новосибирском Академгородке трижды. В 2005-м он знакомился с исследователями и инноваторами на продолжительной встрече в Доме ученых. В июне 2011-го, еще будучи премьером, в университетских стенах констатировал, что в Академгородке «шикарный коллектив», которому «удается коммерциализировать результат своей деятельности». А в феврале нынешнего года Путин, осмотрев строительство центра IT-технологий, поддержал создание в новосибирском Академгородке консорциума, который объединит Новосибирский государственный университет, институты Сибирского отделения РАН и созданный на их базе технопарк. Вернувшись в Москву, он дал конкретное поручение: подготовить к декабрю 2012 года проект новой мегаструктуры.
Подмосковье или Сибирь
Сегодняшний Академгородок под Новосибирском, невзирая на 55-летний возраст, в чем-то похож на послезавтрашнее Сколково. Это тоже территориально обособленный научный центр со «своими» университетом и технопарком, с компактной жилой зоной. Но главное отличие Академгородка – то, что он существует в настоящем времени. Здесь развиваются десятки научных школ, признанных ведущими в стране и в мире. Здесь работают институты Сибирских отделений РАН и РАМН, поблизости – федеральный медицинский центр «Клиника Мешалкина» и вирусологический «Вектор».
Научные институты получают кадровую подпитку, прежде всего из Новосибирского госуниверситета. Картину научно-инновационного центра дополняет технопарк, учрежденный Сибирским отделением РАН и региональным правительством. Сходство со сколковской моделью дополняется присутствием в Академгородке представительств и центров иностранных корпораций – таких как Intel, Shlumberger, Baker Hughes и других.
Впрочем, от Сколкова здесь с самого начала не дистанцировались. Один из ведущих ученых СО РАН, академик Валентин Пармон входит в состав КНС – консультативного научного совета фонда «Сколково». Совсем недавно, в мае, очередная сессия КНС под сопредседательством нобелевских лауреатов Жореса Алферова и Роджера Корнберга прошла в Академгородке.
Прирастает и прирастать будет
Неподалеку от въезда в Академгородок на фоне соснового леса можно видеть надпись: «Российское могущество прирастать будет Сибирью». Эти слова Михаила Ломоносова стали неофициальным слоганом Сибирского отделения РАН – главного, если можно так выразиться, резидента Академгородка. Вообще-то СО РАН ведет научную деятельность по всей «Большой Сибири», ее девять научных центров работают от Тюмени до Якутска, а отдельные организации – от Кызыла до Надыма. И Академгородков у Сибирского отделения четыре – кроме Новосибирска, в Томске, Красноярске и Иркутске. Но около половины всего потенциала СО РАН сосредоточено под ломоносовским девизом.
Сердце Академгородка – это институты СО РАН, расположенные вдоль проспекта Лаврентьева, и «исторический центр» – так называемая Верхняя зона, в основном застроенная 4- и 5-этажными домами. «Верхушка» – это и НГУ, и Дом ученых, а главное – лесопарк, настолько уникальный для индустриального Новосибирска, что сюда специально приезжают на прогулки, а группа жителей даже выступила с инициативой придать «городу-лесу» статус памятника историко-культурного наследия, как Кижам или Суздалю…
Кстати, о жителях. Во всем Академгородке, включая и Верхнюю зону, и три небольших «полуспальных» микрорайона, насчитывается 89 200 человек, от младенцев до столетних (девять академгородковцев прожили свой первый век). Каждый пятый работает в СО РАН. 20% населения – это, разумеется, не большинство. Академгородок – не закрытый моногород, здесь живут и студенты, и персонал инновационных компаний, и много кто еще. Но сотрудники Сибирского отделения РАН – самая большая группа населения Академгородка, при этом ее численность год за годом прирастает. Пусть на проценты и доли процентов, зато непрерывно.
Национальный проект академика Лаврентьева
Проспект научных институтов, открывающийся ломоносовской цитатой, носит имя академика Михаила Лаврентьева – первооснователя и Академгородка, и всего Сибирского отделения РАН. В 20 километрах от Новосибирска создавался не просто научный центр, а комплекс полного цикла. Лаврентьев и его сподвижники прекрасно понимали важность инфраструктуры, в которой не существует второстепенных элементов. Например, без аспирантуры нет развития научных школ, а аспирантуры нет без общежитий. Без мощных электро- и гидросетей нет установок, без установок нет экспериментов и достоверных результатов. Для научного общения, в том числе международного, тоже нужна соответствующая база.
Наконец, «команда Лаврентьева» была убеждена в том, что люди науки должны жить в комфортной, привлекательной и экологичной среде. Ученые – люди требовательные, в частном секторе или на заводских окраинах они почему-то не селятся. Это понимали и в советское время, тем более что в новосибирский Академгородок требовалось привлечь светил отечественной науки из Москвы, Ленинграда, Киева…
Задача была выполнена. В научную «деревню Лаврентьевку» (как тогда называли построенный в лесу Академгородок) собрались ведущие ученые страны. Приехал академик Сергей Христианович, до этого организовавший МФТИ – легендарный «физтех» – в Долгопрудном. Экономист Абел Аганбегян сменил на Сибирь кабинет в одном из комитетов Совета Министров СССР. Знаменитый археолог Алексей Окладников, коренной сибиряк, вернулся в родные края из Ленинграда. Они и многие другие наполнили уютный Академгородок тем, для чего он создавался, – новыми научными знаниями и результатами, практическими разработками, а главное – поколениями продолжателей. Теперь эта питательная среда может быть использована как основа для организации «Восточного Сколкова».
«Здесь все для этого есть: научные кадры, университет, технопарк, промышленность. Главное, что наш новый президент почувствовал, что это – то самое место, где есть все условия для создания крупного прорывного центра. Все, что создано в советское время, надо использовать и усилить», – считает первый заместитель председателя Сибирского отделения РАН, академик Ренад Сагдеев.
Ложка искусственного дегтя
Уверенность Сагдеева во многом связана с тем, что в Академгородке практически нет межведомственной чересполосицы. Сибирское отделение РАН здесь основной фондодержатель и налогоплательщик, один из крупнейших во всей Новосибирской области. Земли, здания, сооружение, жилье, коммуникации Академгородка – федеральная собственность, находящаяся в оперативном управлении СО РАН. Это обосновано масштабами деятельности Отделения и ее важностью для решения национальных задач. В том числе и оборонных. Недавно ученые обратились к вице-премьеру Дмитрию Рогозину с инициативой создания соответствующего центра на базе ряда институтов.
Но в последние год-два в Академгородке наблюдаются и другие явления. Появились группы из числа местных жителей, которые начали агитацию за то, чтобы Сибирское отделение РАН передало местным чиновникам всю используемую им инфраструктуру, включая земли федерального фонда. Многое из этой активности выглядит как действия по команде: проводятся пикеты с приглашением телевидения, собираются подписи под «письмами в Кремль», устраиваются пресс-конференции и бурные полемики в Интернете…
Словом, всплеск общественной активности по всем правилам современных политтехнологий. И, согласно этим же правилам, власти города и области в ответ не могут порой не высказывать своего «понимания».
Руководство научного центра не отказывается от диалога – разумеется, со всеми жителями научного центра. Главный ученый секретарь СО РАН академик Николай Ляхов дал разъяснения в одной из местных газет: «То, что ошибочно (или преднамеренно?) называют «собственностью СО РАН» – это достояние Российской Федерации. Для передачи федерального имущества в собственность другого уровня (регионального, муниципального) недостаточно одного только желания, кем бы и как оно ни изъявлялось. Более того, не исключена вероятность попадания переданного имущества (особенно земли) в частные руки в силу объективно происходящих в стране и в нашем городе процессов передела собственности, что уже не раз показывала практика».
Академик Ляхов – депутат горсовета и знает не понаслышке, что это за практика. Например, несколько лет назад во главе электроводоснабжения СО РАН оказался менеджер, передавший имущество на баланс частной компании, которая начала брать мзду «за аренду и услуги». После того как менеджера уволили, он со своей командой поддержал сторонников избавления академии от «непрофильных активов». Если расшифровать модный термин, то речь идет о земле, сооружениях, ЖКХ и других ресурсах, которые сегодня находятся в федеральной собственности и поэтому не могут использоваться для извлечения прибыли в частных интересах.
Эта недоступность – как красная тряпка для некоторых бизнесменов Новосибирска и связанных с ними городских бюрократов. «Речь идет о судьбе богатейшего наследия академика М.А.Лаврентьева и его сподвижников, – акцентирует председатель СО РАН академик Александр Асеев. – Будет ли оно использовано для жизненно важного для России развития науки, образования и модернизации экономики или послужит обогащению узкой группы дельцов и чиновников?»
От решения этой дилеммы во многом зависит и судьба «Восточного Сколкова».
Новосибирск
Новосибирский научный центр (ННЦ) СО РАН |
Научно-исследовательские институты |
33 |
Филиалы институтов и другие научные организации |
9 |
Другие организации и учреждения (управление, сервис и т.п.) |
7 |
Всего занятых в ННЦ СО РАН |
18 247 человек |
Сотрудники научных организаций |
15 404 человека |
Работники социальной сферы |
2222 человека
|
Источник: ng.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 173
Рейтинг поста: