» » » У рыб нашли магниточувствительные клетки

У рыб нашли магниточувствительные клетки

10-07-2012, 14:30 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (1 045)

Клетки радужной форели в переменном магнитном поле ведут себя подобно стрелке компаса. По словам учёных, это первые непротиворечивые результаты, указывающие на существование таких клеток у животных.

Магниточувствительная клетка форели и микрофотография включений магнетита (изображение авторов исследования).

Впервые способность ориентации в магнитном поле была обнаружена у птиц в 1960-х годах. Хотя с тех пор магнитное чувство нашли ещё у целого ряда животных, механизм его оставался неясен.

Во-первых, у животных, очевидно, не было органа, который собирал бы магнитный сигнал, усиливал его и переводил на язык нейронных импульсов, как это делает ухо со звуковыми колебаниями. Во-вторых, соответствующие рецепторные клетки должны были бы содержать магниточувствительные структуры — например, кристаллы магнетита. Этот минерал был найден у бактерий, которые тоже могут чувствовать магнитное поле. Но большинство попыток отыскать магнетитовые клетки у животных заканчивалось неудачей: мешало или загрязнение простым железом, или те же примеси бактериального магнетита.

Исследователям из Мюнхенского университета Людвига — Максимилиана (ФРГ) удалось надёжно показать, что магниточувствительные клетки действительно существуют. Учёные экспериментировали с клетками эпителия радужной форели, которая, как и другие мигрирующие животные, может ориентироваться по магнитному полю.

Ранее что-то подобное у форели находили, но результаты считались «требующими дополнительной проверки».

На сей раз, по-видимому, никаких сомнений возникнуть не должно.

Исследователи помещали эпителиальные клетки в переменное магнитное поле. Те клетки, которые пытались крутиться вместе с полем, и были магнитными. Частота таких клеток в зоне магниточувствительности у форели невелика — одна на 10 тысяч, всего около сотни.

С другой стороны, как отмечают исследователи в журнале PNAS, малочисленность таких клеток компенсируется их высокой чувствительностью. А чувствительность обеспечивается большими скоплениями магнетитовых кристаллов: в 10–20-микронной клетке магнетитовые включения занимают один микрон. Клеточные «магнитные стрелки» прикреплены к мембране, и, как полагают учёные, при изменении ориентации магнитного поля магнетитовые частицы «напрягаются» и передают это напряжение непосредственно клеточной мембране, с которой соответствующий импульс идёт по нейронам в мозг.

Вместе с тем нельзя пока сказать однозначно, играют ли эти клетки роль рецепторов. Иными словами, это магниточувствительные клетки, но пока ещё не клетки магнитного чувства. Чтобы полностью убедиться в их рецепторной функции, учёные должны увидеть передачу специфического нейронного сигнала с этих клеток в ответ на изменения поля.

Обратная ситуация имеет место у птиц: у них нашли нейроны для передачи магнитного сигнала, но до сих пор не нашли рецепторных клеток. Надо думать, что метод, которым учёные искали рецепторы магнитного поля у форели, сработает и у птиц, и тогда таинственная магнитная чувствительность наконец-то получит полное анатомическое воплощение.

Подготовлено по материалам The Scientist.

1. » #1 написал: VP (11 июля 2012 12:44)

Биологи обнаружили в носу форели магнитный навигатор

Многие животные, рыбы и птицы совершают миграции на тысячи километров, безошибочно определяя направление движения. Учёные давно предполагали, что они ориентируются по магнитному полю Земли. И вот группа учёных из университета Людвига Максимилиана (Ludwig-Maximilians-Universitt Mnchen) впервые получила подтверждение этой гипотезы. В статье, опубликованной в журнале PNAS, исследователи сообщают, что нашли в носу форели клетки, чувствующие магнитное поле.

Работы в этом направлении проводились и ранее. Так учёные установили, что в тканях перелётных птиц и мигрирующих рыб содержится минерал магнетит, который, как предполагалось, играет важную роль в способности этих животных определять направление движения. Однако ещё никому не удавалось найти клетки, выполняющие эту функцию.

Михаэль Винкльхофер (Michael Winklhofer) и его коллеги выбрали для исследований радужную форель (Oncorhynchus mykiss). Некоторые разновидности этой рыбы способны выходить из рек в море и совершать путешествия на 300 километров. Но спустя несколько лет все они безошибочно возвращаются к местам, где появились на свет.

Учёные разработали уникальную методику, позволяющую идентифицировать особые клетки, помогающие форели ориентироваться по магнитному полю Земли.

В качестве отправной точки биологи использовали исследования 10-летней давности, которые зафиксировали изменение электрической активности нервов в области носа рыб под воздействием магнитных полей.

Немецкие исследователи аккуратно выделили различные клетки из области носа радужной форели и поместили их в чашки Петри. Затем вокруг чашек создали вращающееся магнитное поле.

Оказалось, что примерно одна из 10 тысяч клеток вращается с той же частотой, что и поле. Изъяв эти клетки и рассмотрев их под микроскопом, Винкльхофер и его коллеги обнаружили в каждой из них частицы магнетита. Минерал располагался рядом с клеточной мембраной.

Учёные полагают, что в носовой области каждой рыбы содержится от 10 до 100 подобных клеток.

"Удивительно, что магнетизм в каждой клетке был в десятки и сотни раз сильнее, чем мы предполагали раньше, — говорит Михаэль. – Это может говорить о том, что рыбы определяют не только направление на север, но и более сложную информацию о точной широте и долготе".

Метод, разработанный немецкими учёными, поможет в скором времени выявить подобные клетки у других видов животных и даже, возможно, у людей.