Идеальное состояние дорог и безопасность пассажиров при проведении зимних Олимпийских игр в Сочи обеспечат разработки учёных Ростовского госуниверситета путей сообщения.
Входящий в состав университета НИИ «Лаборатория испытания и мониторинга в гражданском и транспортном строительстве» ведёт работу по нескольким направлениям. Предложенная учёными георадиолокационная диагностика объектов инженерной инфраструктуры уже внедряется в практику. Метод получил международное признание. Сконструированный в Ростове георадар награждён золотой медалью XV Московского салона изобретений и инновационных технологий «Архимед–2012».
– Георадар устанавливается на подвижном составе в специальном коробе либо подвешивается под вагоном, – рассказывает Зелимхан Хакиев, доцент кафедры физики РГУПС. – При движении излучается сигнал, который, отражаясь от слоёв грунта или локальных объектов – труб, инженерных коммуникаций, – регистрируется приёмной антенной в режиме реального времени. На мониторе оператора, который проводит обследование, отображается так называемая радарограмма. Она может быть дешифрована вручную либо обрабатывается автоматически специальной программой. При этом определяются и выдаются на экран такие важные параметры, как деформативность пути, его конструктивные слои, влажность, уклон, координаты участка трассы. Программа также определяет засорённость балласта, что раньше было недостижимо. В щебень попадают, например, жидкие углеводороды из подтекающих цистерн, продукты жизнедеятельности человека (не все пассажирские вагоны оборудованы биотуалетами), – всё это со временем ухудшает дренажные и динамические свойства железнодорожного полотна, что может сказаться на безопасности движения.
Полотно железной дороги в окрестностях Сочи. Фото с сайта vk.com/sochi.
Чтобы при эксплуатации пути не возникало никаких проблем, необходимо проводить георадарное сканирование несколько раз в год и отслеживать сезонные изменения. А в критических местах желательно использовать дополнительные средства сбора информации, ставить датчики и вести мониторинг.
Так, например, в районе станции Кизитеринка возле Аксайского моста в Ростовской области учёные НИИ, обследовав путь георадаром, спрогнозировали возможный сход грунта, определили критические значения влажности на данном участке. Теперь здесь ведётся постоянное наблюдение, чтобы не допустить внештатной ситуации.
– Важным достоинством использования нашего программно-аппаратного комплекса является то, что для расшифровки полученных данных достаточно владеть компьютером, – подчёркивает профессор Виктор Явна, заведующий кафедрой физики. – Программа составляет текстовый отчёт, в котором прописано всё до мельчайших подробностей – где какие проблемы обнаружены, и сопровождает это изображением. В дальнейшем наше заключение становится основанием для проведения ремонта.
Георадар позволяет оценить качество строительных работ – например, укладки асфальта, ремонта автотрассы. Без сверления и бурения можно в точности установить толщину, однородность слоёв дорожного покрытия и понять, соответствуют ли они ГОСТам.
Также проводится диагностика водопропускных дуг и тоннелей, волнорезов. За ними со временем за счёт компрессионного эффекта могут возникать полости. И это представляет опасность для пути, который проходит близко к морю.
В НИИ «Лаборатория испытания и мониторинга в гражданском и транспортном строительстве» разработаны и запатентованы новые материалы, которые позволяют укреплять насыпи вдоль прибрежной линии.
Фото с сайта wikipedia.org.
– Каждый год на подсыпку балласта тратятся миллиарды рублей, потому что со временем щебень «сползает», – поясняет Зелимхан Хакиев. – В Европе успешно используются особые клеи, которые закрепляют щебень на много лет. Мы разработали и предлагаем собственный состав из отечественных материалов. Намерены обосновать необходимость его внедрения на нашей железной дороге. Это совершенно точно будет значительно дешевле.
Учёные лаборатории участвовали в подготовке проектов строительства автомобильной дороги и железнодорожной ветки в районе олимпийских объектов. Им было поручено ответить на вопрос, как поведёт себе почва, если искусственно изменить русло реки, а на её месте проложить дорогу. Было проведено компьютерное моделирование, сделан прогноз, и проектная организация учла все эти данные при выполнении заказа.
В лаборатории создано устройство, которое позволяет дистанционно обнаруживать даже под шпалами посторонние объекты, включая взрывчатку. Специальная тележка движется по рельсам, осуществляет съёмку и передаёт по радиоканалу сигнал. Тесты, проводившиеся на полигоне под контролем сотрудников МВД, показали высокую эффективность метода.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: serg2011 (16 июня 2012 07:11) Статус: |
а чего это за штуковина на 1ом фото похожая на деревяшку?
Рискну предположить, что на снимке изображён экспериментальный образец прибора в момент испытаний. Доска заменяет скамейку для оперативного обслуживания или регулировки. В штатном режиме скорее всего не понадобится, но видимо других фото пока нет.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 123
Рейтинг поста:
Рискну предположить, что на снимке изображён экспериментальный образец прибора в момент испытаний. Доска заменяет скамейку для оперативного обслуживания или регулировки. В штатном режиме скорее всего не понадобится, но видимо других фото пока нет.