В Москве в немецком посольстве прошла презентация суперледокола, способного бурить океаническое дно, стоя посреди арктических льдов. Корреспонденты Infox.ru попытались разобраться в деталях этого масштабного проекта.
ТТХ
«Аврора Бореалис» Длина 199 метров, ширина 49 метров. Водоизмещение 65 000 тонн. Топливо — дизельное. На судне могут находиться 120 человек. Глубина бурения — до 5000 метров, а глубина самой скважины — до 1000 метров. Стоимость проекта 650 млн евро. Стоимость одних суток работы на ледоколе — 100 000 евро.
Проект научно-исследовательского ледокола «Аврора Бореалис» («Aurora Borealis», «Северное сияние») разработали ученые из Института полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера (AWI) (Германия) под руководством профессора Йорна Тиде (Jörn Thiede). И хотя проект стартовал 1 марта 2008 года, научных, политических и экономических вопросов вокруг него создалось множество.
Зачем нужен такой корабль?
Как рассказал корреспонденту Infox.ru профессор Тиде, уникальность ледокола прежде всего в его многофункциональности. «Аврора Бореалис» сможет легко маневрировать как среди арктических, так и среди антарктических льдов. Экспедиции будут проводиться в течение круглого года, независимо от сезона — и зимой, и летом. С корабля можно изучать все компоненты арктических экосистем — атмосферу, лед, воду, земную кору и живые организмов. И все-таки среди самых приоритетных задач, поставленных перед «Авророй Бореалис», говорит профессор Тиде, — получение палеоклиматических данных с помощью бурения. Только восстановив историю арктического климата, ученые смогут ответить на вопрос, что же мы сейчас видим в Арктике — кратковременные колебания температуры или однонаправленное потепление климата.
По словам профессора Тиде, «Аврора Бореалис» также дополнит существующую базу метеорологических данных. Хотя, по мнению многих ученых, в этих работах можно также использовать и систему автономных буев. Благодаря специальной программе сейчас по всей Арктике функционирует множество таких буев, оснащенных самым современным оборудованием. Они передают по спутниковой системе связи Iridium данные о солености воды, температуре воздуха и множестве других океанографических характеристик.
Кто заплатит?
Сейчас стоит вопрос о финансировании проекта. На данный момент, по словам профессора Тиде, в состав участников проекта входит 10 европейских стран и 15 научно-исследовательских институтов. Правда, среди официальных партнеров проекта есть и российский Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ). Между тем, как рассказал корреспонденту Infox.ru кандидат физико-математических наук, начальник отдела Международного сотрудничества ААНИИ Сергей Прямиков, « …в рамках этого проекта мы занимаемся изучением международно-правовых аспектов проведения исследований в полярных районах». Причем на правах не партнера, а подрядчика.
Найти инвесторов корреспондентам Infox.ru оказалось намного сложнее. На начальную стадию проекта Европейская комиссия выделила 4,5 млн евро. Теперь необходимо найти заинтересованные организации, готовые заплатить оставшуюся сумму — 645 млн евро. По некоторым данным, Германия готова профинансировать 30% от общей стоимости. Остальная сумма — под вопросом. Россия – среди основных кандидатов на возможное финансирование.
Зачем России ледокол?
Потенциально Россию может заинтересовать в этом проекте прежде всего возможность проведения глубоководного бурения в Арктике. Если Россия докажет, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева служат продолжением Восточно-Сибирской платформы, она может претендовать на 1,2 млн км2 шельфа, богатого нефтью, газом, алмазами, золотом, никелем и оловом. В 2007 году Россию постигла неудача — комиссия ООН по границам континентального шельфа отклонила притязания страны. Тогда в рамках экспедиции «Арктика-2007» глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» взяли пробы грунта со дна океана. Но этих данных для комиссии оказалось недостаточно. Чтобы узнать и доказать геологическое происхождение шельфа, необходимо провести бурение. Осадочных пород для доказательства явно не хватит. Но пока бурить России просто нечем – нет судов, способных выполнить эту задачу.
Между тем другие владельцы приполярных шельфов активно осваивают свою территорию. Американцы ведут работу в Аляскинском заливе, норвежцы — на своей территории, датчане и канадцы тоже своего не упустят… Как рассказали корреспонденту Infox.ru в Институте океанологии имени Ширшова РАН, выходов из ситуации несколько — вкладывать деньги в переоборудование лихтеровоза «Севморпуть», в строительство нового российского ледокола или вложить деньги в «Аврору Бореалис».
Что пугает потенциальных участников проекта?
Впрочем, помимо немалой в разгар кризиса суммы, потенциальных инвесторов пугает и репутация исследователей. Институт Вегенера уже прославился своими приполярными сверхпроектами. В частности, попыткой остановить глобальное потепление за счет уникального по своей вычурности эксперимента по заболачиванию океана.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+