Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Кожей чувствую

Кожей чувствую


8-04-2012, 21:56 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: Dragon1988 | комментариев: (12) | просмотров: (2 812)

Кожей чувствую



«Мы видим не глазами, а мозгом» – эта известная фраза принадлежит Полу Бах-у-Рита (Paul Bach-y-Rita), американскому нейрофизиологу, который всю жизнь занимался феноменом нейропластичности и разработал технологию, позволяющую заменить зрение электростимуляцией языка. Вместе с ним в Университете штата Висконсин работал Юрий Данилов, специалист по сенсорным системам человека. В конечном итоге их исследования привели к появлению в 2000-х уникального прибора для слепых – BrainPort. Данилов, который фактически считается продолжателем идей и дела Пола Бах-у-Рита, недавно на несколько дней приезжал в Москву. Мы побеседовали с ним о приборе, возможностях зрения и сенсорного замещения.


Пол Бах-у-Рита, американский нейрофизиолог, создатель Лаборатории тактильной коммуникации и нейрореабилитации Университета штата Висконсин 


Юрий Данилов: «В любой стране, в любой клинике я сталкиваюсь с одной и той же ситуацией: когда объясняю, что можно видеть языком, в ответ слышу одну и ту же реплику: “Вы что издеваетесь?!” Народ смеётся. Да что говорить – я сам смеялся раньше»

BrainPort состоит из миниатюрной цифровой видеокамеры, крепящейся в районе лба, а также процессора, который помещается в руке, и небольшой решётки из электродов, накладывающейся на язык
Справка STRF.ru: 
Данилов Юрий Петрович, нейрофизиолог с более чем 30-летним опытом исследований функций головного мозга и сенсорных систем, включая зрение, вкус, слух, тактильную и вестибулярную системы. Доктор Данилов -  первооткрыватель продолженных эффектов электротактильной стимуляции языка,  разрабатывает новые эффективные клинические приложения неинвазивной нейромодуляции и технологии сенсорного замещения. В настоящее время научный руководитель Лаборатории тактильной коммуникации и нейрореабилитации Университета штата Висконсин (США)
Справка STRF.ru: 
BrainPort – портативное устройство, позволяющее слепым видеть с помощью языка. Состоит из миниатюрной цифровой видеокамеры, крепящейся в районе лба, а также процессора, который помещается в руке, и небольшой решётки из электродов, накладывающейся на язык. Видеосигнал поступает от камеры в процессор, который переводит пиксели в электрические импульсы. Далее они через электроды  направляются на поверхность языка, причём каждый электрод связан с определённым пучком пикселей. BrainPort производит компания Wicab Inc. на основе технологии, разработанной в Университете штата Висконсин

Если не секрет, какова основная цель Вашего октябрьского визита в Москву?

– Было несколько причин. Во-первых, у меня ещё остались здесь друзья, коллеги. А во-вторых, наша технология распространена более чем в 20 странах мира, и поэтому не привезти её в Россию… как-то за державу обидно, что называется. В то же время я прекрасно понимаю, что эта технология совершенно бесконечная, бездонная для научных исследований, поскольку это не просто терапевтический прибор – это одновременно и устройство для исследования мозга. Правда, донести эту мысль  непросто. Я работал в Российской академии наук много лет, поэтому я прекрасно представляю, что такое новый неинвазивный (!) инструмент для исследования человеческого мозга. Например, почему приборы магнитного резонанса стали такими популярными? Потому что появилось средство изучать живой человеческий мозг. Нашу технологию не хочу напрямую сравнивать, но по возможностям исследования она не менее важна.

Поэтому я стремился и стремлюсь найти людей, которые бы заинтересовались использованием этой технологии для исследований. К  сожалению, в России сейчас так же, как и во всём мире – всех интересует практический выход, очень многие озабочены коммерческим выходом и практически никто не заинтересован академическим выходом.

В любой стране, в любой клинике я сталкиваюсь с одной и той же ситуацией: когда объясняю, что можно видеть языком, в ответ слышу одну и ту же реплику: «Вы что издеваетесь?!» Народ смеётся. Да что говорить – я сам смеялся. Но думаю, что ситуация скоро изменится.

Это же реальное научное и техническое достижение. Как оно может быть неинтересным?

– В прошлый мой приезд, когда мы обращались в исследовательский институт при Всероссийском обществе слепых, нам сказали, что мы на больных делаем деньги. Хотя о деньгах вообще речи никакой не было. За свои средства мы купили два прибора, привезли сюда. Были и в Воскресенске, где находится одна из школ для адаптации слепых. Пытались там заинтересовать людей – бесполезно.

Но ведь это не кот в мешке, это работающая технология, в эффективности которой любой может убедиться, хотя бы просто посмотрев ролики на You Tube – как тот же слепой скалолаз Erik Weihenmayer взбирается на стену…

– В этом и ему подобных роликах не видно главного – перспектив. Уже придумано семь поколений этого прибора. Сейчас его возможности упорно изучают военные в Англии и Америке, для того чтобы помочь солдатам, которые возвращаются из Ирака и Афганистана (речь идёт о тех, кто потерял зрение). Есть ещё более сложные случаи, когда люди и слепые, и глухие – для них это вообще единственный источник информации. Я могу долго рассказывать о том, что они способны делать с помощью прибора, и в роликах вы этого не увидите. Потому что объяснений этому даже у науки нет. Они каким-то образом чувствуют объём. Например, есть такая штука, когда слепой бросает мяч в корзину. Ведь он же чувствует расстояние. У нас для этого два глаза. У него – один язык.

Упомянутый скалолаз, тестируя самый первый прибор, пошёл по коридору и почувствовал дверь. Вот так подходит к ней, достигает дверного проёма и говорит: «I feel depth in this little tiny nothing». Это его слова – «я чувствую глубину в этом маленьком ничто». Как он ощущает её? Я не знаю. Никто не знает. Это вообще вопрос из серии, как человек ощущает трёхмерный мир в данной ситуации - там загадки на загадке. Я могу привести с десяток таких ситуаций, где я бессилен объяснить, как такое возможно. Либо у мозга ресурсов намного больше, чем мы думаем, и возможности для анализа информации намного более мощные, чем мы предполагаем, либо это что-то неизвестное вообще, в принципе.

Пол Бах-у-Рита фактически был основоположником технологии сенсорного замещения. Как  он пришёл к мысли, что кожей можно видеть?

– Для этого нужно читать его биографию. Она, к сожалению, полностью не опубликована. Если вы посмотрите книгу «Пластичность мозга», которая в этом году переведена на русский язык, там в первой главе о нём много сказано. Пол Бах-у-Рита посмотрел, что спайки всюду одинаковы. Язык мозга универсален. Все сенсорные системы разговаривают с мозгом на одном и том же языке. Проблема в том, как записать информацию. Через тот же зрительный прибор, если чуть-чуть открыть рамки, например, нормальному человеку можно подключить инфракрасную камеру, или ультразвук, или датчики радиации. То есть BrainPort становится универсальным прибором. Там не просто шестое чувство, можно до 36-го чувства дойти. Например, в компьютерных играх подключить long-range radar, чтобы чувствовать, что у тебя за спиной. У нас есть прибор, который мы применяли, когда учили подводников плавать с закрытыми глазами, потому что это практически невозможно. А задача такая существует. Аквалангист в воде, в которой он ничего не видит, не может плавать. Мы поставили магнитный компас и глубокомер. Человек языком чувствует направление по компасу, корректирует своё движение. И глубину, и направление влево и вправо.

Я так понимаю, DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency — агентство передовых оборонных исследовательских проектов — агентство Министерства обороны США - STRF.ru) интересуется данной технологией?

– DARPA была первой организацией, которая спонсировала прибор для навигации подводников. Думаю, там также проводятся такие исследования, просто об этом не говорят. Там работают очень хорошие специалисты. Мы с ними разговаривали несколько раз, и, судя по тому, какие они вопросы задают, они относятся к этому очень серьёзно. Но администрация DARPA по-прежнему считает, что это science-fiction. В 2004 году мы туда подали проект из 23 или 24 независимых идей, как это можно использовать для коммуникации, навигации (например, пожарникам в задымлённом помещении, подводникам в мутной воде и прочее). Много можно представить ситуаций, где устройство будет полезным, а может быть, и жизненно необходимым. Мы прошли, по-моему, 14 ступеней отбора, пока не дошли до финала. И в самом финальном варианте нам сказали: нет, слишком уж выглядит как science-fiction. Но дали деньги на вот этот прибор для подводников. Мы его сделали и опробовали. Те же самые Navy SEALs во Флориде его испытывали.

Можно ли указать естественный предел для языка в качестве органа зрения? Какого разрешения картинки, в принципе, можно добиться?

– Вопрос абсолютно справедливый, волшебное слово сказано - «разрешение». Каждый раз, когда мы говорим про зрение, всех интересует, какая матрица. Исходно у нас была матрица 12 х12, сейчас она 20х20. То есть сейчас 400 электродов на этой площадке. Народ спрашивает, как же быть с остротой зрения. У человеческого зрения 250 миллионов рецепторов, как вы их заменяете четырьмястами электродами? Какое же там разрешение, какая же там острота зрения может быть? Вы что, смеётесь? Тут есть несколько вариантов ответа. Первый чисто физиологический. На самом деле у нас зона максимально острого зрения размером чуть больше пятирублёвой монеты. Всё остальное – это низкочастотное зрение. Но мы на это не обращаем внимания. У нас подавляющая часть поля зрения – очень грубые, большие рецептивные поля. Другое дело, что мы всё время двигаем глазами, и область максимального зрения таким образом расширяется. Вот чуть сбоку висит плакат. Если смотреть прямо, можно сказать, что на плакате изображено?

Нет, у меня размытое изображение.

– Деталей не видно, лишь заметно - что-то есть. Вывод: низкая частота проходит, а высокая нет. Но человеку этого хватает, ему это жить не мешает, правильно? Я хочу сказать, что большинство информации в поле зрения – низкочастотная. То есть высокое разрешение для всего поля зрения не нужно. Иными словами, ситуации, где требуется действительно высокое разрешение, высокая частота, достаточно ограничены. 

Второй момент - естественный предел. По моим подсчётам, для того чтобы совпасть по разрешению с матрицей языка, на той же площади должно быть 50х50. Это мой собственный расчёт тактильного разрешения языка.     

Если добавить больше, он уже будет путать?

– Что будет, если сделаешь больше, другой вопрос. Технически сейчас в мире нет ни одной компании, которая могла бы сделать матрицу лучше, чем 20х20. Делали матрицу 25х25, то есть 625 элементов, но при этом уже 20 процентов электродов были нерабочие. Потому что требуется очень тонкий монтаж. То есть физически сделать стопроцентно работающую матрицу лучше, чем 20х20, не может никто. Плюс дальше идут ограничения компьютерные. Сейчас там стоит микрочип, микропроцессор, который оперирует матрицей 400 электродов. А если сделать 50х50, то получится 2,5 тысячи электродов! Мощность процессора, который оперирует такой матрицей, должна быть существенно выше.

Физиологический предел, оптимальный по моим расчётам (50х50), технически пока недостижим. Но даже если такую матрицу сделают, это не будет означать, что  предел возможностей достигнут. К примеру, в зрении человека есть такой феномен, как сверхострота, hyper acuity. Расстояние между фоторецепторами у человека - 30 угловых секунд. Когда мы у оптометриста проверяем зрение, вторая строчка снизу как раз рассчитана на матрицу рецепторов с шагом 30 угловых секунд. Точность, с которой человек, скажем, устанавливает нониус на штангенциркуле, 4 секунды. То есть мы решаем задачу при низкой матрице рецепторов с гораздо более высокой точностью. Это называется верньерная острота зрения. А если взять специальным образом поставленные психофизические задачи, то человек показывает, что он способен определять смещение объекта с точностью до восьми сотых секунды! То есть понятие остроты зрения является не очень жёстким, скажем так. Есть целая группа феноменов, когда мы даже с нашим зрением решаем задачи намного более сложные, чем предел Найквиста, так называемый физический предел. Соответственно, это значит, что даже при низкой решётке мы можем решать задачи с более высоким разрешением.

В качестве примера приведу ситуацию, которую я не могу объяснить. С первым моим слепым, с которым мы опробовали новую модель BrainPort, я начал работать, используя теннисный мячик. То есть на чёрном столе я кладу мячик, он должен его найти. Чтобы определиться с полем зрения, ему нужно понять, как выглядит рука, чтобы не путать с объектом. Самые вводные информационные процедуры. На следующий день я купил уже кучу других мячиков, больших, маленьких, с дырками и без дырок. И мы занимались где-то недели две-три. Потом прекратили, а через месяц приехали телевизионщики из Германии, захотели снять эпизод про наших слепых. И я позвал этого пациента. Приходит он, садится. Телевизионщики камеру готовят, а я рядом с ним высыпаю коробку всяких разных мячиков. Теннисный мячик к нему выкатывается и останавливается. Пациент, абсолютно не задумываясь, замечает: ой, вот мой теннисный мячик. Вот как он смог через месяц, работая с большим количеством мячиков того же размера – они все были приблизительно одинаковыми – определить с одного взгляда (если это взглядом можно назвать, он от рождения слепой), что это его теннисный мяч?

То есть Вы полагаете, что он видел даже текстуру?

– Я не знаю. Вот в этом у меня вопрос. Потому что с точки зрения матрицы или, как вы говорите, разрешения, весь мячик – это три или четыре возбуждённых электрода. Это некое пятно, причём с довольно размытыми границами. Я, глядя на картинку, не могу сказать, что это мячик. Потому что у меня на компьютере видно, что у него на языке и что видеокамера передаёт, я это контролирую. Если я не вижу разницы, то как он её увидел, как почувствовал? И вопрос здесь даже не в остроте зрения, а в каких-то других более изощрённых механизмах. Масса вещей, которая даже не исследована. Даже с той информацией, которую прибор сейчас передаёт, человек может, например, определить, улыбаюсь я или нет. Это с матрицей 12х12!

Сколько времени у новичка займёт процесс работы с BrainPort, чтобы он начал хоть что-то видеть?

– Минуты. У него появляется ощущение. Давай сразу определимся. Это не зрение. На самом деле всё гораздо более запутанно. Есть одна статья, опубликованная в  журнале Brain 2005 года, автор Maurice Ptito. Он сделал PET scan на нормальных людях и слепых (до стимуляции и после). И показал, что в первый раз стимуляция языка возбуждает моторную кору. Там, где это должно быть, вокруг центральной извилины, где находится проекция языка. Задача у испытуемых была в том, чтобы научиться различать ориентацию букв на языке. Через неделю тренировки он повторил скан, и выяснилось, что у нормальных людей проекция языка осталась там же. А у слепых включился зрительный отдел.

То есть в процессе использования прибора возбуждается зрительная кора?

– Да, поэтому есть соблазн сказать, что это зрение. Потому что, с одной стороны, поведение выглядит как решение зрительных задач, другого лучшего слова не подберёшь. С другой стороны, активируется зрительная кора. Единственное, что информация прошла не через глаз, а через язык. Поэтому нам надо переосмыслить определение зрения. Хотя – возвращаемся к семантике – что значит у слепого «видеть»? Он не знает, что это такое от рождения. У него появляются некие ощущения, назовём их так осторожно, с помощью которых он может ориентироваться в пространстве, находить объекты, узнавать эти объекты, может быть, определять расстояние и выполнять определённые зрительные функции, например, найти чашку на столе, найти чайник, налить воды. В полноценном ли это смысле зрение? Наверняка нет. Но это некая функция, которая замещает зрение, позволяет выполнять задачи, которые нормальный человек выполняет зрением.

Можно ли вызвать у использующих BrainPort зрительные иллюзии?

– Этот вопрос мы долго обсуждали. Иллюзии имеют место. Так называемый фи-феномен, но нужно долго о нём рассказывать. Аналоги зрительных иллюзий в электротактильных ощущениях есть. Вопрос в том, чтобы создать эти иллюзии, - для этого нужно подбирать определённые параметры. То есть можно создать иллюзию, она будет, и во многих смыслах... По моему собственному убеждению, эта система превращается если не в непосредственно зрение, то во что-то, может быть, совершенно новое. Передать мои интуитивные ощущения очень сложно… Приведу пример. Для того чтобы научить людей различать объекты, мы повесили липучий экран на стену и стали на чёрном фоне приклеивать белые объекты.

Геометрические фигуры?

– Ну да, круги, квадраты, треугольники. Для начала человеку нужно какой-то опыт приобрести. Потому что была такая ситуация – я взял и прилепил бублик. А в  словаре пациента не оказалось такого объекта. То есть в этих ощущениях он не мог сказать. Треугольник он приблизительно понял, квадрат понял, а бублик нет, до тех пор пока рукой не пощупал. Мы ввели правило, согласно которому сначала слепой должен попробовать весь алфавит объектов, которые есть, и только потом он будет их опознавать. И пока он не потрогает, у него не щёлкает, что он ощущает и с чем это связано. Это отдельная стадия обучения, сама по себе очень интересная – как человек учится совершенно новые формы узнавать.

Затем мы приклеили палку. С моей точки зрения, я сделал её максимально горизонтальной. Дальше я смотрю в видеокамеру и снимаю то, что пациент говорит. А он говорит: она наклонена влево. Я смотрю через видеокамеру: для меня горизонтально. Он повторяет: нет, наклонена влево. Мы действительно потом выяснили, что просто я с того угла, с которого смотрел, не видел наклон. Когда я встал на его место, я заметил, что она чуть-чуть наклонена влево. Но наклон там был градуса три, наверное. Он это уловил при условии, что у него на голове была веб-камера, и она ещё криво сидела. Как он, несмотря на эти искажения, неточности, деформации и прочее, ухитрился правильно оценить отклонение этой линии от горизонтали, я не понимаю.

А какая у него была матрица?

– Да 12х12, мы ещё с первым прибором работали. Я почему и говорю, что аналитическая часть этого процесса даже на один процент не изучена. Они показывают такие феномены, которые в зрении без высокого разрешения не решаются. А они их решают. То ли они воспринимают это каким-то другим способом, то ли используют другой алгоритм анализа информации. Но задачу они решают. Поэтому я говорю, что, может, это не зрение как таковое, может, это что-то другое, что замещает зрение. То,  чему у нас нет ни определений, ни описаний, ни понимания механизмов обработки информации. Ведь человек чем страдает: он всегда навязывает антропоморфический подход. Когда мы говорим о животных, мы почему-то считаем, что они как человек, и разговариваем с ними как с людьми (например, с собаками, кошками). Хотя мы же понимаем, что они не люди. Мы не знаем, что у них в голове крутится, но почему-то нам привычней считать, что они почти как маленькие люди, только более простые. Хотя никто не знает, что у них там происходит. Поэтому, когда человек пришёл к выводу, что, замещая зрение, он восстанавливает зрение, на самом деле это может быть и не совсем так. Вероятно, это что-то другое.

То есть речь идёт о каком-то отдельном феномене, который в обычных условиях не проявляется, только в критических ситуациях?

– Как честно ответить на этот вопрос, я не знаю. Я могу пофантазировать. Потому что есть много вещей, которые не вписываются в моё понимание зрительной системы, а я 35 лет занимался её изучением, поэтому знаю, о чём говорю. Я работал в лаборатории физиологии зрения в институте физиологии им. И. П. Павлова РАН. Работал долго.

Как объяснить,  почему мозг начинает интерпретировать тактильный сигнал как визуальную информацию?

– Можно задать такой же вопрос слепым, которые ходят с палочкой. Ведь они палочку в руке чувствуют только первые дни. Потом они перестают её ощущать в ладони, они строят картинку в голове, опираясь на точку на конце палочки. Мозг анализирует информацию, а дальше интерпретирует для решения какой-то задачи. То есть то, что у нормального человека решается с помощью зрительной системы, у людей с BrainPort решается мозгом. Задача стоит такая же, что и перед человеком видящим. Найти чашку на столе. Для этого нужно понять ощущение тела в пространстве, понять, где находится рука, где находится объект. Тут же задействуются и слух, и проприорецепция, и вестибулярный аппарат, вектор тяжести и прочее. То есть всё участвует в построении ощущения пространства и нашего положения в нём. Зрение говорит, что объект находится в этом угловом положении, на таком-то расстоянии. Тебе нужно протянуть руку именно на это расстояние и здесь его взять, это пространственная геометрия. В ситуации с BrainPort слепой человек удивительным образом очень быстро определяет, что вот это ощущение даёт ему положение объектов в пространстве и своё положение относительно объектов.

У меня есть видеоклип, когда лежат три шарика – два целых, а один с дырками. Я прошу слепого сначала найти целые шарики. Он берёт целый шарик, я говорю: теперь возьми второй целый шарик. И он руку переносит автоматически, то есть для него геометрия пространства уже в голове сформировалась. Он уже привязал положение руки и положение этого ощущения через язык. Оно встроилось в пространство. И этим занимается не отдельная система, а весь мозг. Просто в этой общей картине место зрительной системы занял BrainPort… Хотелось бы верить, что человек воспринимает плоскость языка как плоскость сетчатки. Но я в этом не уверен.

Но каким образом мозг вообще решает связать стимуляцию языка с ориентировкой в пространстве? Он же может просто воспринять её как тактильное раздражение и на этом успокоиться.

– Так задача стоит. Если это ощущение несёт в себе информацию о внешнем мире, мозг пытается её использовать. Вот перед тобой стол, я на нём положу кусок белой бумаги, закрою тебе глаза и скажу: найди кусок белой бумаги. Ты начнёшь сканировать пространство, ты поймёшь, что он где-то вот там. Без подготовки ты сразу не определишь расстояние. Но выяснить, где он в пространстве находится, ты сможешь совершенно чётко. Если пространство ограничено поверхностью стола, который ты уже пощупал, и дальше в этом пространстве появился объект, то ты найдёшь его очень легко. Но у тебя будет стоять задача найти объект. То есть должна присутствовать мотивация.

Когда слепой в крестики-нолики играет – это на самом деле я придумал. Очень этим горжусь, потому что никто не подозревал, что слепой с чёрным фломастером может работать. Они всё время путают руку и объект, особенно в начале. Когда в поле зрения появляется рука, это для них не их рука. Нужно специальные упражнения делать, обратить на это внимание, чтобы не путать руку с объектом. И незрячим людям нужно научиться узнавать, как выглядит тело, что собой представляет лицо другого человека. Тренировка, обучение и мотивация нужны, безусловно. Потому что есть больные, которым всё равно, они очень вяло прогрессируют. А есть энтузиасты. Научить читать трёхбуквенные слова кого-то практически невозможно, по крайней мере за короткий срок, а кто-то очень быстро учится. Особенно те, кто потерял зрение, уже умея читать. Кстати, сам по себе хороший вопрос: можно ли научить слепого от рождения читать?

Оливер Сакс как-то вспоминал пациента, который признавался, что во время чтения символов Брейля видит точки. То есть какая-то связь тактильной и зрительной системы, видимо, присутствует в мозге.

– Уже показано, что все сенсорные системы перекрыты. На самом деле в зрительную кору есть и тактильный, и слуховой вход. Они не такие быстрые, но они есть. В последних работах Пол писал об этом, это так называемая демаскировка. Когда возникает необходимость, начинают работать запасные пути. Не что-то новое появляется, а они уже есть, просто не используются. Это одна из гипотез, объясняющая, почему слепой довольно быстро начинает оперировать с этой технологией. Это не что-то необычное, это «запасное» вдруг начинает работать. Тогда возникает вопрос: для чего мозгу такое количество запасных путей? Это вообще отдельная история, потому что за последние дни перед рождением и первые дни после рождения мы теряем три четверти нейронов. Остаются самые эффективные, неэффективные исчезают. А вот тут выясняется: что-то на самом деле ещё остаётся. То ли это запасные пути, то ли это запасные системы. Об этом можно только гадать. Потому что за те дни и часы, в течение которых у слепых, например, в экспериментах Ptito, информация перешла из центральной извилины в зрительные области коры, – за это время ничего нового вырасти не могло. Поэтому это и требует исследований академических, чтобы понять, что происходит и как именно.

В каком статусе сейчас находится BrainPort: на стадии клинических испытаний или уже идёт речь о розничных продажах?

– Я вообще не думаю, что он поступит в розницу. Это уже законы капитализма. Возможно, всё начнётся с того, что будут спецзаказы для конкретной группы больных. Хотя компания по-прежнему пытается получить разрешение на продажу, но будет ли она продавать, я не уверен. Прибор слишком дорог, я считаю. Для того чтобы он стал доступным, реально использовался в жизни слепых,  надо ещё работать, работать и работать. То есть улучшать и улучшать его. У нас есть идеи,  например,  как передавать цвет. У нас есть идеи, как передавать стереоизображение. У нас есть идеи, как встроить в BrainPort модули, разработанные для зрения робота. Например, задача для слепого на улице: вовремя увидеть машину при переходе проезжей части. В принципе, он её видит, но только очень близко. А если поставить туда детектор движения, то это позволит ему увидеть машину или почувствовать её, находящуюся намного дальше. Или, например, прибор сейчас работает как контрастное изображение. Чем контрастнее изображение, тем легче человеку ориентироваться. На улице слепой должен увидеть не только край тротуара, но и менее выраженные переходы яркости. Есть модули для роботов, которые подчёркивают именно границы. Вот их тоже можно в прибор встроить и тем самым существенно улучшить ориентацию таких людей в реальном мире.



Источник: http://strf.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится31




Комментарий от Dragon1988:

Этот материал не нов, однако на ОКО я подробного описания этой технологии не видел, поэтому считаю нужным выложить. К тому же в свете того, что эта технология в России абсолютно невостребована, не лишним будет напомнить о ней тем, кто может быть слышал и забыл.


Комментарии (12) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #12 написал: donadell (10 апреля 2012 10:12)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: sarkey
    Абсолютно? Неправда. Отрывочные воспоминания естественно сохраняются и до 2-ух лет. Это я по себе знаю.

    А бы придраться, правда?)) Ну уберите тогда из моего предложения слово "абсолютно", уникум Вы наш;)))
    Сути дела это не меняет.


       
     


  2. » #11 написал: Swarm (10 апреля 2012 02:36)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Редакция
    публикации 12002
    комментария 7832
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: donadell
    мы все абсолютно не помним своего детства вплоть до 2-3 лет?
     

     

    Абсолютно? Неправда. Отрывочные воспоминания естественно сохраняются и до 2-ух лет. Это я по себе знаю.


       
     


  3. » #10 написал: donadell (10 апреля 2012 01:21)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: Jaref
    Хм. По Вашей логике получается, что новорождённые дети вобще ничего не видят, так как не обладают каким либо  "понятийным архивом", и соответственно не способны к развитию, так как всё новое, по Вашим словам "проходит мимо".

    Не "не видят", я такого не говорил. Здесь снова будет уместна аналогия с иностранным языком, который Вам абсолютно не знаком: для Вас это будет сплошной поток, Вы не сможете выделить из него ровным счетом ничего. Изучение любого языка начинается с имен существительных, то есть с называния, обучения связыванию объектов окружающего мира с их словесным выражением в конкретном данном языке. По мере накопления опыта Вы сможете на слух воспринимать эти слова и они будут вызывать у Вас ассоциации с конкретными объектами/явлениями.
    Точно так же и новорожденных мы дрессируем, показывая им различные объекты окружающего мира и заставляем их повторять в слух те наборы звуков, которыми мы называем те или иные объекты/явления. Мы обучаем их той системе интерпретаций, которой до этого нас обучили наши родители, а их родители их родителей и так далее. Мы все пользуемся сходными системами интерпретаций, так как этого требует от нас социальная адаптация.
    Вспомните детей-маугли. А еще лучше спросите у Yary, он, я думаю, как профессиональный психолог, сможет Вам это более конкретно и обстоятельно объяснить.
    Да, и еще один момент. Почему, как Вы думаете, мы все абсолютно не помним своего детства вплоть до 2-3 лет?


       
     


  4. » #9 написал: Jaref (10 апреля 2012 00:58)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

     

    Цитата: donadell
    Не знаю, имел ли такой факт место в истории, но принцип именно такой.

     

     

    Цитата: donadell
    Именно. Просто есть такая "фишка" восприятия: человек способен воспринимать только те объекты/явления/понятия, с которыми он, что называется, знаком лично, которым у него есть соответствующее лексическое выражение. Все остальное просто проходит мимо. Кроме того, человек так же считает, что его лексический набор идентичен таковому у других людей, что в психологии именуется проекцией. Короче, кесарю - кесарево;)

     

    Хм. По Вашей логике получается, что новорождённые дети вобще ничего не видят, так как не обладают каким либо  "понятийным архивом", и соответственно не способны к развитию, так как всё новое, по Вашим словам "проходит мимо".

    Но природа показывает, что человек развивается и способен воспринимать новые объекты или понятия.

     

    А статья заинтересовала. Интересно было бы узнать, что сейчас с этим проектом.
    А вообще отмазки некоторых организаций, мол слишком "фантастически это выглядет" как то жалко смотряться. Ведь есть реальные данные. Проведены эксперименты, исследования. Всё задокументировано. Что им ещё надо?

     


       
     


  5. » #8 написал: Dragon1988 (9 апреля 2012 22:13)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: crazyrussianboys
    В данном случае сенсором является не веб-камера, а язык

    Если мы исходим из того, что мозг оперирует электрическими импульсами, то язык в данном случае вполне можно назвать некой рабочей поверхностью предварительной обработки импульсов, а камеру неорганическим сенсором. Камера выполняет роль глаза, передает   электрические импульсы языку, тот их переводит на язык тела, языковой участок коры их итерпретирует и передает в зрительный, где рождается картинка. А то, что картинка есть нет сомнений. Пациенты же сами говорят, что им что-то да видно. Просто возникает эта картинка в мозгу, хотя в случае с глазом происходит ровно тоже самое.
    Возможно это лишь красивое допущение. Но не вижу причин, почему его не использовать. Когда слепой читает азбуку он не использует дополнительных приборов. Камера же вполне может назватся вспомогательным сенсором.
    Для меня в принципе не важно, как в данном случае назвать язык - переходником, сенсором, рабочей поверхностью и чем при этом будет камера - дополнительным сенсором или просто камерой. Главное в этой статье то, что мозг необычайно гибок и алгоритмы обработки информации в нем универсальны для всех органов чувств. А значит, используя схожие сигналы и схожие алгоритмы можно (как и пишет автор этой технологии) создать для мозга любой сенсор. Это интересно именно в свете Сингулярности.
    Я хотел сначала поспорить на тему азбуки для слепых, но теперь передумал. На мой взгляд камера в данном случае - это дополнительный сенсор. 
    И называю я её сенсором как бы глядя в будущее) Она, конечно, не полноценный сенсор, не такой как глаза или тот же язык. Но раз она получает информацию и переводит её в сигнал, который в конечном счете получает мозг (пусть и через язык), то даже вот по этим формальным признакам она имеет право называться сенсором. Пусть и не полноценным. 


    Цитата: crazyrussianboys
    Вот если бы с веб-камеры сразу в мозг
      
    Я думаю, что в скором времени мы это увидим. Каких то неразрешимых проблем в реализации этого не существует. 


       
     


  6. » #7 написал: donadell (9 апреля 2012 16:54)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: Jon
    Т.е. если человек не знает, как называется тот или иной объет, он его не воспринимает? Или под "лексическим выражением" имеется ввиду что-то другое? Например объект может называться "какеготам"- тоже своего рода лексическое выражение. Если бы было так, как Вы говорите, чеолвек не был бы способен узнавать новое

    Конечно же нет. Когда Вы видите что-то абсолютно новое для Вас, Вы воспринимаете только те свойства этого "нового", которые Вам уже известны и не воспринимаете те, которые не известны, либо Вы просто не можете их воспринимать в силу различных причин (отсутствие анализаторов или их несовершенство). Свойствами этими является все: от цвета-размера-вкуса до температуры-скорости-частоты-и т.д., то есть как известные свойства физического мира, так и пока неизвестные. Причем, чем новее для Вас наблюдаемый объект/явление, тем более абсурдные картины может выстраивать Ваш мозг при попытке интерпритации в известные ему формы. Яркий пример - восприятие на слух иностранного языка.

    По этой причине, мы просто не замечаем (не выделяем из общего целого) многие явления окружающего мира, или замечаем только известные нам свойства этих явлений.

    Цитата: Jon
     но описать, объяснить новое человек, действительно, может только через то, что ему уже  известно.

    Так и есть. Но нет никакой гарантии, что не существуют являния, свойства которых абсолютно не кореллируют, или в очень малой степени кореллируют, с уже известными нам свойствами объектов. Более того, такие явления существуют в большом количестве, просто опять же, в силу воспитания и социализации (соглашения с общепринятыми нормами и стандартами восприятия) мы их просто не замечаем.

     

    P.S. Получилось масло масляное, но так, думаю, проще будет понять)


       
     


  7. » #6 написал: Jon (9 апреля 2012 16:19)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 1158
    Рейтинг поста:
    0

     

    Цитата: donadell
    которым у него есть соответствующее лексическое выражение
    Т.е. если человек не знает, как называется тот или иной объет, он его не воспринимает? Или под "лексическим выражением" имеется ввиду что-то другое? Например объект может называться "какеготам"- тоже своего рода лексическое выражение. Если бы было так, как Вы говорите, чеолвек не был бы способен узнавать новое, но описать, объяснить новое человек, действительно, может только через то, что ему уже  известно.
    Цитата: crazyrussianboys
    Это типо как индейцы не могли увидеть корабли конкистадоров, потому что раньше с таким не сталкивались?
    Эта басня была придумана конокистадорами (в широком смысле), чтобы показать дикость и тупость индейцев, мол, таких дикарей уничтожать - святое дело.


       
     


  8. » #5 написал: donadell (9 апреля 2012 12:48)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: crazyrussianboys
    Это типо как индейцы не могли увидеть корабли конкистадоров, потому что раньше с таким не сталкивались?

    Не знаю, имел ли такой факт место в истории, но принцип именно такой.


       
     


  9. » #4 написал: crazyrussianboys (9 апреля 2012 12:03)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 216
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: donadell
    Просто есть такая "фишка" восприятия: человек способен воспринимать только те объекты/явления/понятия, с которыми он, что называется, знаком лично, которым у него есть соответствующее лексическое выражение.

    Это типо как индейцы не могли увидеть корабли конкистадоров, потому что раньше с таким не сталкивались?


       
     


  10. » #3 написал: donadell (9 апреля 2012 08:27)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: crazyrussianboys
    Читайте статью внимательно, там неоднократно упоминались пациенты, которые были слепыми с рождения. И именно они вызывают наибольший интерес, потому что вероятнее всего они не "видят" в понятном для нас смысле слова. Осмелюсь предположить, что они скорее "осознают" объект и всю связанную с ним доступную информацию. Тоесть, когда они "видят" мяч, в мозге не воспроизводится изображение мяча (нет картинки), есть только определенное ощущение, которое с опытом будет восприниматься просто как "такой-то такой-то мяч". А что касается ощущения объема, то у слепых (особенно от рождения) людей вообще не должно возникать с этим проблем. У них понятие объема связано с тактильными ощущениями, поэтому для них "видеть" мяч и "щупать" мяч - очень похожие действия, а ощупывая предмет мы в первую очередь обращаем внимание на его объем, форму и структуру. Еще раз хочу обратить внимание, что никакой картинки с веб-камеры пациенты не видят. Им вообще никакой видеосигнал не поступает, поэтому мозг не занимается обработкой визуальной информации, ему не нужно выделять уровни освещенности, чтобы почувствовать глубину и объемность картинки, поступающей с сетчатки, потому что нет никакой картинки (а иногда и самой сетчатки). Просто один формат информации переводится в другой понятный мозгу формат.

    Именно. Просто есть такая "фишка" восприятия: человек способен воспринимать только те объекты/явления/понятия, с которыми он, что называется, знаком лично, которым у него есть соответствующее лексическое выражение. Все остальное просто проходит мимо. Кроме того, человек так же считает, что его лексический набор идентичен таковому у других людей, что в психологии именуется проекцией. Короче, кесарю - кесарево;)


       
     


  11. » #2 написал: crazyrussianboys (9 апреля 2012 07:55)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 216
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: Dragon1988
    Это так же говорит о том, что для мозга абсолютно непринципиальна биологичность его сенсоров, ведь в статье явственно показан пример объединения мозга и цифровых (неорганических) технологий, пусть на достаточно пока примитивном уровне.

    Вы здесь ошибаетесь. В данном случае сенсором является не веб-камера, а язык. Точно так же, как микрофон, с помощью которого записывают музыку, не является сенсором, собирающим информацию, когда вы эту музыку потом слушаете на записи. Вот если бы с веб-камеры сразу в мозг, тогда да, а здесь более сложный пример азбуки для слепых, только вместо бугорков на бумаге - электрические импульсы, а вместо пальцев - язык.

     

    Цитата: Dragon1988
    Дело в том, что все это они видели в жизни, когда были зрячие. Ведь в стаье идет речь о тех людях, которые потеряли зрения

     

    Читайте статью внимательно, там неоднократно упоминались пациенты, которые были слепыми с рождения. И именно они вызывают наибольший интерес, потому что вероятнее всего они не "видят" в понятном для нас смысле слова. Осмелюсь предположить, что они скорее "осознают" объект и всю связанную с ним доступную информацию. Тоесть, когда они "видят" мяч, в мозге не воспроизводится изображение мяча (нет картинки), есть только определенное ощущение, которое с опытом будет восприниматься просто как "такой-то такой-то мяч".

    А что касается ощущения объема, то у слепых (особенно от рождения) людей вообще не должно возникать с этим проблем. У них понятие объема связано с тактильными ощущениями, поэтому для них "видеть" мяч и "щупать" мяч - очень похожие действия, а ощупывая предмет мы в первую очередь обращаем внимание на его объем, форму и структуру. Еще раз хочу обратить внимание, что никакой картинки с веб-камеры пациенты не видят. Им вообще никакой видеосигнал не поступает, поэтому мозг не занимается обработкой визуальной информации, ему не нужно выделять уровни освещенности, чтобы почувствовать глубину и объемность картинки, поступающей с сетчатки, потому что нет никакой картинки (а иногда и самой сетчатки). Просто один формат информации переводится в другой понятный мозгу формат.


       
     


  12. » #1 написал: Dragon1988 (8 апреля 2012 22:05)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    В теме про Сингулярность я спорил с Дамкиным по поводу сознания, но не затрагивал при этом органы чувств. Я высказал точку зрения, основанную на теории Иерархической Памяти о том, что сознания, как некой волшебной добавки к мозгу (разуму) не существует. Теперь я добавлю к этому ещё и то, что в мозгу не существует ни  зрения, ни слуха и никаких других чувств, а есть только поле обработки сенсорной информации, универсальное для всех органов восприятия. Поэтому, если вы на место языка "поставите" глаза, как в этой статье, вы все равно будете видеть, пусть и не так как настоящими глазами.  Неокортекс сам выстроит новый алгоритм для  нового зрения. Это говорит о его мобильности и пластичности. Это так же говорит о том, что для мозга абсолютно непринципиальна биологичность его сенсоров, ведь в статье явственно показан пример объединения мозга и цифровых (неорганических) технологий, пусть на достаточно пока примитивном уровне. Однако это уже работает. И это шаг на пути к Сингулярному переходу. Один из многих.
    У меня кстати есть свои соображения по поводу того, почему же все таки мозг умудряется воспринимать объем плоской казалось бы картинки камеры. На мой взгляд это не так уж сложно объяснить, как кажется. Ведь испытуемым не показывали какие-то невероятно сложные пространственные фигуры. Они определяли теннисный мяч, шарики, дверной проём. Дело в том, что все это они видели в жизни, когда были зрячие. Ведь в стаье идет речь о тех людях, которые потеряли зрения, но до этого они видели и шарики, и мячики и дверные проёмы. А это значит, что "объем" выстраивает сам мозг. По сути это можно инетерпретировать как то, что глазами мы видим не совсем то, что есть. Глазами мы видим некую трехмерную модель, которую создает мозг на основе полученной извне информации. Дверь и мячик достаточно просты, чтобы мозг, основываясь на своих данных придал им объём на основе данных о скажем, отрбрасываемых предметом тенях. 
    А вот если слепые от рождения могут видеть с помощью этой штуки, то это сложнее объяснить. Скорее всего мозг может выстроить модель трехмерного мира и по другим ощущениям, осязанию, например, а зрение, даже такое через язык в таком случае помогает ему в этом процессе. 


       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map