» » » Техасская панацея или научный анекдот?

Техасская панацея или научный анекдот?

8-04-2012, 14:54 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (1 681)

Техасская панацея или научный анекдот?

В США ученые и чиновники спорят о допустимости лечения стволовыми клетками

Игорь Эруандович Лалаянц - кандидат биологических наук.

сша, стволовые клетки / Так выглядит под микроскопом культура нейромезенхимальных стволовых клеток. Фото из книги: Репин В.С., Ржанинова А.А. и др. Эмбриональные стволовые клетки: фундаментальная биология и медицина. 2002 г.
Так выглядит под микроскопом культура нейромезенхимальных стволовых клеток.

В США разразился скандал на биоэтической почве. Как выяснилось, пациенты в Техасе получали неутвержденное лечение стволовыми клетками, которыми их снабжала компания Сеlltex Therapeutics из Хьюстона. Врачи, схваченные за руку, заявляют, что это часть клинических испытаний, проводимых компанией. Однако чиновники Администрации по контролю пищевых и лекарственных средств (FDA) квалифицируют подобную практику как преступление, поскольку они разрешения на использование взрослых стволовых клеток – Аdult Stem Cells (ASC) – не давали.

Celltex, основанная хирургом-ортопедом Стенли Джонсом, пользуется поддержкой губернатора штата, а также наняла главного редактора «Американского журнала по биоэтике» Гленна Макги в качестве своего президента по вопросам этики и стратегических инициатив. Техасские богачи вбухивают миллионы долларов в исследования, связанные со стволовыми клетками. Противники запретов со стороны правительства аргументируют необходимость продолжения испытаний тем, что речь идет о собственных клетках пациентов, что снимает проблему отторжения.

Сеlltex, основные мощности которой находятся в местечке со «сладким» названием Sugar Land, неподалеку от Хьюстона, отлично чувствует себя в условиях неожиданно возникшего юридического вакуума. Ее специалисты «добывают» стволовые клетки из жировой ткани пациентов. Технология была разработана в Сеуле, однако в Южной Корее использование стволовых клеток категорически запрещено, поэтому корейские «умельцы» практикуют в Японии и Китае. В этих странах инъекции жировых клеток получили уже свыше 10 тыс. человек. Теперь вот манипуляция после покупки лицензии стала доступна и в Техасе.

Блогиня Дебби Бертран описала свой опыт по получению пяти указанных внутривенных инъекций. Лечение проводили в неврологической клинике, основными пациентами которой являются страдающие паркинсонизмом и болезнью Альцгеймера, а также рассеянным склерозом. Курс «лечения» начинается с удаления пяти граммов жира и после размножения введения примерно 800 млн. мезенхимальных клеток (они, как полагают, являются предшественниками клеток мезодермы, из которых «устроены» наши кости и мышцы, кровь и т.д.).

Эффект лечения приходится ждать несколько месяцев. Инъекция 200 млн. клеток стоит около 7 тыс. долл. плюс полтысячи за саму процедуру. Сами врачи Сеlltex признают, что никакого научного подтверждения механизмов улучшения состояния пациентов нет. Сеlltex утверждает, что начала собственную научную программу исследований, и ее подход соответствует стандартам, разработанным Исследовательским центром стволовых клеток в штате Иллинойс, что неподалеку от Чикаго. Именно в Чикаго в 1920-х годах проработал наш соотечественник А.Максимов, давший стволовым клеткам их название (сначала оно было просто лабораторным жаргоном). Ученые же довольно категорично называют новую техасскую панацею «научный анекдот».

Следует признать, что американские врачи не имеют ничего против стандартной практики ведения биомедицинских исследований и проверки их надежности и безопасности в ходе клинических испытаний. В университете штата Флорида имеется собственный Институт стволовых клеток, сотрудники которого работают в тесном контакте с биотехнологической компанией «Озирис», что в штате Мэриленд рядом с Вашингтоном. Специалисты обоих учреждений проводят клинические испытания использования мезенхимальных клеток у больных с инфарктами миокарда.
FDA не против такого подхода, но требует ограничиваться небольшим числом пациентов. Дело дошло даже до планирования клинических испытаний в самой Южной Корее, где будут проверять безопасность использования нервных стволовых клеток у «колясочников» с разрывом спинного мозга. «Но мы знаем очень мало о мезенхимальных клетках», – предупреждает Дж.Дэйли, руководитель трансплантационной программы стволовых клеток Гарвардского университета.

Источник: ng.ru.