На юге Германии найдена костяная фигурка пышногрудой безголовой женщины, которая 35 тыс. лет назад служила носителям ориньякской культуры идеалом женственности, плодородия и красоты.

Палеолитическая красавица

Сотрудники немецкого университета Тюбингена обнаружили изделие в пещере Полые скалы, которая расположена к югу от Штутгарта на берегу одного из притоков Дуная. Археологи раскопали шесть кусочков бивня мамонта, которые при склеивании образовали женскую статуэтку.

 

Радиоуглеродный анализ показал, что швабской фигурке как минимум 35 тыс. лет. Глава исследования Николас Конард полагает, что ее возраст может превышать 40 тыс. лет.

 

Справка

Пин-ап
— изображение красивой, часто полуобнаженной девушки во фривольном стиле. Тиражируемый образ секс-символа. Модели пин-апа становятся знаковым явлением культуры, воплощением представления о красоте и женственности.

Древний мастер вырезал своей героине гипертрофированные груди, огромные бедра, животик и акцентировал половые органы. Подобная форма типична для так называемых палеолитических Венер — керамических, костяных или каменных тучных матрон, призванных увеличивать деторождение.

 

 

Рецензировавший работу Конарда археолог Пол Мелларс из Кембриджского университета предложил концепцию, по которой найденная фигурка должна свидетельствовать «о древности чувства одержимости идеей секса в человеческой популяции». Немецкие историки опубликовали свою статью в престижном журнале Nature под заголовком «Доисторический пин-ап».

Швабка обошла граветтцев

Помимо своих пышных форм «Швабская Венера» интересна еще и тем, что является древнейшей сохранившейся человеческой статуэткой. Резчик был носителем так называемой ориньякской культуры, которая 32−26 тыс. лет назад на раннем этапе позднего палеолита процветала в Западной и Центральной Европе.

 

Ранее древнейшими статуэтками считались артефакты из граветтской культуры, существовавшей 29−22 тыс. лет назад. Другими словами, «Швабская Венера» отодвигает ранний этап изобразительного искусства по меньшей мере на пять тысячелетий.

 

Самыми известными образцами палеолитических Венер граветтской культуры считаются Венера Виллендорфская (найденное в Австрии изображение заплывшей жиром женщины с огромными грудями, пупком и бедрами), Венера Вестоницкая (раскопанная в Моравии древнейшая керамическая статуэтка с обвисшими грудями) и барельеф с Венерой Лоссельской.

Голова и ноги красавице не нужны

Немецкая Венера оказалась безголовой: не потому, что голова потерялась, а потому, что мастер решил ее вообще не изображать, расположив на ее месте кольцо. Эксперты уверены, что статуэтка служила подвеской. Ее длина составляет 6 см, вес — около 30 г.

 

Обошлось изделие и без ступней, что неудивительно: практически все палеолитические Венеры — безногие. По замыслу древних авторов, статуэтка не должна была стоять.  

 

Обозреватели испанского издания El Mundo обратили внимание на то, что древний скульптор использовал не какой-нибудь там бивень мамонта, а именно бивень самки мамонта. Испанские палеонтологи полагают, что гендерный аспект материала должен был усилить магические свойства самой статуэтки, сделать ее увеличивающие деторождение силы еще более мощными.

 

У Швабской Венеры отсутствуют левое плечо и левая рука. Конард надеется найти их во время следующего полевого сезона.

Швабские древности

Ранее сотрудники университета Тюбингена обнаружили в пещере Полые скалы изображение человекольва с ярко выраженными мужскими половыми органами, которому 32 тыс. лет, а также фигурки лошадей, птиц, кости пещерных медведей, носорогов, оленей, лошадей.

 

В 2006 году Конард приобрел мировую известность, откопав в швабских горах фигурку мамонта, вырезанную из бивня.

 

Швабская Венера будет выставлена в Штутгарте с 18 сентября по 10 января 2010 года, сообщает немецкая газета Spiegel.