» » » Болезнь, ведущая к финансовому кризису

Болезнь, ведущая к финансовому кризису

6-06-2011, 12:35 | Наука и техника / Теории и гипотезы | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 700)

Британские исследователи утверждают, что число детей, страдающих дискалькулией (неспособностью решать банальные математические задачи), растет с каждым годом. Если этой проблеме не уделять должного внимания, то через несколько лет планету вполне может ожидать глобальная финансовая катастрофа. Правда, уже существует несколько способов ее решения.

По последним данным, количество детей, пораженных этим недугом, сейчас приближается к 7% от всех несовершеннолетних, проживающих на нашей планете. Если же прибавить сюда еще статистику по так называемой возрастной дискалькулии, то есть тем случаям, когда человек с возрастом утрачивает способность правильно проводить вычисления, то получится, что ныне на Земле обитает 7,6% дискалькуликов. Это, действительно, многовато — практически на протяжении всего ХХ века их доля не превышала 5% от всего населения планеты.

Впрочем, данные подсчеты грешат одним серьезным недостатком — имеются лишь данные по тем странам, где практически каждый ребенок может получить образование, поскольку вычислять долю страдающих дискалькулией жителей африканской деревни, где и взрослые-то поголовно безграмотны, или в трущобах латиноамериканских городов, сами понимаете, бессмысленно. Так что речь идет в основном о развитых (или очень активно развивающихся) странах. В то же время следует заметить, что регионов тотальной безграмотности на Земле сейчас осталось не так уж и много, поэтому данные ученых все-таки достаточно объективно отражают реальную ситуацию.

Особенно плохо дела обстоят, как это ни странно, в Британии — стране, давшей миру множество великих математиков. По данным специалистов, каждый двадцатый ребенок Соединенного королевства страдает дискалькулией в той или иной форме. Причем зачастую их родители не обращают внимания на то, что у их чада возникли проблемы с банальной арифметикой. Они считают, что раз их отпрыск не силен в точных науках, то наверняка преуспеет в гуманитарных, размышляя, образно говоря, примерно так: "Не всем дано быть Ньютонами, Шекспиры обществу тоже нужны".

Однако при этом они ошибаются.

"Большая часть людей уверена, что грамотность более важна, чем способность к количественному мышлению. Сказать, что я не умею считать — это не так зазорно, как признаться в том, что писать вы не умеете. Это не так. Люди, которые не обладают самыми простыми математическими навыками, как показывает статистика, в очень редких случаях добиваются успеха. Многие из них вообще являются нетрудоспособными, что наносит немалый экономический урон стране, в которой они проживают",- так комментирует это заблуждение профессор Брайан Баттерворт из Университетского Колледжа в Лондоне. Он также добавляет, что, на самом деле "отставание" развития математических способностей сказываются и на обучении гуманитарным предметам, потому что у дискалькулистов, как правило, плохой почерк, слабая память, как зрительная, так и слуховая и пониженная способность к анализу.

Что же представляет собой дискалькулия и почему она развивается? На самом деле, пути ее возникновения весьма различны. Она может быть следствием перенесенной черепно-мозговой травмы, глубокого стресса или другого сильного воздействия на организм (тогда ее называют акалькулией).

Кроме того, это заболевание может проявляться при общей задержке физического или психического развития ребенка, а также являться побочным эффектом других психических или генетических недугов, например, шизофрении или синдрома Дауна. Однако об этих вариантах дискалькулии в данной публикации речь не идет — здесь рассматриваются только случаи возникновения этого отклонения у физически и психически нормальных детей в процессе их роста и развития.

Считается, что при дискалькулии ребенок, во-первых, испытывает сложности при вычислении с помощью цифр (например, он может понять, почему 3 + 3 = 6), во-вторых, он не способен к быстрому распознаванию количества предметов в поле зрения (то есть не может сказать, сколько книг лежит на столе, пока тщательно их не пересчитает). У многих дискалькуликов имеются сложности с абстрактным счетом времени (в результате они всегда опаздывают на запланированные встречи), отсутствует понятие интуитивного вычисления пройденного расстояния (и они никогда не могут определить, далеко или близко от их дома находится школа).

В самых тяжелых случаях наблюдается сложности с абстрактным мышлением, которые выражаются, например в том, что справившись с грехом пополам с задачкой из учебника, ребенок, тем не менее, через минуту оказывается не в состоянии решить задачу того же типа, но с другой формулировкой условия (то есть он просто не может понять, что это, по сути, та же самая задача). Кроме того, многие дискалькулики отличаются плохой координацией движений и, как следствие этого, отвратительным почерком. Да и успехами в спорте, сами понимаете, они не могут похвастаться.

Не так давно ученые выяснили, что за решение даже самых простых арифметических задач главным образом отвечают лобные доли коры больших полушарий мозга и область, известная как внутритеменная борозда. Исследования, приведенные с помощью магнитной томографии, показали, что у людей, страдающих дискалькулией, наблюдается сильное недоразвитие внутритеменных борозд, а также уменьшенное количество серого вещества в тех областях, которые отвечают за числовую обработку.

Кроме того, количество активных нейронных цепочек у дискалькуликов в этих областях чрезвычайно мало. Но почему же так получается?

Сейчас ученые предполагают, что некоторые случаи дискалькулии имеют генетическую природу. Они связаны с недостаточной активностью некоторых гомеобоксных генов (то есть генов, контролирующих раннее развитие зародыша), отвечающих за формирование этой зоны мозга. Однако, по их словам, такие случаи достаточно редки, поскольку большинство детей, у которых эти гены дефектны, просто не доживают до рождения. Так что, судя по всему, большинство случаев дискалькулии связано с какими-то нарушениями развития детей уже в постэмбриональном периоде.

Данные нейрофизиологов показывают, что наибольшая вероятность развития этого заболевания имеется у тех детей, которых с раннего возраста не обучали запоминать то, что они видят, концентрировать свое внимание на деталях и сортировать предметы по определенным группам (то есть их не приучали выполнять простые упражнения на развитие внимания и анализа зрительной информации). В итоге их внутретеменная борозда, отвечающая, в том числе и за подобный анализ также не развивается — а зачем ей это делать, если ее не используют в полной мере? Поэтому, по словам профессора Баттерворта: "с ребенком надо обязательно заниматься, а не пускать все на самотек".

В то же время ученые считают, что даже если дискалькулия уже развилась, этот процесс можно остановить и даже повернуть вспять. В прошлом году британские ученые выяснили, как улучшать математические способности с помощью стимулирования теменной доли головного мозга электрическим током. Воздействию подвергается та самая внутретеменная борозда, в которой после него наблюдается увеличение активных нейронных связей.

При этом данное воздействие вовсе не является аналогом печально известной электрошоковой терапии — оно достаточно мягкое, не вызывает негативных явлений в коре головного мозга и не вызывает стресса.

Однако есть и другой, "восточный" вариант борьбы с дискалькулией. Давно было замечено, что данное отклонение меньше всего распространено в Китае, Японии и Вьетнаме. Дело в том, что в этих странах педагоги следуют методике, предложенной еще знаменитым Конфуцием, который говорил о том, что: "Из всех наук благородному мужу в первую очередь надлежит изучать математику, музыку и каллиграфию, поскольку они есть одно целое, дающее ключ к познанию законов мироздания". С самого раннего возраста детей в этих странах в обязательном порядке заставляют заниматься игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте и учат писать иероглифы кистью.

В конечном итоге, как отмечают китайские ученые, данные упражнения способствуют и развитию математических способностей. Так что, видимо, великий мудрец был прав — музыка и каллиграфия напрямую связаны с математикой, и, следовательно, развивая их, можно избежать возникновения дискалькулии.

К сожалению, этим отклонением сейчас страдают и многие российские школьники, поэтому отечественным ученым следует серьезно заняться данной проблемой. Интересно, какой метод исцеления, "восточный" или "западный" они выберут в качестве средства от дискалькулии? Или, может быть изобретут что-то свое?

Антон Евсеев