В массовых захоронениях, датированных второй половиной XVI века, впервые обнаружен скелет женщины-вампира. Ее останки были погребены в соответствии с бытовавшими в то время правилами, предназначенными для того, чтобы нечистая сила никогда не восстала из своей могилы.
В 2007 году во время строительства в венецианской лагуне была обнаружена огромная братская могила, в которой находилось более 1500 останков жертв бубонной чумы, а также их личные вещи. Находка на острове Лаззаретто-Веккьо послужила поводом для подробных археологических исследований.
Первая вспышка чумы в Венеции произошла в 1485 году. По распоряжению дожа Джованни Мочениго все больные перевозились на остров Лаззаретто-Веккьо, где отбывали карантин. Поскольку никаких лекарственных средств средневековые врачи предложить не могли, большинство заболевших погибали. Однако если человек подавал признаки выздоровления, его перевозили на остров Нуово Лаззаретто.
Последующие вспышки эпидемии нарушили разработанную систему, и больных начали хоронить на всех островах, отданных в распоряжение чумного лазарета. Раскопки, которые осуществлял Флорентийский университет, проводились на острове Нуово Лаззаретто. Именно там производились массовые захоронения жертв последней Венецианской чумы 1576 года.
Среди найденных останков археологи обратили внимание на череп, между челюстями которого был зажат кусок глиняного кирпича. Именно так по поверьям тех времен было принято хоронить людей, подозреваемых в вампиризме. Считалось, что кровь и слезы могут течь изо рта и глаз человека даже после его смерти, поэтому такой простой трюк с кирпичом помешает даже мертвому вампиру распространять заразу.
Вампиров считали главными виновниками чумных эпидемий. Ученые, священнослужители и простые люди предполагали, что, кусая человека, вампир не только пьет его кровь, но и заносит заболевание. Поэтому во времена пандемий, подобной той, что обрушилась на Венецианскую республику, резко активизировались охотники на нечисть.
Средневековые методы борьбы с вампирами хорошо известны историкам, изучающим тот временной период, – они подробно описаны в различных письменных источниках. Однако до сих пор не удавалось найти ни одного свидетельства подобного рода. Руководитель раскопок Маттео Боррини объявил находку «первым материальным свидетельством борьбы с вампирами».
Первенство Боррини сразу же оспорил американский профессор Пир Мур-Янсен, который утверждает, что нашел ранее несколько подобных скелетов в Польше. Боррини, отправивший останки вампира на экспертизу в Американскую академию судебной экспертизы (Денвер, США), сразу же внес уточнение, назвав свою находку «первым вампиром, которого изучат криминалисты».
Теперь Боррини и его коллеги планируют форсировать раскопки в других чумных захоронениях Венеции, чтобы найти еще свидетельства «охоты на вампиров». Любые найденные ими экземпляры могут стать достойными экспонатами Музея чумы, который откроется на острове Лаззаретто-Веккьо в 2010 году.
Павел Урушев