Байкальский "Стоунхендж" и другие загадки Священного озера
www.yoki.ru 20.09.2005
Автор: Андрей Поляков
В последние несколько лет мировые СМИ наперебой сообщают о сенсационных открытиях древних мегалитических построек, география которых охватывает весь земной шар
Ровно год назад мне посчастливилось побывать в уникальной экспедиции в Нахичевани, где нам обнажили все свои красоты ущелье Асхаби-Кэф (названное так абсолютно ошибочно), древний город Хараба-Гилан, а также целый набор так называемых артефактов, собранных в Музее под открытым небом. Вернувшись в Москву, я стал анализировать увиденное и вскоре пришел к выводу, что по времени увиденное вполне может относиться к эпохе шумеров, а может быть и к более раннему периоду. В поисках аналогов я обратился к архиву мировых археологических открытий, который собирал в течение последних 9 лет. За единицу измерения были взяты сообщения о мегалитах. Уже спустя несколько часов стало ясно, что в целом описания совпадают, разнясь лишь в деталях. Последние подобные находки стали называть "стоунхенджами", проводя параллель с известным британским собратом. Оказалось, что в России подобных построек оказалось тоже немало. И если Аркаим и Сундуки уже приобрели всемирную известность, то их недавно открытые аналоги явно ждали своего часа. Итак, что же их всех объединяет. Как правило, это круговые сооружения из камней, основные "ворота" которых ориентированы строго на восток, куда "попадает" солнце в день летнего равноденствия. Невдалеке от этого места обычно находятся постройки, а иногда целые города высокой культуры с обязательным жертвенником. Судя по докладам археологов, люди проживали в подобных местах не более 200 лет, причем покидали их совсем неожиданно. К разгадке тайны прикоснулись и астроархеологи. По их мнению, все найденные "стоунхенджи" представляют собой так называемые погоризонтные обсерватории. С их помощью древние наблюдали за небом. Но никто из ученых до сих пор так и не ответил на основные вопросы "Когда это было? Кто были эти люди? И зачем им были нужны обсерватории?" Попробовать хоть каким-то образом ответить на них и была цель нашей нынешней этно-экологической экспедиции "Байкал-2005". Это была первая часть проекта "Великий Русский Треугольник", а наша задача - исследовать мыс Рытый и его загадочные каменные сооружения, получившие название "Байкальский Стоунхендж". Подготовка к экспедиции заняла примерно полгода, и вся эта тяжесть легла на плечи компании "В мире фантазий", которая полностью взяла не только финансирование, но и все организационные проблемы. 9 сентября мы стартовали... Первая наша остановка - долина реки Анга. Здесь находится священная гора Ёрд, около которой в эпоху курыкан раз в году проводился праздник поклонения Духу горы. В момент его кульминации на вершину поднимались шаманы, а все участники, взявшись за руки, должны были соединиться в хоровод вокруг горы и станцевать ехор. Ольхонский шаман Валентин Хагдаев, участник нашей экспедиции, объяснил, что в этом танце люди просили небо сделать следующий год счастливым и урожайным. Но это случалось лишь тогда, когда участников набиралось необходимое количество. А для этого требовалось не мене 700 человек. В противном случае, год приносил несчастья. Когда зародилась эта традиция, никто не помнит. Но она соблюдалась и соблюдается свято. Удивительно, но, похоже, что гора Ёрд имеет искусственное происхождение, так как обладает исключительно правильной формой, чего в природе увидеть почти невозможно. Есть версия, что она сложена из камней, но позже покрылась растительностью. Копать никто не собирается, так как священное трогать категорически запрещено. Недалеко от Ёрда в небольших горах красуются наскальные рисунки. Мне сразу бросилось в глаза сходство со всемирно известной "живописью" в Гобустане (Азербайджан). Те же олени, те же люди! По мнению Виктора Степаненко, биолога-охотоведа, начальника отдела экопросвещения Байкало-Ленского заповедника, подобные животные обитали здесь около 10 тысяч лет назад. Насколько я помню, в Азербайджане все наскально изображенные животные также давно исчезли с лица земли. Еще один участник экспедиции, Александр Бурмейстер, президент "Клуба ледовых капитанов" и капитан нашего плавания по озеру, ведет нас к еще одной стене с рисунками, но в ужасе обнаруживает, что от нее ничего не осталось. Часть растащили новые богатые для обрамления каминов, другая просто рухнула. Но удача все-таки не отвернулась от нас.
Чуть поодаль Александр показывает рисунок, который представляет собой точную копию Байкала, а также места расселения древних людей вокруг него! Нарисована карта в тоже время, что и другие изображения. В этом нет никакого сомнения. Получается, аборигены были не только хорошими художниками и прекрасными картографами, но еще и мореплавателями, знавшими места расселения своих соседей. Чуть выше в горах мы находим каменные сооружения, идентифицировать которые из нас никто не смог.
По одной версии это были печи, напоминавшие тандыры. По другой - подобие дольменов. Солнце уже собирается садится за гору. И в этот момент в небе появляется радуга. Дождя нигде не было и близко, и мы воспринимаем происходящее как хороший знак для движения к намеченной цели. Впереди нас ждут главные открытия...
* * *
До Байкала мы добрались уже глубокой ночью, и загрузка на корабль проходила при свете корабельных прожекторов. Когда все уже было готово к старту, прямо перед нами на небе внезапно возник гигантский диск белого цвета, похожий на луну или солнце. Но луна красуется совсем в другой стороне, а солнце уже давно село. Кто-то отпустил шутку про НЛО и после этого непонятный объект словно растворился в небе. Это можно было воспринимать как знак, что впереди нас ждет аномальная зона. Но делать акцент на тарелках никто не собирался.
Наутро Священное море предстало во всей своей красе. Мы шли вдоль живописного берега, очень смахивающего на побережье Средиземного моря. Но здесь все было намного красивее и девственней: на берегу нет не только отелей, но даже дома встречаются крайне редко. На этом сравнения с Антальей не заканчиваются. Солнце нежно ласкает наши лица, а легкий бриз гонит мелкую волну на безмятежном море. Однако мы сюда прибыли не отдыхать. Все находятся в предвкушении встречи с загадочным мысом Рытый. Наш капитан Александр Бурмейстер рассказал, что предыдущая экспедиция повела себя довольно странно. Высадившись на берег, ее участники толком так ничего и не увидели - ни туров, ни стены, ни всего остального. Появившиеся затем в Интернете повествование оказалось вольным пересказом версий людей, которые действительно видели то, что затем назвали "Байкальским Стоунхенджем". Вместо этого рассказ пестрил байками о "гигантских пчелах", "стельках, которые нужно срезать" и другой псевдоаномальной ерунде. Но до Рытого оставалось еще довольно долго идти, и капитан решил сделать остановку у поселка Онгурен, что в переводе с бурятского означает "конец пути". Чей путь тут заканчивался, выяснить так и не удалось. Но зайти в поселок, который находился в трех километрах от берега, мы согласились с удовольствием. Все-таки наша экспедиция носит название этно-экологической, и упустить уникальную возможность попасть в глухое бурятское селение упускать не хочется. К тому же, как правило именно в таких, оторванных от остальной цивилизации селениях и живут люди, которые всегда помогали мне в моих исследованиях, пересказывая старинные предания и легенды, не нашедшие следов в научной литературе. Пребывая в постоянных философских беседах о судьбах мира, мы легко преодолели витиеватый путь.
На входе в поселок нас ждал первый сюрприз - одиноко стоявший посреди небольшой площади паровоз, резко дисгармонирующий с окружающим миром. Его переместили сюда из глухой тайги в конце сороковых годов ушедшего века. А откуда он взялся в непроходимых лесах, остается загадкой даже для местных аборигенов. Последние - довольно приветливые люди, хотя некоторые из них находятся подшофе, несмотря на утренние часы. Все приветствуют нашего капитана, который жил здесь какое-то время, пока не уехал в Иркутск. В Онгурене живут около пятисот человек. Дома в основном - избы. Но резко выделяется школа. Как оказалось, первая появилась еще сто лет назад. Ее строили всем селом. Новая отвечает всем современным требованиям. Электричества в Онгурене нет. Есть дизель, который включают по вечерам. Расспрашиваем онгуренцев о Рытом. Все загадочно улыбаются и рассказывают примерно одно и тоже. Ходить туда не желательно. Женщинам вообще нельзя. На наш вопрос "почему?" ответ прост - многие женщины становились бесплодны после посещения острова, а некоторые и вовсе умирали. Мужчины тоже туда без особой нужды не ходят. Даже скот теперь пасут там только в зимнее время. Узнав, что с нами на Рытый едет ольхонский шаман Валентин, советуют соблюдать все его рекомендации. Шаманы, кстати, сами доходят до определенного места в пади (ущелье) и дальше ни шагу.
Вернувшись на судно, спрашиваю у Валентина, когда и кем был наложен запрет. Шаман рассказывает, что он знает свой род до 19 колена, и никто из его предков также не знал причин табу. Но повторил, что лучше с этим местом не шутить, расплата придет незамедлительно. Сам он был на мысе несколько раз и знает его довольно хорошо. Все участники экспедиции внимают словам шамана и наш этнограф Елена Свахили, рвавшаяся попасть на мыс, грустнеет на глазах. Но нарушать местный закон не собирается.
И вот он - таинственный мыс Рытый. Природа здесь постаралась на славу. За ровной долиной мыса раскинулась расщелина между двух величественных гор, леса которых оделись в самые разнообразные цвета. Идиллическую тишину созерцания нетронутой природы нарушает вопль барана, которого мы везем с собой на заклание. Ему предстоит стать частью ритуала по задабриванию Духа Места. Моя душа восстает против подобного варварства. Но ради успеха экспедиции готовлюсь смиренно перенести жертвоприношение и ступить на долгожданный берег вместе с другими участниками экспедиции.
Мы ступили на мыс Рытый рано утром. Но прежде, чем двинуться к интересующим нас объектам, нам предстояло войти в гармонию с окружающим миром. Шаман Валентин Хагдаев приступает к ритуалу задабривания Духа Места. Перед высадкой он предупредил, что все будет делать долго и кропотливо. Так и произошло на самом деле. Венцом обряда стало заклание агнца (барана) и его приготовление в огромном казане.
Всем участникам высадки было предложено отведать свежеприготовленное мясо, оставшуюся часть которого необходимо было съесть в течение трех дней. Исключение было сделано лишь для меня, вегетарианца со стажем. Моя жертва Духу Места составила несколько металлических рублей. Более того, Валентин позволил мне воскурить ладан, привезенный мной из Иерусалима. Все участники экспедиции омылись благовониями, а некоторые продолжили процесс очищения в Байкале. И если для Александра Толстоухова, президента Федерации зимнего плавания, вход в озеро был обычным явлением, то для некоторых из нас это было настоящим испытанием. Всего на исполнение таинств обряда ушло около 6 часов, и все это время с неба на нас лился мелкий дождик. Причем небесная вода снисходила из небольшого облачка, которое зависло непосредственно над местом ритуала, в то время как вокруг него светило солнце. На моей памяти такое было впервые.
Наконец, обряд завершился, и мы принимаем решение пройти вглубь мыса. И вот он - первый тур - нагромождение камней, сложенных в виде полуметровой пирамидки. Подойдя к нему, ноги у меня словно подкосились, и я принял решение остаться здесь. Мои товарищи восприняли это как непонятную прихоть, но, ничего не сказав, пошли дальше. Я же погрузился в глубокий сон. Очнулся, как мне показалось, всего через несколько секунд и почувствовал тело словно заново рожденным. Все мое существо пронизывала необыкновенная легкость. В момент моего пробуждения к туру вернулись остальные участники экспедиции. От них я узнал, что на самом деле мой сон длился полтора часа. Мои товарищи выглядели уставшими и, как выяснилось, ничего толком увидеть им так и не удалось. На корабль мы возвращались в полной тишине. Ночевать на Рытом Валентин не рекомендовал, и судно бросило якорь в близлежащей бухте. Когда ночь опустилась над мысом, нас ожидало феерическое небесное шоу. Контрастный иссиня-черный небосклон озаряла огромная луна, а вокруг нее сгорали сотни метеоров, составляя веселый танец звездопада. Наутро без лишних слов мы вновь выдвинулись к цели нашего предприятия. Подойдя уже к знакомому туру, мы сделали привязку по местности. Сразу бросилось в глаза, что подобные пирамидки разбросаны в определенной последовательности. Все они составляли некую систему. Позже удалось понять ее суть. От каждого тура в поле видимости глаза лежали другие каменные холмики. Поднявшись выше, стало понятно, что они составляют четкие линии, ориентированные на Восток. Но в то же время отличались своей направленностью. Позже Александр Бурмейстер высказал предположение, что линии ориентированы на зимний, летний и весенний восходы солнца. Также сверху было четко видно, что падь (ущелье) делит плато мыса на две равные и ровные части. Причем, система камней находится в левом секторе (если стоять спиной к пади), а правая свободна от каких-либо искусственных нагромождений.
Поднимаемся еще выше, и Бурмейстер показывает древнюю стену. Как выяснилось, он обнаружил ее еще в 1977 году, и 25 лет никому до нее не было никакого дела. Стена, высотой около полутора метров, и длиной около четырехсот метров аккуратно возведена из камней. Вдоль нее также из камней выложено нечто, похожее на дорогу. Но стена отличается одной странностью. На крепостную стену это не похоже, поскольку слишком коротка и невысока. К тому же, от кого защищаться на высоте 800 метров? Скорее всего, стена была многофункциональной. С одной стороны, ее окончания точно ориентированы на начало и конец каменной системы внизу. С другой стороны, стена вкупе с дорогой вполне могла быть акведуком. То есть в это место с какой-то целью подавалась вода. У бурят вокруг Байкала во многих местах выпаса скота очень грамотно выстроены системы орошения. Откуда они получили знания о заборе воды и ее грамотном использовании - не известно. Но, по мнению Валентина Хагдаева, стена Рытого никак не похожа на оросительную систему. К тому же, здесь мог располагаться маяк, указывающий ориентир для кораблей (не исключено и для воздушных). Вопросов самим себе мы задавали много, как много рождали и версий, взаимно исключающих друг друга. Что не вызывало сомнений, так это совсем древнее происхождение этого каменного комплекса.
Словно в подтверждение наших догадок прямо на стене мы находим четыре глиняных черепка, искусно обожженных и принадлежащих к весьма отдаленным временам. Валентин Хагдаев выдвинул версию, что они относятся к так называемой Культуре плиточных могил, отдаленной от нас на несколько тысячелетий и почти совсем не изученной. Принимаем решение - передать черепки археологам в Российскую Академию Наук. Это поможет определить хотя бы примерный возраст каменных построек. Артефакты для хранения и дальнейшего исследования учеными решено передать организаторам экспедиции - компании "В мире фантазий". И пока ее представитель Максим Патрихалко, бережно упаковывает находки, один из нас высказывает мнение, что не лишним было бы присутствие на мысе и астроархеологов, которые занимаются подобными строениями, а также геологов, которые могли бы определить возраст камней и провести разведку острова на предмет полезных ископаемых. Но пока их нет с нами, и мы делаем свои выводы. Название - Байкальский "Стоунхендж" верно лишь по сути. Скорее всего, это действительно древняя погоризонтная обсерватория. Но она резко отличается от своих знаменитых собратьев. Как известно, все "стоунхенджи" построены примерно одинаково. Это круговые постройки, "ворота" которых сориентированы по оси Восток-Запад. Причем "главный вход" четко нацелен на точку летнего солнцестояния. Обычно они сложены их мегалитических камней, хотя, по утверждениям ученых, многие из них при первоначальном возведении могли быть и деревянными. Недалеко от них находятся жертвенники. На Рытом все так и не так. Ориентация по сторонам света схожа, но ворот нет. В целом система (нижние камни и верхняя стена) имеет не круглую форму, а полусферическую. Мегалитов здесь тоже нет. Но интуитивно чувствуем, что жертвенный алтарь где-то должен быть, тем более он упоминается в легендах бурят.
По дороге нам встретилось два, подходящих на эту роль, камня: один в виде бараньей головы, другой - со странной, почти филигранно прорезанной посредине расщелиной, причем невидимый луч, исходящий от склона к озеру прорезает не только сам камень, но и сосну, которая растет прямо напротив него. Перед обоими камнями удобные площадки для исполнения ритуалов и отличный обзор на нижние камни.
Однако со стены мы все вместе видим очень любопытное строение - пирамиду. Она находится в другой части мыса, но также на возвышенности. Пройдя горными тропами, где видны многочисленные следы разного зверья, подходим к пересохшему руслу реки. Она вытекает из ущелья и является естественной границей между двумя частями мыса. Пирамида на деле оказалась естественным гранитным образованием, с небольшим усечением на верху. Какова ее роль в загадочной системе, зачем "Байкальский Стоунхендж" была нужен, кто и когда его возвел? Ключ к ответам на эти вопросы мы обнаруживаем чуть позднее...
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+