«Маркер» провел собственное экспресс-исследование качества сотовой связи в Москве, снижение которого в последнее время стало настолько заметным, что о нем заговорил министр связи Игорь Щёголев. В исследовании приняли участие 15 абонентов операторов «большой тройки». Исследование не претендует на методическую строгость, но позволяет увидеть проблему глазами пользователя. В некоторых случаях процент неудачных соединений в сотовых сетях оказался выше считающегося оптимальным уровня 2%. Специалисты считают, что «большая тройка» допустила ухудшение качества связи в столице, погнавшись за техническим прогрессом. Сами операторы уверены, что никакого ухудшения качества связи нет.
Что показало исследование «Маркера»
«Маркер» привлек для своего исследования по пять абонентов каждого из сотовых операторов «большой тройки» в Москве. В течение двух недель каждый из них записывал информацию о входящих и исходящих звонках. При этом фиксировались каждый неуспешный звонок и причина неудачи, а также субъективная оценка качества соединения (громкость, разборчивость, помехи). Всего участники эксперимента зафиксировали 1293 звонка, отвечавших условиям исследования, примерно поровну для каждой из трех сетей.
Для количественных оценок использовались показатели, установленные в 2002 г. Минсвязи в документе «Нормы на показатели качества услуг сетей сотовой подвижной связи и методики проведения их оценочных испытаний».
Согласно документу, нормальная доля неуспешных вызовов от общего числа вызовов при установлении соединения с абонентом сотовой сети равна 5%, а высокий (оптимальный) уровень этого показателя равен 3%. Есть еще показатель доли вызовов, окончившихся разъединением установленного соединения не по инициативе абонента, то есть самопроизвольно прервавшихся соединений. Для этого показателя допустимый уровень равен 5%, оптимальный ― 2%. Доля вызовов, не удовлетворяющих нормативам по качеству передачи речи, также не может превышать 5%, а оптимально должна составлять не более 2%.
По итогам нашего исследования доля неуспешных установлений соединения с абонентами «Билайна» составила около 8%, с абонентами МТС ― чуть более 3%, с абонентами «МегаФона» — около 2%. Доля прервавшихся соединений колебалась в пределах 2,5–3,5% в зависимости от того, из какой сети в какую осуществлялся вызов. Нужно оговориться, что это просто констатация фактов — о степени ответственности операторов за эти показатели мы судить не беремся.
Хуже всего обстоит дело с качеством передачи голоса: исследование показало, что доля звонков, в которых отмечаются недостаточная громкость, разборчивость речи или присутствуют слышимые помехи ― не менее 10%. Здесь также сложно выделить вклад каждого из операторов в этот показатель, так как это суммарная доля плохой передачи голоса во всех совершенных звонках ― как внутри сетей, так и между ними. Для более точного поиска «крайних» в неразборчивости речи нужны специальные исследования, пока можно лишь констатировать, что общими усилиями «большая тройка» снизила разборчивость голосовой сотовой связи в Москве в среднем.
И еще один результат, который не имеет численного выражения: все 15 участников эксперимента высказали субъективную оценку, что качество сотовой связи в Москве, по их ощущению, стало хуже, чем 2–3 года назад, и вернулось на уровень 2003–2005 гг., когда сотовые сети в Москве находились в стадии активного становления с присущими этому болезнями роста.
Что говорят специалисты
Отраслевые эксперты, с которыми поговорил «Маркер», считают основной причиной снижения качества сотовой связи в Москве то, что операторы сейчас в значительной мере переключили свою инвестиционную и технологическую активность на развертывание новых сетей третьего поколения (3G) в ущерб работе по поддержанию и улучшению качества связи в действующих сетях GSM второго поколения (2G).
Дело в том, что обеспечение высокого качества в действующих сетях, тем более в условиях мегаполиса, требует постоянного внимания и адекватных затрат. Например, появление нового, особенно высотного, здания в каком-то районе неизбежно изменяет условия распространения радиоволн, и необходимо изменять планирование сети в этом районе, зачастую с установкой дополнительных базовых станций. Кроме того, сети 3G требуют значительно более мощных транспортных сетей, и поэтому недостаточное их расширение влияет и на работу сетей 2G из-за возникающей нехватки емкости.
В частности, замгендиректора компании «Межрегиональный Транзит Телеком» (МТТ) Дмитрий Гуркин отметил, что пока сотовые операторы будут приоритетно тратить деньги на новые технологии, экономя на поддержании действующих сетей, качество сотовой связи в Москве не может не страдать.
Что говорят операторы
Представители всех операторов «большой тройки» не смогли или не захотели возражать против результатов, полученных «Маркером».
В «Билайне» сообщили лишь, что по собственной регулярной статистике мониторинга доля неуспешных соединений в сети компании в Московском регионе не превышает 2,2%. При этом «Билайн» не уточнил, каково значение этого показателя именно в Москве, так как Московский лицензионный регион включает в себя и область. Что касается других показателей, компания о них не сообщает. То есть, судя по ответу, у «Билайна» в Московском регионе качество его связи тревоги не вызывает.
Представители «МегаФона» ограничились ответом, что с 2008 г. качество связи компании в Москве улучшилось — так, например, количество обрывов голосовых вызовов сократилось более чем на 50%. Абсолютные цифры этого и других показателей не называются, что не позволяет судить о том, каково же объективно это качество на сегодня.
Из МТС после некоторого размышления ответили, что для голосовых сервисов хорошей практикой на рынке считается доля неудавшихся соединений 2-4%, и МТС этим параметрам соответствует. То есть, данные МТС по этому показателю практически совпали с результатами эксперимента «Маркера». Данных о непрерывности соединений и разборчивости речи в своей сети МТС не представил.
Любопытно, что в своем комментарии МТС присоединился к мнению экспертов о причинах возможного снижения качества сотовой связи в Москве. В ответе МТС «Маркеру» говорится, что «с постепенным введением 3G и ростом дата-трафика возникла необходимость решения проблемы плавного хендовера и расширения емкости сети».
Что говорит Роскомнадзор
Роскомнадзор, в обязанности которого входит периодический контроль за качеством сотовой связи, пояснил, что в соответствии с приказом Мининформсвязи он контролирует лишь один показатель устойчивого функционирования сетей связи — долю несостоявшихся вызовов в общем количестве попыток. Это показатель в час наибольшей нагрузки не должен превышать 5% от общего количества попыток вызовов. По данным Роскомнадзора, в первом полугодии 2010 г. в Москве у всех операторов «большой тройки» доля несостоявшихся вызовов не превышала установленного значения.
Таким образом, данные заинтересованных сторон не опровергают результатов, полученных «Маркером». Значит, вопрос об ухудшении качества сотовой связи в столице официально остается открытым, а каковы дела в реальности ― судить московским сотовым абонентам.