» » » В наш мозг хотят забраться ученые и военные

В наш мозг хотят забраться ученые и военные

31-10-2010, 15:09 | Наука и техника / Теории и гипотезы | разместил: VP | комментариев: (2) | просмотров: (2 230)
Иногда лучше мысли скрывать, чем произносить их вслух.
Фото: с сайта www.ogogo.lv

Чтение мыслей и видеозапись снов может стать реальностью

Светлана КУЗИНА — 29.10.2010

В солидном научном журнале Nature появилась статья, которую еще лет десять назад сочли бы фантастической. В ней исследователи утверждают, что нашли способ электронной записи и расшифровки снов. Поистине революционное заявление, если учесть, что до сих пор не понят сам механизм возникновения сновидений.

Автор статьи -  доктор Моран Серф уверяет, что знает, как создать прибор, который позволит психологам запечатлеть сновидение с помощью электронной картинки мозговой деятельности, сообщает bbc . Толчком для создания подобного аппарата доктору послужили исследования, которые свидетельствует о том, что активность индивидуальных клеток мозга, или нейронов, ассоциируются с определенными предметами или образами. Так, например, в ходе   экспериментов, проведенных им, выяснилось, что когда доброволец, к примеру, думал о Мэрилин Монро, в его мозгу активизировался конкретный нейрон.

Показывая участникам эксперимента набор различных картинок, доктор Серф и его коллеги смогли вычленить нейроны, отвечающие за определенные образы и понятия, которые в каждом конкретном случае обобщались в индивидуальную базу данных. В результате, наблюдая за тем, как и в какой последовательности активируются конкретные нейроны, ученые получили возможность, по их заверениям, «читать мысли» добровольцев.

- До создания машины для записи снов еще очень далеко, - признается доктор Серф (кто бы сомневался! - С.К.). - Однако для существования такого прибора есть все теоретические возможности.

Следующим шагом, по словом ученого, стало бы наблюдение за снами в реальном времени, вместе со спящим человеком. Сначала исследователи могли мы выделять образы и понятие, уже внесенные в базу данных, а потом она могла бы расширяться бесконечно. Помогла бы эта аппаратура и больным людям. Так, доктор Серф надеется, что таким образом можно будет читать мысли людей, которые находятся в коме.

Единственная проблема, которая делает этот фантастический процесс тяжеловесным и даже опасным, - это хирургическое вживление людям в мозг специальных электродов. Только так пока возможно наблюдать за активностью нейронов. Однако ученый уверяет, что сенсорные технологии развиваются такими темпами, что вскоре можно будет наблюдать за деятельностью мозга без импплантов. А это откроет новые, ранее невиданные возможности. Например: считывать мысли об абстрактных понятиях.

- Даже представить себе трудно, чего можно было бы достичь, если бы удалось получить доступ к зрительным образам, возникающим в голове человека, - делится своими мечтами доктор Серф. - К примеру, вместо того, чтобы писать послание, его можно было бы просто вообразить, или, наоборот, представить перед глазами поток полученной информации.

Ранее «КП» рассказывала, что американская корпорация Ambient создала необычную техническую новинку - по сути, электронного телепата. Этот прибор, получивший название Audeo, превращает мысли в синтезированную компьютером речь, и таким образом «сканируют» внутренние монологи человека.

МНЕНИЕ СКЕПТИКА

Клинический психолог и специалист по сновидениям доктор Родрик Онер:

- Я не верю, что новая технология будет полезна в терапевтических целях, но признаю определенный академический интерес в этой затее. Дело в том, что для глубокого понимания сна необходим весь его сложный контекст. И внедрение в мозг электродов - проблема пока сложная. Эту операцию сегодня возможно проводить на больных людях. Ведь исследование, описанное в журнале Nature, строилось на работе с лицами, которым электроды были имплантированы для контроля и лечения эпилепсии.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Пентагон тоже хочет научиться читать мысли

Американские военные выделили грант в размере четырех миллионов долларов на разработку технологии, которая позволит читать мысли людей, сообщила телекомпания CNN.

В Пентагоне полагают, что разработка подобной технологии в перспективе может привести к созданию устройства, которое позволит читать мысли получивших травмы головного мозга раненных солдат, а возможно, будет применяться и при допросах вражеских военнопленных. В совместном проекте задействованы ученые из Калифорнийского университета Ирвайна, Университета Карнеги Меллон и Университета Мэриленда.

Ученые изучают сигналы в головном мозге при помощи электроэнцефалограммы, которая производит измерение электрической активности мозга с помощью размещенных на поверхности черепа электродов. Добровольцам надевают на голову специальный аппарат с электродами и просят подумать про себя определенное слово, после чего регистрируют соответствующую этому слову активность коры головного мозга.

- Потребуются многие годы, чтобы мы смогли начать распознавать свободный ход мыслей человека, - считает заведующий отделением когнитивных исследований Калифорнийского университета Ирвайна Майкл Д'Змура (Michael D'Zmura). - Но я уверен, что вряд ли эту технологию можно будет использовать без активного сотрудничества человека, который сам должен хотеть, чтобы его мысли были прочитаны.

Комментарий от VP:
да кто же на Плюке правду думает (с) "Кин-дза-дза"

1. » #2 написал: yuvlar (31 октября 2010 17:53)

Ученые "соединили" активность нейронов с компьютером и показали, как человек может выводить и убирать изображения на экране, всего лишь помышляя о них.

Такое впечатление, что редакция "МК" окончательно пожелтела до такой степени, что скоро каждый номер станет "первоапрельским"!!!

2. » #1 написал: VP (31 октября 2010 15:45)

Новая «мозг-машина» умеет читать мысли

Новый шаг в усовершенствовании мозго-машинного интерфейса в один прекрасный день позволит ученым расшифровать то, о чем человек думает самым простым мониторингом активности клеток мозга.

Используя интерфейс "мозг-компьютер", дополненный фотографиями Монро, Джоли и Майкла Джексона, нейропсихологи из Пасадены научились распознавать мысли своих пациентов. Изображение: Moran Cerf and Maria Moon

Результаты исследования нейрокомпьютерного интерфейса, которые были подробно изложены в новом номере журнала «Nature», могут также помочь исследователям понять, как мозг выполняет свои бесчисленные визуальные уловки, например, такие, как узнавание кого-то в толпе.

В этом исследовании ученые "соединили" активность отдельных нейронов с изображениями на мониторе, и продемонстрировали, как человек может выводить и убирать эти изображения всего лишь помышляя об определенных картинках.

Чтобы выявить имидж-специфические нейроны, исследователям пришлось просканировать мозг 12 участников эксперимента, когда те разглядывали сотни предложенных картинок.

До сих пор исследователям удавалось определять у каждого участника лишь по четыре имидж-специфических нейрона (image-specific neurons).

Следующий шаг будет заключаться в нанесении на специальную карту тысяч нейронов мозга со связанными с ними изображениями или понятиями, говорят исследователи. К примеру, нейроны, связанные с жаждой и голодом можно расшифровывать тогда, когда пациенты, которые не способны общаться, нуждаются в том, чтобы сообщить окружающим о своей потребности в заботе.

Участники данного исследования проходили специальный курс лечения эпилепсии, в ходе которого нейрохирурги помещали глубоко в мозг электроды с целью местонахождения области, в которой возникали «поломки» здоровья страдающих эпилепсией. Для измерения мозговой активности отдельных нейронов к электродам прикреплялся дополнительный контакт, подключенный к компьютеру.

теги: чтение мыслей, brain machine, мозг-машина, мозго-машинный интерфейс, нейрокомпьютерный интерфейс, mind reading