Сознание в буддизме и в квантовой физике. Дискуссия в Институте философии РАН
10 сентября 2010 года в Москве, в зале заседаний Учёного совета
Института философии РАН известные российские учёные обсудили с
буддистами проблему сознания и реальности. На уровне академиков –
руководителей ведущих научных учреждений страны - такая встреча
произошла впервые.
Предыстория этой встречи восходит ко
времени самого начала квантовой механики, когда уже сам Нильс Бор
обратил внимание на то, что «в поисках параллели с вытекающим из атомной
теории уроком об ограниченной применимости обычных идеализаций мы
должны обратиться к совсем другим областям науки, например, к
психологии, или даже к особого рода философским проблемам; это те
проблемы, с которыми уже столкнулись такие мыслители, как Будда и Лао
Цзы, когда пытались согласовать наше положение как зрителей и как
действующих лиц в великой драме существования.»
В. Паули обсуждал
эти проблемы с К.Г. Юнгом. Е.С. Далай-лама XIV специально изучал
квантовую физику с К. фон Вайцзеккером и Д. Бомом и провёл ряд
конференций с физиками на эту тему.
Наверное, наиболее глубокой
общей идеей современной физики и буддизма является понимание ложности
обыденных представлений о внутренней самодостаточности явлений и их
независимости друг от друга, понимание того, что всё можно рассматривать
только с точки зрения взаимообусловленности – не только в
гносеологическом, но и в онтологическом плане. Это, вроде бы, уже ясно
всем. Но оказалось, что некоторые последние интерпретации квантовой
механики гораздо более конкретно соответствуют буддийским (махаянским)
представлениям о мире как они изложены Нагарджуной и его
последователями, такими как Чандракирти и Цонкапа.
Ведь что
говорят мыслители мадхъямака-прасангики, если попытаться выразить это в
двух словах: есть два уровня реальности: вьявахара -
профанически-обыденная «реальность» явлений, иллюзорная в том смысле,
что все явления и события представляются нам действительно существующими
именно так, как мы их воспринимаем в силу кармической обусловленности
нашего сознания, вроде как «объективно независимыми» как друг от друга,
так и от нашего сознания; и парамарта - действительная, «высшая»
реальность – «татата», в которой явления и события не существуют
по-отдельности, «пусты» от независимого самобытия и существуют только в
тотальной взаимообусловленности (4). Восприятие реальности на низшем или
высшем уровне (= пребывание) определяется уровнем нашего сознания:
именно для перехода на более высокие уровни постижения и осуществляется
тренировка сознания в буддизме.
И вот,
интерпретация квантовой механики, предложенная доктором физ.-мат. наук,
профессором, гл. научным сотрудником Физического института им. П.Н.
Лебедева РАН М.Б. Менским, пришла ровно к тому же: наш видимый мир,
который мы привыкли считать «реальным», - есть только один из
бесчисленных «срезов» действительно реального «квантового мира», срез,
который выбирается нашим сознанием и ошибочно принимается нами за всю
реальность!
Здесь есть о чём подумать, не так ли? И мы, - журнал
«Буддизм России» совместно с Центром восточных философий Института
философии РАН, с Центральным калмыцким буддийским монастырем "Геден
Шедуп Чойкорлинг" (Элиста), и Центром тибетской культуры и информации
(Москва) решили обсудить это на небольшой специализированной конференции, которую назвали: «Роль сознания в природе: научные и буддийские представления».
Доложить
обзор темы попросили известного американского буддолога, имеющего,
кстати, и докторскую степень по физике, Алана Уоллеса (B. Alan Wallace),
Президента Института изучения сознания в Санта-Барбаре (США). Алан
назвал свой доклад "The Role of Consciousness in the Natural World:
Buddhist and Scientific Views".
Второй доклад, "Параллельные реальности в квантовом мире и квантовая концепция сознания" сделал Михаил Борисович Менский.
Алан
Уоллес в своём часовом докладе кратко описал основные вехи истории
сознания и основные проблемы научного понимания сознания. Он также
коснулся буддийских представлений о мире, и охарактеризовал современные
проблемы понимания вселенной словами известных физиков Джона Арчибальда
Уиллера, сказавшего, что «Вселенная состоит из странной петли, в которой
физика порождает наблюдателей, а наблюдатели порождают физику… По
существу, Вселенная – это информационно-обрабатывающая система, в
которой на более высоких уровнях возникает понятие материи». Антон
Зейлингер, другой видный физик, отметил: "Может показаться, что когда мы
задаёмся вопросами о природе окружающего мира, есть реальность,
существующая независимо от того, что мы о ней говорим. Сейчас мы
утверждаем, что такая позиция лишена всякого смысла. …Это подразумевает,
что различие между информацией, то есть знанием, и реальностью лишено
всякого смысла.” Затем, говоря о понятии времени, Алан привёл
высказывание Стивена Хокинга (Stephen W. Hawking): «Все возможные версии
отдельных вселенных существуют одновременно в состоянии квантовой
суперпозиции. Когда вы решаете провести измерение, вы выбираете из
диапазона возможностей подмножество историй, которые разделяют
специфические измеряемые параметры. История вселенной, которую вы
воспринимаете, выбирается из этого подмножества историй. Иными словами,
прошлое выбираете вы».
А ведь именно эти
процессы выбора изучаются в тибетской Ваджраяне в целом и, особенно, в
Дзогчене. То есть, сознание и вселенная представляют некую целостную
систему. И Алан заключил, что, к сожалению, физики, исследующие
вселенную, и психологи, нейрофизиологи и йоги-созерцатели, исследующие
сознание, не общаются друг с другом. Отдельные попытки осуществить такое
сотрудничество, как например попытка Паули и Юнга, до сих пор были
слишком редки и несистематичны, а именно на этом стыке и можно ожидать
научный прорыв в нашем понимании реальности.
Менский. Доклад М.Б. Менского для краткости приводим в форме авторских тезисов.
Параллельные реальности в квантовом мире и концепция сознания
1. Описание измерений в квантовой механике: парадоксы
Состояние
микроскопической системы может представлять собой суперпозицию (сумму)
двух или большего числа других состояний этой системы (например,
состояние точечной частицы может быть суперпозицией ее состояний в двух
разных точках). При измерении микроскопической системы возникает
корреляция ее состояния с состоянием макроскопического прибора, который
тоже представляет собой квантовую систему. Если перед измерением
микросистема находится в состоянии суперпозиции, то после измерения
составная система (микросистема + макроприбор) также должна находиться в
суперпозиции (это является простым следствием того, что эволюция любой
квантовой системы линейна, т.е., что уравнение Шредингера линейно).
После
измерения компоненты (слагаемые) суперпозиции макроскопически
различимы. Например, состояния прибора в разных компонентах суперпозиции
после измерения отличаются положением стрелки, а в случае известного
примера с парадоксом «кота Шредингера» возникает суперпозиция состояний
«кот жив» и «кот мертв». Для нашей интуиции это кажется невозможным, и
возникает противоречие между нашим повседневным опытом и выводами
квантовой механики. Это противоречие демонстрируется многими
парадоксами, которые требуют решения.
Для решения квантовых
парадоксов предлагались различные «интерпретации» квантовой механики.
Согласно копенгагенской интерпретации, предложенной Нильсом Бором, при
взаимодействии измеряемой системы с макроскопическим прибором нарушается
линейность квантовой эволюции. Это, однако, некорректно, потому что
квантовые уравнения равно применимы и к макроскопическим объектам.
Таким
образом, копенгагенская интерпретация некорректна, логически
незамкнута. Корректная интерпретация, совместимая с линейностью
квантовой эволюции, предложена американским физиком Эвереттом.
2. Специфика интерпретации Эверетта
Эверетт
предположил, что при измерении линейность эволюции сохраняется, поэтому
его интерпретация, в отличие от копенгагенской, не противоречит
уравнениям квантовой механики, она корректна, логически полна. Однако он
неизбежно пришел к выводу, что суперпозиция, существовавшая перед
измерением, должна остаться и после измерения. Значит, в квантовом мире
должны существовать суперпозиции макроскопически различимых состояний,
например, суперпозиции состояний кота (в упомянутом примере), когда он
жив и когда он мертв.
Чтобы сделать ситуацию в интерпретации
Эверетта более наглядной, Джон Арчибальд Уилер и Брайс ДеВитт предложили
описывать состояние суперпозиции макроскопически различимых
конфигураций квантового мира как сосуществование различных
«эвереттовских миров». Скажем, в одном из эвереттовских миров кот жив, и
наблюдатель в этом мире видит живого кота, а в другом эвереттовском
мире кот мертв, и наблюдатель видит мертвого кота. Важно подчеркнуть,
что эвереттовские миры – это не различные физические миры. Выражение
«эвереттовский мир» - это лишь наглядное условное обозначение для
компоненты суперпозиции, представляющей состояние квантового мира.
Для
дальнейшего мы можем забыть рассуждения, основанные на анализе
измерений. Важным является лишь вывод, который можно сформулировать так:
состояние квантового мира адекватно представляется множеством
классических «эвереттовских миров», каждый из которых описывает лишь
одну «классическую проекцию» состояния квантового мира. Вместо
«эвереттовских миров» можно говорить об «альтернативных классических
реальностях», или просто «классических альтернативах».
3. «Квантовая реальность» отличается от классической
Специфическое
описание квантового мира в интерпретации Эверетта трудно для восприятия
по очень глубокой причине, а именно потому, что в квантовом мире
понятие реальности радикально отличается от того, как реальность
понимается в классической физике. Специфика «квантовой реальности»
впервые была вскрыта в знаменитой работе Эйнштейна – Подольского –
Розена (1935), а затем сформулирована в теореме Джона Белла (1964). В
опытах Аспека (1981) было экспериментально подтверждено, что в нашем
мире господствует именно квантовая реальность. Квантовый характер
реальности нашего мира позволил разработать новые направления приложений
квантовой механики, получившие название квантовой информатики и
частично уже реализованные.
Хотя состояние квантового мира
представляется совокупностью многих классических альтернатив, но
наблюдатель субъективно воспринимает мир как одну из этих альтернатив.
Как эти утверждения соотносятся друг с другом? Один из способов ответить
на этот вопрос уже упоминался. Он состоит в том, чтобы говорить о
многих эвереттовских мирах, в каждом из которых имеется «двойник»
наблюдателя, причем двойники одного и того же наблюдателя в разных мирах
видят разные альтернативные классические реальности.
Для
дальнейшего предпочтительна другая, но эквивалентная, формулировка того
же самого. Будем говорить, что объективно сосуществуют различные
классические реальности (эвереттовские миры), но они разделяются в
сознании, так что, воспринимая одну из этих реальностей, наблюдатель не
воспринимает остальные, которые для него как бы не существуют. Таким
образом, картина единственной классической реальности – это лишь
иллюзия, возникающая в сознании наблюдателя.
4. Расширенная концепция Эверетта (РКЭ)
В
словесной формулировке «альтернативные классические реальности
разделяются сознанием наблюдателя» два ключевых понятия, «разделение
альтернатив» и «сознание», точно не определены. Разделение альтернатив
появляется лишь в связи с этой словесной формулой, а относительно
сознания хорошо поняты и изучены процессы, происходящие в мозгу человека
в сознательном состоянии, но неясно, что такое «сознание само по себе».
Не определен самый глубокий слой широкого понятия «сознание»,
различающий состояния, когда нечто осознается или не осознается (его
можно назвать «корнем сознания»).
В 2000 году автором предложена
Расширенная Концепция Эверетта (РКЭ), в которой эти два понятия
отождествляются: разделение альтернатив = сознание (точнее, «корень
сознания»). При этом вместо двух неопределимых, первичных понятий,
остается лишь одно, которое к тому же характеризуется теперь с двух
разных точек зрения: со стороны квантовой механики и со стороны
психологии.
Таким образом, в РКЭ предполагается, что сознание
(точнее, «корень» или «начало» сознания) – это способность человека
воспринимать альтернативные классические реальности раздельно. Это
предположение дает возможность сделать шаг, ведущий к новым важным
следствиям. Если сознание – это разделение альтернатив, то ослабление
сознания (точнее, ослабление «явного сознания», связанного с
деятельностью ума и органов чувств) делает разделение альтернатив
неполным. Воспринимая одну из альтернатив, человек получает доступ и к
другим альтернативам. В силу обратимости квантовой эволюции доступ
оказывается возможным также во все моменты времени в прошлом и будущем.
5. Мистические феномены «на границе сознания»
Если
принято отожествление сознания с разделением альтернатив, то при
«ослаблении» сознания (например, в состоянии сна, транса или медитации)
открывается доступ к квантовому миру целиком (вместо единственной его
классической проекции). Использование хотя бы малой части информации,
доступной в этом режиме, при возвращении к полному сознанию дает тогда
огромные преимущества.
Напрашивается сопоставление этого вывода с
восточными духовными практиками. Все они утверждают, что сознание
обладает способностями, которые невозможно объяснить рациональным
образом, и такие способности возникают в состояниях, когда обычное
сознание, связанное с органами чувств, ослабляется. Именно это
сопоставление выводов, которые мы получили из квантовой механики, с
тысячелетним опытом тех, кто практически изучал человеческое сознание,
делает данное предположение правдоподобным.
Таким образом,
согласно РКЭ, необычные возможности возникают «на границе» между
сознанием и отсутствием сознания. Для возникновения таких возможностей
не обязательно, чтобы сознание во всей его полноте было ослаблено.
Достаточно, чтобы оно было отключено от какого-то определенного предмета
мышления. Тогда суждения об этом предмете могут черпаться из
«квантового мира целиком», т.е. из совокупности параллельных
классических миров (классических реальностей).
Так возникает
способность «сверхъинтуиции», т.е. прямого усмотрения истины. Так, в
частности, возникают великие научные прозрения, которые представляют
собой догадки, не основанные на информации, добытой рациональными
методами в сознательном состоянии.
Более того, человек способен
не только черпать информацию из «других реальностей», но и влиять на то,
с какой вероятностью он субъективно будет переживать в следующие
моменты времени различные альтернативы. Увеличивая «субъективные
вероятности» благоприятных альтернатив, он в принципе способен творить
«вероятностные чудеса» - обеспечивать субъективное переживание
благоприятных для него, но маловероятных событий.
То, что было
сказано о сознании человека, на самом деле обобщается на восприятие всех
живых существ, в том числе простейших, не имеющих развитого сознания,
но лишь его «корень». Живое существо воспринимает квантовый мир особым
образом, альтернативные квантовые реальности в этом восприятии
разделяются. При ослаблении этого разделения возникает возможность
получать информацию, недоступную в обычном состоянии. Это объясняет
фантастическую эффективность жизни, способность ее сохраняться в
непредсказуемо меняющихся условиях.
6. «Вторая квантовая революция»
Мы
видим, что концепция Эверетта, особенно в ее расширенном варианте (РКЭ)
делает сознание (точнее, «корень сознания») общим элементом для
квантовой физики и психологии, а тем самым – для материального и
духовного. При этом, во-первых, снимаются парадоксы квантовой механики,
которые в течение почти ста лет делали ее «таинственной» или даже
«непонятной», а во-вторых, объясняется тайна отношений между
материальным и духовным.
Завершение этой программы будет означать
новый качественный скачок в понимании как квантовой механики, так и
мира, в котором мы живем, и возможностей человека в этом мире. Это будет
завершающим этапом научной революции, которая произошла в годы создания
квантовой механики.
«Поэтому, - заключил М.Б. Менский, -
для того чтобы оказаться в лучшем мире не надо стараться изменить мир, -
достаточно изменить своё сознание!»
После М.Б. Менского выступил А.А.Терентьев:
Я
попросил разрешения выступить первым, -- не в качестве эксперта, -- я
хочу просто дополнить доклад Михаила Борисовича, поскольку он, в отличие
от Алана, говорил только о физике, не о буддизме. Но я хотел бы указать
на некоторые соответствия той концепции, которую он изложил, основным
принципам буддийской философии.
Вначале я хотел бы немного
упросить то, что было сказано Михаилом Борисовичем; если я что-то
неправильно скажу, надеюсь, он меня поправит.
Речь ведь идет о
чем? О том, что мы привыкли рассматривать наш классический мир, как
основную реальность, а квантовый мир, как нечто, очень маленькое, мелкие
объекты, которые может быть и дают там какие-то следствия, но
непосредственно нашей обыденной жизни вроде бы и не касаются. А Михаил
Борисович, следуя за Эвереттом, предлагает нам полностью сменить
ориентиры и в качестве нашего "истинного" мира считать именно квантовый.
Т.е. мы живем в квантовом мире, а то, что воспринимаем как классический
- лишь проекция нашего сознания, которое выбирает эту классическую
альтернативу из суперпозиции, т.е. из бесконечной суммы различных
состояний квантового мира (о чём говорил и С. Хокинг, как нам поведал А.
Уоллес). В этом смысле понимание окружающего нас макромира, является
иллюзорным: ведь оно является нам в качестве единственного и истинного
мира, тогда как на самом деле, это лишь выбранный нашим сознанием срез
из бесконечного множества альтернатив квантовой суперпозиции.
И
если научное сообщество примет такого рода интерпретацию, мне
представляется, что переворот в науке будет более весомый, чем переворот
Коперника, - когда мы поняли, что не солнце вращается вокруг земли, а
земля вокруг солнца. Точно так же мы должны будем осознать что, мир,
который мы воспринимаем, это всего лишь проекция, связанная с
деятельностью нашего сознания. Таким образом, в этой интерпретации
квантовой механики, - "расширенной концепции Эверетта", как Михаил
Борисович её называет, - у нас появляется два типа реальности: один -
это истинный квантовый мир, суперпозиция, другой - это "относительно
истинная" классическая альтернатива, выбранная нашим сознанием. И здесь
есть над чем подумать.
И наука, и буддизм в этом плане имеют один
подход: т.е., как наука стремится экспериментальным путем выяснить
истинное положение вещей, так, в данном случае, и буддизм. Есть указания
самого Будды, который говорил, что учение, которое он предлагает, нужно
оценивать так, как ювелир, который покупает золото на рынке. Т.е.,
нужно его поливать кислотой, плавить, смотреть, что из него получится. И
только когда мы увидим, что это настоящее золото, тогда принимать.
Т.е.
подход науки и буддизма здесь аналогичен, но чтобы нам оценить,
действительна эта концепция или нет, какие у нас есть для этого
возможности? Мы должны использовать все имеющиеся в нашем распоряжении
средства, т.е. наш разум и наш опыт, причем весь совокупный опыт. Тот
опыт, который сохранен в буддийской философии, является частью
совокупного человеческого опыта. И я был взволнован, когда услышал эту
концепцию впервые, потому что я увидел здесь очень близкое соответствие
основной буддийской доктрине.
В буддизме, как все знают, есть два
такие важные понятия как "сансара" и "нирвана". Что условно можно
назвать «мир относительной реальности» и «мир абсолютной реальности». В
буддизме махаяны речь идет гораздо чаще уже именно об абсолютной
реальности и относительной реальности, и связываются они через понятие
шуньяты - пустоты, как переводят обычно на русский язык этот термин. Это
не совсем удачный перевод, еще Щербатской, наш великий буддолог,
предлагал переводить шуньята как "относительность", опираясь на те
научные доктрины, которые возникли в его время. Но вообще, шуньята
означает взаимозависимость. Это не пустота, не вакуум какой-то. Это
прежде всего взаимозависимость. И когда мы говорим о квантовом мире, то
его характерной чертой является то, что в нем все события, все что там
происходит, является взаимоопределяемым. Т.е., если сопоставлять это с
буддийской трактовкой данных понятий, то суперпозиция и есть то истинное
положение вещей, где нет отдельных сущностей, обладающих собственной
природой, а все существует только взаимоотносительно. Мне эта аналогия
представляется весьма глубокой.
Такое состояние, истинное
состояние дел, в буддизме называется «таковостью», "татхатой". Человек
который достиг уровня арья, т.е. непосредственного постижения пустоты,
или татхаты, уже не видит отдельные вещи, как мы их видим. А что он
видит? Он видит, если выражаться словами Михаила Борисовича,
суперпозицию. Т.е., все вещи одновременно в их взаимосвязи.
Таким
образом, представляется возможным сопоставить представление о
"классической альтернативе" с буддийским понятием относительной
реальности, как мира данного нам в ощущениях, а представление о
суперпозиции, абсолютной реальности, с татхатой, как абсолютной
реальностью в буддизме. Вот это мне представляется ключевым моментом.
Что
касается понятия "корень сознания" или "первичное сознание", здесь я не
нашел прямого соответствия в буддийской философии, может быть,
буддологи или буддийские ученые присутствующие здесь, что-то подскажут?
Самый близкий аналог я нашел в джайнизме, где есть такое понятие
"упайога". Джайнизм определяет упайогу как "определяющий признак живого
существа, который состоит в способности субъективирующего реагирования".
Т.е. они пытаются объяснить, что как раз то первичное реагирование, или
тот первичный выбор альтернативы (как сказал бы Михаил Борисович) и
есть определяющий признак живого. Вот два основные момента, которые я
хотел указать в качестве материала для дальнейшей дискуссии.
Затем
слово взял Вячеслав Всеволодович Иванов. «Первым толчком для меня и для
людей моего возраста была книга Шрёдингера «Что такое жизнь с точки
зрения физики»… в последней главе, если вы помните, он пишет о том, как
можно сопоставить идеи физики и индийской философии, в частности
буддизма… Что мне кажется интересным? Я позволю себе начать с того, что
мне кажется наиболее близким, - из изложения идей Андрея Линде, автора
инфляционной теории. Он кончает свою книгу размышлением о том, что
физика сама по себе не может дать ответы на все эти вопросы, а нужно
соединение физики, психологии и других наук. И Линде продолжает об этом
думать, когда мы вместе работали в Стэнфорде, мы это обсуждали.
Интерес,
возможность сопоставления концепций современной науки и буддизма связан
главным образом с тем, что в буддизме очень четко формулируется
условность наших восприятий внешнего мира. Вот уже говорилось тут о
пустоте и т.д., но дело в том, что буддизм стремится нас будить к тому,
как мы должны понять эту условность внешнего мира: это некоторая
психотерапия, которая нужна всем людям для преодоления разных трудностей
жизни.
Я здесь позволю себе некоторый экскурс, -
вы знаете, я в своей научной работе в основном занимаюсь
центральноазиатским буддизмом. Буддизмом, который представлен в текстах
на примерно 30 языках Центральной и Средней Азии - не только тибетском,
но и на санскрите и многих иранских, и отчасти других индоевропейских
языках, также раннеуйгурском (древнетюркском), но при всем разнообразии
этих текстов, переводов и терминов есть некоторые общие существенные
черты… Для этой части буддийского мира особенно важен Будда Майтрея:
огромно количество его изображений, прекрасных скульптур и т.д. Чем
интересен Будда Майтрея, если мы подумаем о категории времени? ... Будда
Майтрея находится на одном из небес, в человеческом понимании он
находится в будущем. Когда-то наступит время, когда Майтрея спустится на
землю.
в трактате Гёделя о времени (поскольку время в физическом
эйнштейновском мире на самом деле не существует) предполагается
возможность любых путешествий. Т.е. для Гёделя представление о том, что
Майтрея может появиться, было бы просто понятным путешествием во
времени. Я не хочу сказать, что он был буддистом, но представление об
отсутствии времени в обычном нашем смысле - не просто научная фантазия о
машине времени, а вещь вполне серьезная и, по-видимому, связанная с
некоторыми выводами нейропсихологии.
Вы знаете, что Моцарт
говорил, что, когда он пишет симфонию, то он ее всю слышит одновременно?
То есть для Моцарта его симфония была таким же вневременным явлением,
как Будда Майтрея. И я думаю, что вообще выстраивание во времени
музыкальных, поэтических, любых других текстов или теорем, научных
текстов - это некоторая особенность восприятия каких-то сторон
человеческого мозга. Не у всех людей так; есть люди, иначе устроенные,
которые вполне в состоянии воспринимать вневременной характер того, что
они конструируют, и того, что они воспринимают.
Ну и, пожалуй, еще
одно замечание. Вот здесь в некоторых материалах нашего сегодняшнего
обсуждения упоминаются последние работы Пенроуза. Я думаю, что,
действительно, это очень интересно. Пенроуз – один из глубоких
мыслителей, которые давно уже пытаются убедить читателей и слушателей,
что примитивные кибернетические представления - сравнения обычного
компьютера с мозгом - явно все-таки мало дали... У Пенроуза есть
некоторые любопытные последние идеи. И я бы сказал, что в свете того,
что пишет Пенроуз (я его не цитирую, а говорю « в свете того, что он
пишет»), представляется все-таки интересным задуматься о том, а что
все-таки из реальных квантовых представлений, не только квантовой
физики, но и квантовой теории информации, что из них может представлять
интерес для исследования человека.
Значит, я вам сейчас тоже
предлагаю ещё одну свою фантазию. Фантазия заключается в том, что, как
вы знаете, одно из самых интересных открытий конца ХХ и начала XXI века -
это открытие итальянских нейропсихологов, которые обнаружили зеркальные
нейроны. Т.е. тот факт, что когда приматы, включая людей, видят нечто,
что делает другой примат, другой человек, например, то имеется некоторая
закономерность повторения этого действия. Мне представляется
фантастически интересным то, что в квантовой теории информации
описывается явление entanglement [квантовая корелляция – ред.], которое,
в общем, означает именно это. Т.е. существуют некоторые два явления,
две частицы, скажем, которые могут быть сколь угодно далеко друг от
друга, но они делают то самое, что делают два человека, соединенные
этими зеркальными нейронами. Т.е. я думаю, что отсюда следует один очень
важный вывод, который мы должны постоянно помнить.
Помните
интереснейшее высказывание Эйнштейна об истории науки? Он настаивал на
том, что основное - это то, что связано с работами Максвелла, это
введение понятия «поля». Т.е. то, что мы исследуем не один объект, а мы
всегда исследуем некоторое поле, и здесь, я думаю действительно
сопоставление с буддизмом напрашивается, между прочим (это хорошо
понимал именно Щербатской, в его переводах и его толковании Дигнаги и
Дармакирти). Буддийская теория основана на взаимном отрицании
несовпадающих вещей, или на их тождестве, но всегда речь идет о
некотором соотнесении разных элементов. В ней описывается не познание
отдельного элемента, но всегда описывается познание некоторого поля. В
этом смысле буддийская теория познания, вероятно, очень близка к
общечеловеческой.
Ну, я, пожалуй, на этом кончу научную часть
своего высказывания, а теперь позволю себе в двух словах сказать о том,
что мне представляется очень существенным относительно роли буддизма в
мировой истории. Буддизм возникает раньше, чем христианство. По
характеру своему буддизм возникает как ранняя философия.
У меня
был случай обсуждать с бурятским Дид Хамбо-ламой (это по-тибетски значит
«заместитель главного ламы»), в 1958-м году я обсуждал вопрос меня
тогда очень занимавший: в какой степени все-таки мы должны принимать
теологические представления о Будде. Потому что все-таки, если мы
ориентируемся на ранний буддизм, то, скорее всего, разумно понимать
буддизм просто как рациональную философию, и поэтому наше сегодняшнее
сопоставление с физикой, на самом деле, это вот что: мы сравниваем ту
физику и психологию, которая была у замечательных гениальных людей IV в.
до нашей эры, с тем, что мы делаем сейчас. Вот, собственно, предмет
наших исследований. Позднейшее развитие приводит к движению буддизма в
сторону собственно религии - в частности, северный буддизм, который был
окружен разного рода другими религиями, ну и возникло вот поле - поле
уже религии, а не рациональных представлений.
В этом смысле очень
интересно противопоставлять Щербатского, ориентированного на
рациональную часть буддизма, и Розенберга, потому что Розенберг
ориентировался на то японское развитие буддизма, которое, конечно, как и
китайский чань-буддизм, связано уже с религиозной интерпретацией. А
независимо от того, как вы относитесь к религии (я допускаю, что может
быть и самое отрицательное отношение), это нисколько не исключает
принятие существенных достижений того опыта комбинации физики и
психологии, который был разработан примерно две с половиной тысячи лет
назад. Спасибо.»
Выступила Виктория Георгиевна
Лысенко, д.ф.н., гл. научный сотрудник Института философии РАН: "Есть,
по крайней мере, одно направление современных когнитивных наук - оно
называется embodied mind («отелесненный, или воплощенный, ум») или
enactive mind («активированный ум»), которое как раз и продвигает новую
революционную систему взглядов. В ней поставлено под сомнение наше
классическое представление о мире и о нас самих. Согласно этому
представлению, есть мир, независимый от нас, и есть независимый от мира
субъект, сознание, ум, который этот мир изучает, с ним взаимодействует и
т.д. Инициатором и вдохновителем этого нового направления был чилийский
биолог Франциско Варела.
Отсутствие центра личности
подтверждается данными когнитивных наук, и в современной литературе
можно встретить цитаты, я их даже себе выписала, которые говорят
буквально то же, что и буддийские тексты. Эти тексты говорят нам о том,
что нет не только «я»-центра, но и мира независимого от человека.
Человеко-мир в буддизме, как и в теории «отелесненного ума» есть единая
система, которая находится в постоянном динамическом взаимодействии.
В
связи с этим мне представляется, что конфликт между религиозной и
научной картиной мира, о котором говорил Вячеслав Семенович [Стёпин -
ред.], не касается буддизма. Почему буддизм – это особый случай? Потому,
что буддизм – это религия, в основе которой лежит вера в то, что
человек может изменить свою природу. На химическом уровне. То есть,
через сознание полностью изменить свою сущность. Эта религия с самого
начала была заточена именно на изучение сознания, на изучение природы
человека. Единственный метод, который человеку доступен, – это изучение
собственного сознания средствами самого этого сознания.
По
поводу второго доклада – я совершенный профан в физике и мне
действительно все это показалось слишком спекулятивно и абстрактно, но
одно мне понравилось, а именно -- определение сознания через введение
альтернативы. Мне кажется, что если говорить о сознании вообще, то это
единственно правильный способ, чтобы как-то приблизиться к его
пониманию. Ведь что делает сознание? Оно прежде всего различает, функция
же синтеза все равно является вторичной по сравнению с функцией
собственно различения, анализа и дифференциации. Слово "сознание" на
санскрите - виджняна, т.е. дифференцирующее, различающее, распознающее.
Не случайно в буддизме говорится о шести виджнянах. Это часто переводят
как шесть сознаний, но на самом деле речь идет о способностях
распознавания - визуального, слухового, тактильного и т.д. И вот если
пытаться как-то определить сущность процесса познания и сознавания, то,
наверное, надо начинать с этого самого распознавания, постулируя
дифференциацию и выбор из каких-то возможностей.
Заключительное
слово произнёс ведущий конференцию В.А. Лекторский: "Проблема сознания -
одна из центральных проблем современной науки в целом, а главное, ее
исследование может изменить в корне традиционные представления,
сложившиеся и в философии, и в специальных науках: это точка роста
современной науки, философии и культуры в целом."
***
Интересно
сопоставить это с аналогичным высказыванием Его Святейшества Далай-ламы
XIV из книги «Вселенная в одном атоме» (с.13-14,30): «…несомненно и то,
что некоторые специфически научные разделы буддийской мысли — такие,
как древние космологические теории или устаревшие физические
представления — должны быть пересмотрены в свете современных научных
данных… Если научное исследование показывает, что нечто существует или
же, напротив, не существует (а показать отсутствие чего-либо — вовсе не
то же самое, что просто не обнаружить искомое), мы должны принять
результат такого исследования как факт. Если научная гипотеза была
проверена, подтверждена и найдена верной, нам следует ее принять. Точно
так же буддизм должен принять в качестве достоверного факта не только
то, что обнаружено в процессе медитативного опыта, но и то, что открыто
методами научного исследования. Если, исследуя какое-то явление, мы
обнаруживаем доводы и доказательства, подтверждающие его существование,
нам следует признать его в качестве реальности, даже если такое
понимание идет вразрез с устоявшимся мнением или авторитетными
писаниями. Итак, один из основополагающих подходов, роднящий буддизм и
науку, состоит в эмпирическом подходе к реальности и в неприятии тех,
пусть даже традиционных, воззрений, которые оказываются в противоречии с
эмпирическим опытом.»
См. текст полностью в источнике.
Источник Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 74
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 500
Рейтинг поста:
Наука полностью оторвалась от реального мира и упёрлась в своём развитии в рамках ненаучных фантазийных "теорий" в глухой тупик. Но поскольку "развитие" даже такой науки должно продолжаться - вот и идёт смычка с чем угодно, как бы подтверждающим и развивающим нынешнюю парадигму развития науки.