» » » Гигантские змеи заполонят тропики?

Гигантские змеи заполонят тропики?

10-02-2010, 12:28 | Наука и техника / Теории и гипотезы | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (4 554)

http://www.pravda.ru/images/article/0/5/5/201055.gifВ Колумбии были найдены окаменелые останки гигантского удава Titanoboa, жившего приблизительно 60 миллионов лет назад — в Палеоценовую эпоху. Палеоклиматологи утверждают, что при нарастании глобального потепления подобные гиганты могут завестись в тропиках.

Titanoboa cerrejonensis — самая большая особь на планете, из когда-либо обнаруженных палеонтологами. Сравнив найденные останки с позвоночниками других змей, ученые сделали вывод: представители данного вида достигали 12-15 метров в длину при весе примерно 1135 килограммов. При этом диаметр тела в самой толстой части Titanoboa cerrejonensis приблизительно был равен одному метру.

Кстати, до этого считалось, что самая крупная из ранее живших на планете змей была Gigantophis garstini, длиной около десяти-одиннадцати метров.

Первые окаменелости со свидетельствами существования восьми Titanoboa cerrejonensis были обнаружены в угольных шахтах Колумбии командой ученых во главе с Джонатаном Блошем среди останков других позвоночных животных Палеоценовой эпохи.

Свое название Titanoboa cerrejonensis получили от названия угольных шахт Эль-Серрехон. Раскопки, давшие сенсационные результаты, финансировались Смитсоновским институтом исследования тропиков и музеем истории при Университете Флориды.

Среда обитания этих великанов — тропики, так как именно теплый влажный воздух (30-34 градуса по Цельсию) и наличие обильной пищи и поспособствовали росту этих хладнокровных. Ведь и в наше время наибольшие из современных змей — питон (длина тела которого 9 метров) и анаконда (с длиной 7.5 метров) живут именно в тропиках.

Удав Titanoboa cerrejonensis, весом со взрослого белого медведя, а длиной с серого кита не мог бы выжить при средней температуре ниже 30 градусов по Цельсию. Впрочем, для ученых, изучающих эту змею, которая питалась крокодилами и черепахами, — лишь аргумент в доказательстве более важного в палеонтологии факта.

Если верить климатическим, то есть еще более спорным, чем анатомическим, оценкам, сделанным на основании обнаруженных окаменелостей, то среднегодовая температура в тропиках 58-60 миллионов лет назад составляла 30-34 градуса по Цельсию.

В отличие от воссоздания внешних параметров и прочих реконструкций, имеющих значение, скорее, для любителей фантастики и собственно палеонтологов, точное моделирование климата и прогнозы изменений биосферы нашей планеты важны для всех ее обитателей.

Дело в том, что климатическая зона тропиков, расположенная к югу и северу от экватора, согласно всем оценкам, сделанным до сегодняшнего дня, воспринималась как http://www.pravda.ru/images/article/0/5/4/201054.gifидеальный термостат. Невзирая на глобальные преобразования климата на полюсах, в тропиках температура практически не изменялась. Там было лишь на два градуса теплее, чем сейчас, даже в те далекие времена, когда в Сибири росли гигантские папоротники, температура никогда не опускалась ниже нуля, а среднегодовая составляла 15 градусов по Цельсию.

Джейсон Хэд, профессор экологии и биологической эволюции из Университета Торонто (Канада), сообщил: "Предыдущие оценки были сделаны исходя из отложений углеводородов, анализа формы и размеров листьев исчезнувших и ныне существующих растений".

Ученый расширил применение этого подхода и к пресмыкающимся. Так как змеи, динозавры, черепахи и крокодилы — так называемые пойкилотермные животные, то их обмен веществ напрямую зависит от температуры окружающей среды.

Доказано, что ферменты лучше всего работают при температуре от 35 до 40, поэтому организм всегда вынужден тратить дополнительную энергию на разогрев тела. Соответственно, размер хладнокровных обязательно должен быть соотнесен со среднегодовой температурой.

Если считать, что принципы обмена веществ Titanoboa не сильно отличались от современных змей, то ей, чтобы выжить, нужна была среднегодовая температура 30-34 градуса, а это на 6-10 градусов больше, чем ранее предполагали ученые.

Поскольку предположения профессора Хэда проверить другими способами в ближайшее время вряд ли удастся, то существующие климатические модели, а, следовательно, и прогнозы на картину глобального потепления вряд ли подвергнутся коренному пересмотру.

Если же принять на веру прогнозы палеоклиматологов, то нас ждет весьма интересное видообразование. И хотя таких гигантов, как Titanoboa, нам вряд ли удастся обнаружить в тропиках в обозримом будущем, не исключено, что оценить по достоинству фантазию тропической природы удастся нашим потомкам.

Вячеслав Локацкий