» » » В социальных медиа распространяются слухи об обнаружении гравитационных волн

В социальных медиа распространяются слухи об обнаружении гравитационных волн

13-01-2016, 16:15 | Наука и техника / Теории и гипотезы | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (1) | просмотров: (3 870)

В социальных медиа распространяются слухи об обнаружении гравитационных волн

Учёные работают с детектором обсерватории LIGO
(фото Michael Fyffe/LIGO).

Считается, что любое ускорение массивных объектов во Вселенной будет генерировать гравитационные волны. Чёрные дыры и нейтронные звёзды, столкновения сверхновых и слияния галактик, как полагается, становятся мощными источниками гравитационных волн — подобных морским волнам искривлений полотна пространства и времени.

Если учёным когда-либо удастся обнаруживать и сопоставлять их, они узнают много нового о строении и эволюции космоса, но пока эту вселенскую "рябь" обнаружить не удаётся. Если она и существует, то слишком уж она слаба, а похожие на неё признаки могут объясняться целым рядом других причин, которые учёным приходится отметать (с соответствующей непростой доказательной базой).

Теоретической основой для идеи существования гравитационных волн является теория относительности, сформулированная Альбертом Эйнштейном более века назад.

На днях в англоязычных социальных медиа вновь поползли слухи о непосредственном наблюдении гравитационных волн: 11 января 2016 года Лоуренс Кросс (Lawrence Krauss), физик-теоретик и космолог из Аризонского университета, написал в своём микроблоге в Twitter: "Мои ранние подозрения об открытии LIGO были подтверждены независимыми источниками. Оставайтесь на связи! Гравитационные волны могут быть обнаружены! Это так захватывающе".

Напомним, в сентябре 2015 года Кросс уже намекал, что на детекторе лазерно-интерферометрической гравитационно-волновой обсерватории LIGO были обнаружены признаки неуловимых гравитационных волн.

Детектор этот размещён между двумя станциями в штатах Луизиана и Вашингтон, и не так давно он был усовершенствован и приобрёл бóльшую чувствительность, так что велики шансы, что начинается новая эра изучения гравитационных волн. Однако, как известно, предыдущие открытия, которые должны были стать сенсационными в данной области, были подвергнуты серьёзной критике.

Станции LIGO используют усовершенствованные лазерные интерферометры для обнаружения гравитационных волн. Эксперимент под названием Advanced LIGO начался всего за несколько недель до сентябрьского сообщения Кросса.

В настоящее время, Кросс вполне мог быть причастен к анализу данных, полученных LIGO, и мог иметь доступ к захватывающим данным, которые указывают на обнаружение гравитационных волн. Однако до тех пор, пока исследования не завершены, а их выводы не опубликованы в рецензируемых научных журналах, невозможно сделать вывод о том, что именно обнаружили детекторы LIGO.

Кстати, слухи уже обросли подробностями: некоторые блоггеры утверждают, что детекторы LIGO зафиксировали волны, произведённые в результате слияния двух чёрных дыр.

Официальных заявлений от обсерваторий тем временем не поступало (они ожидаются как минимум в феврале), так что специалисты считают, что пока рано радоваться и распространять слухи о необычайно важном открытии. Тем более, что предыдущие выводы, полученные в рамках эксперимента BICEP2, оказались ошибочными: сигнал был на самом деле вызван не гравитационными волнами, а пылью.

Как бы то ни было эксперты уверены, что открытие гравитационных волн должно произойти в самое ближайшее время. Детекторы LIGO скоро будут вновь закрыты на девять месяцев для второго этапа усовершенствований, что позволит ещё повысить их чувствительность. После перезапуска они будут соединены с европейскими детекторами Advanced Virgo, базирующимися в Италии.

1. » #1 написал: vpreunov (19 января 2016 20:22)

Пиар в СМИ очередной гипотезы, которую крайне важно и нужно сделать теорией без доказательств. Так же, как это было с чёрными дырами, тёмными сущностями и др.