ФИЛОСОФИЯ ЭСТЕТИКИ
«Красота спасёт мир» Ф.М.Достоевский
Предисловие
Трудно поверить, в какое время мы живем – с каких это пор фантасты стали отставать от ученых, да и просто от жизни? Будучи первопроходцами всегда, они привыкли чувствовать себя локомотивом человечества. По крайней мере – его культурной части. Еще до недавнего времени к фантастам бегали за предсказаниями, как когда-то – к Дельфийскому Оракулу, покуда тот не замолчал окончательно, и вроде бы ничто не предвещало туч на горизонте... Что поделать, времена меняются, и порой – весьма кардинально. Не то, чтобы фантасты стали слабы на идеи, нет. Мир изменился, и изменился так, как никто не посмел предрешить его в своих литературных трудах.
Вот оно – будущее. И что мы видим? Нет победы машин над человеком, как и нет подавления человеком кибер-механизмов. Ибо они нужны друг другу! Нет бороздящих бескрайние просторы космических крейсеров, нет заброшенного «шарика», как описывали фантасты Землю в будущем. Все живут на Земле до сих пор! И ничего... К освоению космоса потеряли интерес, так как поняли, что это не решит главных проблем (в основном – душевных и философских), а затрат потребуется масса. Опаньки! Фантасты мыслили будущее Земли исключительно в тонах индустриализации и урбанизации населения, то есть - поступательного движения эволюционистов, но люди нынче бегут от Прогресса как черт от ладана, а вот природу и натуральные продукты – все больше приветствуют. Также не наблюдается войн машин и людей, так как создание искусственного интеллекта откладывается на неопределенный срок - даже если попытаться создать электронную «копию» мозга. А сами машины стали неотъемлемой частью человеческого мира, да и люди не мыслят будущего без своих электронных помощников. Так зачем воевать?! Фантасты предполагали, что машины и люди – это антагонисты. Спорно, но можно как-нибудь «со скрипом» согласиться. А если выясняется, что машины и люди – это антагонисты, то окончательная и бесповоротная война неизбежна. Почему? Та самая старая идея Прогресса – в мире есть место только чему-то одному. Все прочее должно быть уничтожено как бесполезное и ненужное. Но прямой дороги из прошлого в будущее не получилось, и слава Богу. Наш мир стал другим.
А что, собственно говоря, изменилось? Небо никуда не делось, и люди по-прежнему ходят по земле, так что же не так? Мир стал разнообразным. До сравнительно недавнего времени не было истинного плюрализма идей, ибо всегда существовала какая-то одна идея – максимум две. И эта, царствующая идея, жестоко и бескомпромиссно подавляла все прочее. Если существовали две идеи на одном общечеловеческом поле жизни, то они, по определению, были непримиримыми врагами. Это было до недавнего времени, но теперь - уже позади. Красота классическая сдает свои неоспоримые позиции, зачерствевшие со временем, и так давно ожидаемое многообразие хлынуло в нашу повседневную жизнь.
Иными словами, мы живём во времена, когда мир мучительно расстаётся со старыми мерками Прогресса и Просвещения. Дизайн – это именно свобода творчества без тени гнетущего классицизма и «единственно верного пути в светлое будущее». Требование к нынешней красоте – должно быть гармонично, со вкусом, и органично вписываться в существующие реалии. Как? Это решает сам дизайнер, так как его задача – не только сделать красиво, но и индивидуально, незабываемо, точно передавая идею, и притом без «плевка в неприятеля». Иными словами, цель дизайнера – не в войне, а в мире. Дизайн – это строительство прекрасного мира, а не разрушение чего-то неугодного.
Несколько слов от автора
Желая несколько отдохнуть от баталий, развернувшихся в теме Алекса Зеса вокруг проблем российского образования, я хотел бы переключить внимание читателей на тему, которая является практически невидимкой на постсоветском пространстве. Начну с забавной предыстории.
В 2006 году один знакомый обратился ко мне с просьбой написать какой-нибудь реферат по любой из тем в течение месяца. Почти не глядя, я выбрал тему, которая, по моему мнению, была проста для написания, и выкинул эту проблему из головы, считая, что легко накатаю пятнадцать страниц за пару дней. К счастью, спустя неделю, у меня выдалось свободное время, и я, чтобы не прожигать день впустую, решил взяться за написание. Тема не предвещала никакого подвоха:
«Техника и искусство. Проблемы дизайна»
Так я думал, пока не попытался нарыть материал в сети. Каково же было моё удивление, если не сказать – ужас – когда я обнаружил, что критических статей на русском языке о дизайне не было в принципе. То есть вообще! Более того, не было даже переводов. Словно эта тема была военной тайной, или же – совершенно неинтересна на профессиональном уровне. Правда, встретилось несколько книг, главы из которых были опубликованы с сокращением, в основном – об истории дизайна, чего было явно недостаточно.
Я был, как минимум, озадачен. Но писать было нужно, пусть и без серьёзных источников. Я выжимал из себя всё, что можно было приплести к дизайну, как-то расставил приоритеты, определился с нитью повествования и общей идеей, которую хотел выразить. Сляпав всё это, отдал знакомому. Ждал грома и молний, и в лучшем случае – «тройки» с минусом. Какого же было моё удивление, когда он позвонил и сообщил, что сдал реферат на «отлично», и даже более того – на основании его легко можно написать докторскую. Вот это был действительно сюрприз.
Я забыл этот реферат как страшный сон, пока, спустя год, не наткнулся на него, роясь в своих архивах. Залпом перечитал и задумался. Реферат был «пустой», построенный только на моих измышлениях, и с этой точки зрения ему оправдания не было. Но вот центральную идею я, видимо, выбрал верно, так как текст оказался связанным и не бессмысленным. По иронии, я, не имея нужного материала на руках, написал совсем не о том, о чём старался писать, то есть не по теме. Я написал о философии этого прикладного искусства, его роли в современном мире. Как, подобно парадоксу в квантовой физике, он, являясь наблюдателем (т.е. отражающим тенденции развития общества), превратился так же и в действующее лицо.
Но меня поразила другая мысль: в России дизайн, как искусство актуального, совершенно выпал из поля зрения серьёзной критики, раз такая стряпня, как мой, с позволения сказать, труд, оказался оценён на «пятёрку». То есть ничего лучшего на эту тему преподаватель просто не видел.
Конечно, этот казус можно было списать на то, что дизайн не был специальностью этого института, и любые подробности о дизайне преподавателю кафедры показались свежими и небезынтересными. Возможно. Но ему так просто лапшу на уши не навешать, у него имеется приличный опыт по отсеиванию откровенной халтуры. Следовательно, с учётом того, что литературы по дизайну в рунете «кот наплакал», напрашивался другой вывод: дизайн, как предмет, просто не был исследуем в научных кругах. Он был не интересен.
Заметьте, речь идёт не об эпохе СССР, где дизайн могли легко назвать «продажной девкой капитализма» (по аналогии с кибернетикой). Речь шла о России, капиталистической стране, которая так была падка на всё западное, однако же, дизайн оказался, практически, невостребованной областью науки. Забавно: дизайн есть, а соответствующей науки нет.
Но довольно предыстории, пора идти дальше.
В детстве, когда первые ростки критического мышления начали укореняться в моей голове, я не переставал удивляться, насколько гротескным были окружающие меня предметы быта. Нет, они были функциональны (пусть и не всегда удобны), но было ощущение, что собирали их не люди, настолько безалаберно проектировщик подходил к выбору материала и формы. Отдельная песня по удобство пользования: было ощущение, что разработчику это было неинтересно, и если вещь получалась удобной, то это было, в основном, делом случая. Но самое главное моё ощущение – они были чужими, из абсолютно непонятного мне мира.
Любое неудовольствие однажды порождает противодействие. Я стал, незаметно для себя, делать наброски различных предметов, изображая их так, какими они, на мой взгляд, и должны были бы выглядеть, т.е. гармонично. В основном, это касалось автомобилей, интерьеров, и бытовой аудио- и видеотехники. Несмотря на то, что я не реализовал не одной «разработанной» мною модели, у меня было несколько «вех» в моей молодой дизайнерской жизни. Например, последние «модели» легковых автомобилей, что я ваял в свободное от учёбы время (а порой – и во время занятий), чем-то напоминают современную Тойоту Короллу, но на дворе тогда был не две тысячи седьмой, а девяносто первый год. Со временем моё увлечение сошло на нет, так как в окружающем меня мире стало появляться всё больше предметов, к которым была приложена рука дизайнера. Это мог быть великолепный или посредственный дизайн, но, всё же, это был дизайн, в котором чувствовалась идея и соответствие эпохе. И постепенно мой протест растаял как дым.
Теперь, когда «мой» мир победил, можно отдышаться и немного пофилософствовать, чем я с удовольствием и займусь. И прежде чем перейти к главной мысли данной стати, я должен буду дать некую ретроспективу, взгляд на истоки и вехи развития, а так же озвучить суть и смысл дизайна.
В этой статье я не буду останавливаться на проблемах самого дизайна, так как это муторно и скучно для неспециалиста. В целом, мне бы хотелось сохранить формат научно-популярной статьи, так как, несмотря на то, что я буду много говорить о дизайне, данная статья совсем не про дизайн. Но обо всём по порядку.
Определение дизайна
Современный мир — это мир, где исчезают границы. Границы между городами и странами — так как есть личный и гражданский транспорты, границы между культурами — благодаря информационным технологиям, и даже границы между эпохами, так как всё развивается по спирали, и, возможно, мы впервые за многие столетия живём в мире, где эклектика перестала быть ругательством и признаком дурновкусия. Ибо современный мир стал эклектичным, нравится это кому-то, или нет.
Эклектика, будучи ранее признаком духовного упадка и вырождения, ныне перестала ассоциироваться только с разрушением. Если ранее каноны, как путеводные маяки, были естественным двигателем культуры любого народа, то теперь человечество занимается не столько «поиском новых земель», сколько переосмыслением накопленного опыта. Настал такой момент в истории, когда без переосмысления уже имеющегося опыта дальнейшее развитие невозможно.
Сегодня мир искусства и мир техники не противопоставляются друг другу, как раньше, а напротив — взаимно проникают друг в друга всё глубже. Новые реалии создают и новые проблемы. Чтобы эклектика не привела к разложению уже имеющегося, а наоборот — к росту, нужны новые методы осмысления и освоения реальности. Именно это, с позволения сказать, поле и есть вотчина нынешнего дизайна, его главная задача и цель существования.
История дизайна берет начало на рубеже XIX-XX веков как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. Дизайн разрабатывает образцы её рационального построения, соответствующие сложному функционированию современного общества. Пионерами дизайна стали архитекторы и художники, которые пришли в индустриальное производство и не побоялись заняться новым и незнакомым для себя делом. Оно привлекало их своей необычностью и новизной.
Прошло больше 100 лет, и дизайн превратился в самостоятельный вид проектного и художественного творчества. Очень трудно себе представить какую-нибудь сферу человеческой деятельности, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн создает привлекательную и комфортную для человека среду, воспитывает его эстетический вкус, при этом, естественно, ориентируясь на новейшие научно-технические достижения, технологии и материалы, современные веяния моды и запросы потребителей.
Современный дизайн все больше и больше оказывает влияние на архитектуру и монументально-декоративное искусство. Появляются стили высоких технологий, которые ориентированы на новейшие технические достижения и авангардные течения.
В наш обиход вошло слово «дизайн» и стало популярной приставкой — «дизайн прически», «дизайн одежды», «фотодизайн», «графический дизайн».
Сто лет дизайна для истории — очень небольшой срок. Но это не простые сто лет. Летопись дизайна, отражающая весь ход научно-технического прогресса, становится сопоставимой с традиционными для нас историями живописи, архитектуры, декоративного искусства и др.
Не случайно во многих странах появились музеи современного искусства и дизайна. А в дизайне появились свои вехи и памятники, ставшие выдающимися произведениями.
История возникновения дизайна
Сам по себе вопрос о дате возникновения современной отрасли по имени «дизайн» весьма спорен, так как само слово «дизайн» имеет достаточно много смыслов. На мой взгляд, рождением дизайна нужно считать период, когда отвлечённый от реалий процесс проектирования был заменён на чисто утилитарный, то есть тот переломный момент, когда проектировщикам стало окончательно ясно, что искусство и производство — вещи совершенно разные.
Можно, разумеется, спорить, о том, что впервые о дизайне заговорили на рубеже столетий (XIX-XX вв.), но даже при поверхностном рассмотрении приходится констатировать, что это ещё не дизайн. С одной стороны модерн был результатом колоссальной работы, это был совершенно новый пластический язык, интернациональный, а не основанный на какой-то одной культурной платформе. С другой стороны — это были всё те же художественные изыски, а не дизайн реальной вещи. Перенести на конвейер сии творения было невероятно сложно, и сделать это смог бы лишь весьма сильный профессионал.
Но это было действительно первое направление, претендующее на создание всей предметной среды, и не связанное с историческими прототипами. Модерн, сформировавшийся под сильным влиянием искусства и литературы символизма, тяготел к поэтизации действительности и утонченной роскоши. В нем нашлось место и для новых технических возможностей и благ, предоставляемых развитием техники, кроме одного — серийного производства. Заслуга архитекторов и дизайнеров модерна в том, что они почти что с нуля создали новый пластический язык, доказали что возможно создать эстетически совершенную вещь не на основе классических элементов, придуманных греками на заре цивилизации, таких как, например, архитектурный ордер. Они искренне пытались создать новую эстетическую среду, проектируя все элементы предметного быта в едином стилистическом ключе. Однако принципы работы остались теми же. Художники все также сосредотачивались на том, чтобы сделать вещь максимально красивой и изящной, забывая о том, как ее потом тиражировать. Каждый предмет, даже такой маленький как, например, ложка или пепельница, создавался как произведение искусства, и чтобы не убить замысел, требовал изготовления мастером высокого класса. Похожая ситуация наблюдалась и в графике. Основной составляющей графического языка стиля модерн стала авторская иллюстрация, включающая в себя сложные орнаменты и индивидуальные рисованные шрифты. Это предполагало большие временные затраты на создание оригинал-макета, и как правило, большие материальные затраты на производство (цветная печать в то время была роскошью). Модерн оказался слишком дорогим, и его повсеместная, но недолгая популярность в Европе так и не успела пересечь океан.
Поэтому, модерн — модерном, а дизайн — это, всё же, нечто иное. Дизайн слишком сильно завязан на производстве, чтобы к нему причислять художественные замыслы новой эпохи.
Следующей вехой можно смело считать так называемую «швейцарскую школу», заявившую о себе в 50-ых годах XX-ого века. Теоретическая подоплека большинства стилей, появившихся во второй половине двадцатого века, так или иначе, связывается со швейцарской школой. Идеологи стилей и критики постоянно дают свою оценку творчеству графиков-функционалистов пятидесятых, выражая свою солидарность или категорическое несогласие с их принципами работы. Можно предположить, что в это время сформировался стержень профессии дизайнера-графика и каноническая, или классическая система творчества. Были сформулированы основные задачи, встающие перед проектировщиком, и разработаны наиболее экономичные и логически обоснованные схемы их решения.
Тем не менее, несмотря на детальную проработку этого стиля, который, несомненно, был уже настоящим дизайном (то есть была ситуация «художник для производства», а не прежняя — когда производство пляшет вокруг прихотей художника), всё же нельзя ставить знак равенства между «тем» дизайном и дизайном нынешним. На то есть своя причина — ещё одна веха, так сказать. Речь идёт об эргономике, науке об удобстве («экономии энергии»), которая особенно ярко засияла на заре третьего тысячелетия, а реально наработки эргономиков широко встречаются уже в серийных товарах 85-90-ых годах XX-ого века.
Совершенство технологий, повсеместная автоматизация и появление новых материалов очень удачно сошлись с новой парадигмой — человек, являясь существом биологическим, должен быть по-максимуму окружённым линиями и очертаниями, характерными для природы. Так зародился «биодизайн», нечто невиданное и, на тот момент, фантастическое. Однако здесь как раз и замыкается круг — сформировался стиль, где понадобились утончённость и чутьё художника с одной стороны, а с другой — совершенно чёткие техногенные внешность и форма изделия. Впервые дизайнеры стали работать не чисто на производство, и не для полного самовыражения своей художественно сущности, а как раз для конечного потребителя — человека, под его чаяния, нужды и эстетические пожелания.
Дизайн современности
Дизайн современного мира, в виду своего широкого распространения, стал настоящим властителем дум, практически перекраивая нашу реальность от года к году — меняется не только её облик, но и функциональность наполняющих её предметов. Довольно быстро крупные производители осознали, что дизайн — это мощнейшее маркетинговое средство, которое практически всегда бьёт без промаха, и к тому же куда более эффективное, нежели массированная рекламная компания. Вследствие этого стали вкладывать крупные суммы в разработку дизайна изделия, эргономические исследования и соцопросы конечных потребителей товаров, которые дают много пищи для дум разработчиков. Жёсткая конкуренция заставляет всех шевелиться, поэтому наблюдается такой ажиотаж на рынке дизайнерских услуг — теперь это одна из самых востребованных профессий. Так или иначе, но благодаря этой «гонке вооружений» производители товаров всё больше стали поворачиваться лицом к человеку. Сказалось это и на вкусах покупателей — теперь это требовательный покупатель, эстет, понимающий толк в вещах. Его не соблазнить низкой ценой, так как царствующая мода и всё более новые изыски дизайнеров создают некий эстетический порог, ниже которого человек опускаться не захочет. И, в итоге, та вещь, которая ещё год назад казалась самим совершенством, теперь выглядит как-то блёкло на фоне новинок сезона.
Дизайн изнутри
Дизайн, как искусство прикладное, просто обязано обслуживать какие-то запросы, поэтому сложилось определённое деление на специализации по мере развития этого искусства. На сегодняшний день можно с уверенностью выделить несколько таких областей: промышленный дизайн, полиграфический, визуально-динамический (телереклама, web-дизайн и web-анимация и проч.), архитектурный, интерьерный (внутри помещения) и экстерьерный (оформление массовых гуляний, наружная реклама и проч.), дизайн одежды и обуви. Каждая из этих областей нарабатывает свою базу опыта и развивается в своём направлении, однако – без изоляции от других специализаций.
Если прокатилась волна Hi-Tec, то всё, разработанное в этот период, будет выполнено в этом ключе — от ложки до мотеля. То есть нет точного соответствия стилей, а скорее присутствие некоторых деталей, едва ли заметных при отдельном рассмотрении, но поставь рядом автомобиль, стол со стульями, ложки, кружки (всё должно быть разработано примерно в одно время), и вы буквально ощутите, что все эти вещи пронизаны некой единой идеей, как будто они совершенно определённо принадлежат какой-то одной эпохе.
Промышленный дизайн является, пожалуй, самой известной областью, с которой сталкивается обыватель-неспециалист, так как этот дизайн воплощён во всех повседневных предметах, которыми окружён человек. Однако нужно глядеть глубже: дизайн окружающих нас предметов — это аура, в которой мы живём. Раньше преобладали острые углы и рёбра, так как технологически это было изготовить проще, а главное — проще разработать (не требовалась высокая квалификация дизайнера). Современный дизайн — это сложный сплав технологий и идей, которые подчинены определённым стилистическим правилам. Одними циркулем и линейкой здесь не обойтись, нужны сложные алгоритмы для получения гармоничного результата.
Современный дизайн — это не только красивая картинка, как раньше. Дизайнер должен досконально знать материалы, из которых будет изготовлен промышленный образец, так как он, с одной стороны, зажат ценовым потолком (нельзя использовать слишком дорогие материалы, либо сложные в обработке), а с другой стороны — невозможностью использовать слишком дешёвые, так как внешность и функциональные качества изделия не будут соответствовать современным стандартам.
Дизайнер нынешнего времени — это ещё и эргономик. Ранее красота ставилась выше функциональности, поэтому были формы, больше подходящие для комиксов, нежели для повседневного быта. Теперь же дизайн серийных изделий выглядит органично, сдержанно и опрятно. В нынешнем дизайне как нельзя лучше сошлись преимущества минимализма и богатства природных линий. Первые жертвы «биодизайна» — безродные «обмылки» — ушли со сцены навсегда. Теперь мы наблюдаем вокруг сочетания мягких линий и замысловатых рёбер, образованных стыком сходящихся поверхностей. «Остроуголье», от которого «открещивались» пионеры «биодизайна», вновь вошло в моду, но как дополнение к «органическим» поверхностям. Теперь потомки прежних нелепых рёбер ненавязчиво подчёркивают характер новоиспечённого предмета, или рельефно очерчивают стремительный образ современного автомобиля.
Самый яркий и броский дизайн, раньше других возвещающий о приходе новой эпохи — конечно же, автомобильный. Автомобильный дизайн давно перерос обычные транспортные рамки, то есть нынешние дизайнеры, проектирующие автомобили, создают отнюдь не транспортные средства. Человек всё больше времени проводит в дороге, поэтому автомобиль должен стать домом, отсюда и тенденции в моде и соответствующие комплексы эргономических решений. Автомобиль стал странным симбиозом «уютного гнёздышка» и скоростного болида, способного решать массу сопутствующих вопросов.
Другое подразделение промышленного дизайна — экодизайн. Потребность в создании этого специального направления была навеяна целым рядом проблем мегаполисов, которые не могут решиться классическим способом.
Допустим, большие города требуют иных автомобилей — удобных, компактных, манёвренных, экономичных и «чистых» с экологической точки зрения. И если экологическая чистота и экономичность вполне успешно решаются на уровне современного производства, то удобство современных компактных автомобилей — вещь неоднозначная. И дизайнеры бьются над этой проблемой, предлагая самые нетривиальные решения.
Транспорт — лишь одна из проблем современного мегаполиса. При такой компактности проживания большого количества людей встают проблемы, с которыми ранее не сталкивались.
Ребром встаёт вопрос психологического комфорта — психологи говорят, что у каждого человека должна быть своя территория, и если она нарушается, то результатом таких процессов становится разрушение личности. Современный работник — это не «мул», как на заре капитализма, и личностные качества работника теперь играют не меньшую роль, нежели образование или профессиональные навыки. И нынче работодатель сталкивается с дилеммой — работник с плохим настроением не выполнит свою работу, каким бы он профессионалом не был, а настроение работника может быть завязано на слишком многих факторах, которые работодатель контролировать не в состоянии.
Выход есть — по словам тех же психологов, убежищем любого человека является дом. Человек не справляется со своей ежедневной нагрузкой, так как не может в нужной мере отдохнуть. И отдых этот возможен лишь в комфортном месте, а комфорт завязан не только на эргономике, но и на ощущении отгороженности от остального мира. Человеку нужен свой мир, пусть и маленький, но в этом мире человек должен чувствовать себя хозяином.
Именно поэтому «вошли в моду» отдельные кабинки для работников интеллектуального труда, ширмы, максимально «домашние» линии и материалы отделки офисов. Также большое внимание уделяют акустическим параметрам офисных помещений, правильному освещению и так далее. Разумеется, всё это вотчина эргономики, но именно она диктует эту «моду», и то, что дизайн становится всё более эргономичным, «повинен» именно экодизайн, так как большая часть его покупателей живёт как раз в крупных городах.
Место дизайна в современном мире
Сам по себе дизайн — это целый мир со своими законами. Как и во всяком прикладном искусстве, дизайну свойственна мода, однако эта мода не оторвана от жизни. Дизайн, в отличие от других прикладных наук, самодостаточен, он является совокупностью усилий многих художников и учёных. Но сам дизайн — это, прежде всего, философия. Считается, что боевые искусства монастыря Шао-линь являются активной разновидностью медитации, внедрённой Бодхидхармой, но они также являются философией практического плана — если ты заблуждаешься, то довольно скоро сам убедишься в этом. В этом отношении дизайн и у-шу очень схожи. Дизайн — это философия современного мира воплоти, прежняя избранность «настоящего искусства», как это было в прошлом, уступила место новому, насыщенному стилю обустройства, который не делит мир на лагеря, а учит новому стилю жизни.
Для современного человека дизайн стал синонимом современности, и это, наверное, не зря. Эклектика — вещь весьма тонкая, к ней требуется особый подход, дабы не было перегибов. Современная эклектика — это современный дизайн, который, хотя и движется разными путями своих специализаций, тем не менее, строит нечто целостное и неделимое. Нашу жизнь, наше будущее.
Сетевые технологии
После краткого обзора, я бы хотел подвести читателя к теме, ради которой я и начал эту статью. Итак, что я хотел показать, расписывая дизайн? Прежде всего, что дизайн не так прост на поверку. Это не только красота, но серьёзная всепроникающая сила, неотвратимо меняющая мир. И вот почему.
На самом деле, на примере истории дизайна и его нынешнем функциональном устройстве, хотел продемонстрировать удачный пример «сетевых технологий». Дизайн, зародившись стихийно, тем не менее, стал самоорганизующейся системой, способной к выживанию и развитию. В отличие от обычных наук (пусть таких же прикладных), он превратился в самодостаточную силу, способную кардинально изменить мир в короткие сроки. Но сам дизайн – это лишь инструмент преобразования. В качестве управляющей силы, воспользовавшейся этим инструментом, выступило само человечество в лице населения крупных городов. Стихийно, но поразительно эффективно и слаженно.
В чём успех дизайна? Мне кажется, что главных причин здесь несколько. Также не исключено, что зарождение и бурное развитие дизайна есть наглядная иллюстрация Диалектики о том, как «количество переходит в качество». Несомненно, можно отыскать множество и «эзотерических» причин, свидетельствующих о глобальном изменении в сознании человечества (ноосфера), но я буду говорить в этой статье о более приземлённых вещах. На мой взгляд, дизайн победил, потому что он не «спускался» централизованно «сверху», как это происходило с другими нововведениями, а рос исключительно «горизонтально» и «снизу», беря своё начало от чаяния простых людей, и тем самым опираясь на их поддержку. Это и есть тот самый главный признак, характеризующий «сетевые технологии».
Однако, интересно другое. У дизайна, как искусства прикладного, нет какого-то хозяина. И это симптоматично, если задуматься об обозримой истории человечества. До сих пор основная парадигма любого правителя заключалась в простой формулировке: «Разделяй и властвуй». Всё «развитие» цивилизации идёт по пути разделения целого – деления на специализации. Дизайн, развиваясь, вроде бы, по тому же пути (всё большем разделении на специализации), тем не менее, не «расползается», как это, по-идее, должно было происходить, а становится всё более целостным и ёмким явлением, охватывая всё большую площадь для исследований и преображении мира. Т.е. по форме он схож с другими прикладными областями, но, стратегически, результат его развития получается обратным.
Итак, подведу итоговую мысль под данной главой: в отличие от «вертикальной» системы внедрения, «горизонтальная» получается гораздо гибче, и пользуется непременной поддержкой большей части населения, так как зарождается из их потребностей. И, спустя какое-то время, вырастает в самостоятельного игрока, силу, способную поддерживать и развивать себя, как это было бы характерно для личности любого человека.
Эстетика наших дней
Незаметно, шаг за шагом, красота перестала быть для простого обывателя отвлечённым явлением. Из небесных высот «высокого искусства» она спустилась и воплотилась в современные предметы, поменяв ауру человечества. Кому-то может показаться, что дизайн и красота повседневных предметов – баловство, ведь раньше жили среди простых форм и не тужили как-то. Вот тут-то кроется загвоздка. Раньше люди жили среди природы. Даже материалы, которые использовались для строительства и изготовления бытовой утвари, были природными, и поэтому сельскому человеку дизайн был не особо-то полезен – он уже жил в гармоничной среде, где Природа, трудясь тысячелетиями, создала сбалансированный и гармоничный мир, который не отторгал человека, а наоборот – согревал и давал сил. Сегодня же значительная часть населения живёт в городах. Живёт поколениями, и молодёжь рождается среди асфальта, бетона и металла, не имея тех корней, которые были у их родителей, приехавших когда-то покорять город. Может, именно поэтому дизайн так легко завоёвывает молодое поколение? И именно молодёжь с таким упоением кидается в дизайн, видя там свою будущую профессию?
Итак, что же такое дизайн? Это преображение, создание нового мира. Человечество, впервые за века, не приспосабливается к природе, а создаёт свой собственный мир, «пишет» законы своей вселенной. Постепенно уходят в прошлое прежняя воинственность, когда человек мнил себя бойцом, воюющим с Природой, покоряющим её. Чем дальше развивается Дизайн, тем более гармоничным и мирным становится наше обиталище. Мы ищем единства с окружающим нас миром Природы, симбиоза. А возможно – и любви.
автор: Sackshyne
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
------------------------
Господи, вы меня и тут нашли)))) Я поняла свою ошибку, если я написала бы не МЫ, а Я , то это не было бы самомнением и тем более иллюзорным?)
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
-----------------------
может мы просто неприхотливы?
От Алекс Зес:
Почитайте внимательно вам пишут. Неприхотливы ...))) Вы еще более наивны с таким подходом. В этом и опасность ура пЭтриотии, ее иллюзорное самомнение.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 5
комментариев 1158
Рейтинг поста:
Разумеется, речь идёт об исследованиях и критике современного дизайна, а не об оценке конкретных предметов. Но я специально не стал раскрывать эту тему, дабы не порождать новый холивар. Я решил подождать с собственным мнением. Мне интересно будет послушать мнения других.
Сразу же делают ударение: что СССР, что современная Россия - они к дизайну, как феномену, совершенно равнодушны. Хотя дизайн полностью базируется на двух школах, стоящих у истоков: немецкой (Баухауз) и русской (ВХУТЕМАС). Как это объяснить?
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Дизайн, если такую задачу поставить, дает как раз возможность достигать многообразия не за счет количества, а за счет деталей. Грубо говоря, для того, чтобы выпустить автомобили трех разных цветов, не надо выпускать в три раза больше автомобилей.
А кроме того, с настоящей дизайнерской вещью не так просто расстаться. Любимый мобильный (Siemens S65 "Но как можно измерить стиль?") прослужил 4 года, и не рассталась бы с ним, кабы не помер. Достойной замены так и не нашла.
В нашей детской коляске - производства г.Дубна,1977 г. - выросло пятеро детишек, она прослужила 8 лет! Удивительная была коляска - высокая, удобная, без наворотов, но стильная, колеса большие, легко преодолевали тротуарные бордюры... Тогда народ за немецкими давился, но наша была куда лучше. Это была самая настоящая дизайнерская работа, в которой внешняя элегантность сочеталась с отличной функциональностью. Мелочь? Из таких мелочей жизнь и состоит :)
Как раз дизайн, в конце концов, мог бы стать негорьким лекарством от расточительного потребления. Особенно если все остальные будут горькими.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 5
комментариев 1158
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста: