» » » Над водителем тяготеет наследственность?

Над водителем тяготеет наследственность?

30-10-2009, 13:40 | Наука и техника / Теории и гипотезы | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 491)

Ученые считают, что неумение водить машину заложено у человека в генах и не может быть исправлено никакими тренировками. Существует ген BDNF, отвечающий за сохранность воспоминаний. "Если вы хотите обучиться новому ремеслу или восстановиться после инсульта, то аномалии этого гена будут вам препятствовать", – утверждает профессор Крамер. Об этом "Правда.Ру" побеседовала с генетиком, кандидатом биологических наук Петром Галушным.

Неврологи Калифорнийского университета заняты исследованиями различных вариаций гена BDNF, отвечающего за сохранность воспоминаний.

Вырабатываемый этим геном одноименный протеин обеспечивает улучшенную сигнальную проводимость между нейронами, а также настраивает их на оптимальную производительность.

Усиленную работу гена BDNF можно наблюдать при выполнении какой-нибудь практической задачи, особенно такой, которая связана с моторными манипуляциями.

Если человек сосредоточен и поглощен процессом, у него повышен уровень протеина BDNF.

Кроме того, этот ген координирует телодвижения во время подобных задач, делая их более точными и ловкими.

Вместе с тем, примерно 25–35 процентов населения земного шара обладают различными вариативными отклонениями этого гена.

Ученые выдвинули предположение, что эта аномалия может быть причиной того, что некоторые люди не способны выполнять ряд задач или обучаться чему-либо.

Чтобы подтвердить свою гипотезу, исследователи выбрали в качестве теста вождение автомобиля.

Они отобрали группу из 29 добровольцев, 22 из которых имели отклонения гена BDNF, а оставшиеся семь – нет.

Участники опыта должны были проехать на машине 15 кругов трассы на компьютерном симуляторе, стараясь как можно лучше запомнить нюансы дороги.

Чередование непростых поворотов и прямых отрезков усложняло задачу. При этом программа следила за тем, чтобы испытуемый всегда следовал курсу и не нарушал правил.

Спустя четыре дня опыт повторили. После чего результаты заездов сравнили. Оказалось, что люди, имеющие аномалии гена BDNF, гораздо хуже справились с задачей в обоих экспериментах и, кроме того, ко второму заезду забыли многие особенности трассы.

Вместе с тем, подопытные без каких-либо отклонений гена BDNF как в первом, так и во втором опыте показали очень хорошие результаты. Американские неврологи уверены, что именно вариативность гена является главной причиной плохих водительских навыков.

"Нам было нужно изучить моторную активность человека, дав ему комплексное и сложное задание, – говорит автор исследования Стефани МакХаджен. – Для этого мы выбрали именно вождение.

Во-первых, этим владеет достаточно большое количество людей, а во-вторых – можно проверить человека на обучаемость, когда он вынужден запоминать новую для него дорогу".

Однако наличие вариации гена BDNF не всегда является отрицательным явлением.

Ведущиеся в том же университете параллельные исследования выявили, что при наличии аномалии BDNF человек дольше сохраняет свои ментальные способности как в старости, так и под воздействием заболеваний, подобных болезни Паркинсона и различным формам склероза.

"Это выглядит так, как если бы природа пыталась выбрать наилучший вариант из двух, – рассказывает профессор Стивен Крамер. – Если вы хотите обучиться новому ремеслу или восстановиться после инсульта, то вариации гена BDNF будут вам только препятствовать.

Но если вы страдаете заболеванием, воздействующим на когнитивные способности мозга, аномалия защитит вас. Это похоже на попытку найти баланс между гибкостью и стабильностью".

"Правда.Ру" обратилась за комментариями к генетику, кандидату биологических наук Петру Галушному.

"Умение концентрировать внимание на выполнении определенных задач во многом определяется именно генетическими особенностями человека. Открытие американских неврологов стало фактическим подтверждением ранее выдвигавшихся предположений.

Но оно, к сожалению, не имеет практического применения. Обнаружив, что человек обладает мутациями гена BDNF, мы лишь можем констатировать этот факт. Медицина еще не умеет корректировать различные генетические заболевания и аномалии.

Я предполагаю, что если сделать выборку по количеству дорожных аварий, то окажется, что виновниками большинства из них являются люди с вариациями BDNF. Но изменить ситуацию невозможно – нельзя же, в самом деле, запретить им водить машину и получать права. Как никак, это четверть всего дееспособного населения Земли".

Павел Урушев