» » » Этот бублик сам себя калечит?

Этот бублик сам себя калечит?

29-10-2009, 15:41 | Наука и техника / Теории и гипотезы | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (1) | просмотров: (2 418)
Напомним: предыдущая попытка сорвалась из-за утечки нескольких тонн охлаждающего сверхпроводники жидкого гелия. С запуском БАКа физики связывают свои надежды на раскрытие множества тайн Вселенной, а скептики предсказывают исчезновение нашей Вселенной в черной дыре, которую произведет БАК. Появилась даже теория, что Некто или даже Сама Вселенная препятствует запуску БАКа, не желая раскрывать тайны Творения. Посмотрим-посмотрим, а пока напомним читателям об этом самом дорогом, самом огромном и самом впечатляющем физическом приборе в истории человечества.

История с подземной географией

Сначала о терминологии. "Большой" - потому что именно большой. Коллайдер представляет собой гигантский полый бублик, закопанный на глубине 100 метров под землей. Длина окружности бублика 27 километров, это лишь немного меньше Третьего транспортного кольца Москвы. "Адронный" - потому что будет исследовать и сталкивать адроны, так называют протоны и тяжелые элементарные частицы, например ионы свинца. "Коллайдер" - от английского "сталкивать", потому что в БАКе заставят сталкиваться пучки этих адронов.

Громадный БАК интересен и в некотором смысле с географической точки зрения. Во-первых, в создании коллайдера участвуют 80 государств со всех континентов планеты, от членов Европейского сообщества до США, Японии и России. Во-вторых, БАК стоимостью до $15 млрд находится под территориями Франции и Швейцарии, над этим бубликом проходит граница между этими странами.

Столкнуть частицы лбами

Физики действительно собираются сталкивать частицы, разогнанные по кольцу до почти световых скоростей, и смотреть, что получится. Для разгона частиц применяются сверхпроводящие магниты, охлаждаемые тем самым пролившимся год назад гелием. Результаты столкновений будут отслеживаться на детекторах, разработанных в России. До БАКа никогда не удавалось достигнуть энергии столкновения в 14 триллионов электрон-вольт - это чудовищно большая энергия. Частицы столкнутся, развалятся, и среди осколков физики надеются обнаружить так называемый бозон Хиггса - придуманную теоретиками частицу, которая отвечает за существование у всех других частиц, а также вообще у всех других объектов важного параметра - массы.

Нас пугают микродыркой

Однако еще года два назад кому-то пришла в голову идея, что БАК может представлять угрозу не для несчастных элементарных частиц, которые физики расколют во имя науки, а для всего человечества. Идея понравилась сторонникам "теории катастроф" и даже некоторым ученым, которые в результате сформулировали несколько сценариев конца света из-за БАКа.

Но ничего страшного не будет - а будут обычные физические эксперименты, разве что с очень большими энергиями, говорят ученые, а их на БАКе работает легион, только из России почти 200 человек. Причем опыты с такими энергиями, и даже в тысячи раз большими, уже проводились множество раз! Дело в том, что на Землю постоянно обрушиваются потоки космических лучей с энергиями в 1000 триллионов электрон-вольт, и никто пока не пострадал. Для образования черной дыры, снисходительно сообщают нам "яйцеголовые", требуются еще большие, гораздо большие энергии. Причем если микродырка все же образуется, то тут же и исчезнет - это доказал знаменитый физик-инвалид Хокинг.

Природа против?

Симпатичная в своем безумии теория о вмешательстве в дела БАКа высших сил Природы или Творца утверждает, что аварии на коллайдере не случайны. Авторы теории почти всерьез полагают, что коллайдер сам себя калечит, чтобы не дать открыть бозон Хиггса и четвертое измерение, причем эти авторы вполне серьезные ученые -- физики Хольгер Нильсен из Института имени Нильса Бора в Копенгагене и Масао Ниномия из Института теоретической физики имени Юкавы в Киото. Хольгер Нильсен считает, что бозон Хиггса (известный еще как "частица Бога") при создании искривит время, отправится в недалекое прошлое и остановит коллайдер до начала эксперимента. Доктор Нильсен полагает, что бозон Хиггса изменяет течение времени и поэтому БАК преследуют самые различные неудачи. Одна из них - это недавний арест одного крупного физика, которого подозревают в том, что он работал на "Аль-Каиду".

Может, его и в этот раз не запустят

Дата нового запуска БАКа откладывалась неоднократно, и уже появились слухи, что коллайдер заработает не 30 октября, а в конце ноября. Или еще позже. Осталось совсем недолго - вот и посмотрим. Впрочем, если предсказания скептиков сбудутся, смотреть будет некому...

Штирлиц отдыхает

Запуск коллайдера еще не принес больших научных открытий, но зато уже освободил массу юмористической энергии народа. Вот лишь часть анекдотов на тему Большого адронного "бублика".

Сначала было слово. И это слово было: "Коллайдер запущен!".

У физиков есть традиция - раз в 4,5 миллиарда лет они собираются и
запускают коллайдер (4,5 млрд лет - это возраст Земли. - "Неделя").

Черные дыры - это места, где внеземные разумы изобрели коллайдеры раньше нас.

Для нужд Большого адронного коллайдера физики выкупают у населения протоны -- в любом состоянии - по 4 зимбабвийских цента за десяток.

Швейцарские ученые надеются приспособить коллайдер для создания черных мини-дыр в швейцарском сыре.

Самое крупное открытие Большого адронного коллайдера сделали для себя спонсоры проекта.

В Большом адронном коллайдере швейцарцы хотят упрятать мир так, как они упрятали в своих банках все деньги мира.

Как заявили французские ученые, применение адронного коллайдера позволит получать черные, зеленые, красные и даже желтые дыры.

Однопартиец говорит Ющенко: "Сегодня запустят адронный коллайдер и конец всей планете!" - "И Тимошенко тоже?" - "Ну да". - "Тогда пусть запускают!"

Они жили долго и счастливо. И умерли в один день. Когда включили адронный коллайдер.

Младшенького как назвали?
- Коллайдер.
- Какое неблагозвучное, иностранное имя. По отцу, значит, будет Коллайдер Петрович. - А вашего первенца как? - Да по-простому, по-нашенски - Кризис Андронович...

Что все так боятся адронного коллайдера? Говорят же вам, ничего не будет!

Вселенная накроется медным БАКом?

Критики БАКа по-прежнему считают, что черная дыра сначала засосет в себя само устройство, затем - приютивших его Францию и Швейцарию, а далее Землю и всю Вселенную. Если же появится антиматерия, то она немедленно проаннигилирует с материей, и все уничтожится в том же порядке. От цепной реакции тоже хорошего ждать не приходится, хотя возникновение машины времени любопытно - давно хотелось взглянуть, что на самом деле происходило в I веке новой эры в Иерусалиме, году этак в 33-м. Скептики даже расшифровывают LHC (Large Hadron Collider - т.е. БАК) как "последний (Last) адронный коллайдер", намекая на конец света.

1. » #1 написал: S_Elena (29 октября 2009 20:18)