» » » Геологи усомнились в метеоритной природе ледникового периода

Геологи усомнились в метеоритной природе ледникового периода

24-04-2012, 08:10 | Наука и техника / Теории и гипотезы | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 764)
Ледниковый период
© Фото: George Teichmann

МОСКВА, 23 апр - РИА Новости. Американские и колумбийские геологи представили убедительные доказательства того, что химические "следы" метеорита, чье падение предположительно вызвало глобальное похолодание 12,9 тысячи лет назад, были зафиксированы другими исследователями в результате методологических ошибок, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Последнее похолодание климата и последовавшее за ним наступление ледников произошло около 12,9 тысячи лет назад. Этот промежуток в истории нашей планеты известен как младший, или поздний, дриас. Примерно в это время завершился период относительно теплого климата - так называемое Аллеродское потепление, продолжавшееся примерно 1,2 тысячи лет. Некоторые палеоклиматологи полагают, что причиной наступления младшего дриаса стало падение крупного метеорита или обломков кометы.

АТАКА НА МИНЕРАЛ

Группа геологов под руководством Джеффри Пигати (Jeffrey Pigati) из Федерального центра геологической службы США в Денвере изучала образцы пород из десяти точек на территории Северной и Южной Америки, которые были использованы в 2007 году авторами гипотезы падения метеорита в качестве доказательства их правоты.

Свидетельства в пользу метеоритной теории были найдены в очень специфических геологических образованиях - на дне давно высохших болот или мелководных озер, погребенных под слоем осадочных пород. Все они содержат так называемый "черный мат" - темный слой пород, богатый органическими останками.

В этом слое авторы оригинальной гипотезы обнаружили аномально высокие концентрации иридия, титана и микроскопических шариков из магнитного железа. Эти металлы редко встречаются в недрах земли и довольно распространены в метеоритах, вследствие чего их повышенная концентрация считается достаточно верным "следом" падения небесного тела.

Пигати и его коллеги усомнились в уникальности таких следов и посчитали данные отложения следствием естественных процессов, которые протекают в заболоченных низинах. Как отмечают исследователи, стоячая вода в таких уголках Земли является идеальным пылеуловителем, благодаря чему озера и болота быстро накапливают зерна пыли.

ЛОЖНЫЙ БЛЕСК

Геологи повторно изучили старые образцы и добавили к ним новые фрагменты "черных матов", извлеченных из отложений других геологических эпох в юго-западной части США и в чилийской пустыне Атакама. Среди них были породы, которые относились к более современным отложениям, чей возраст составлял около 6 тысяч лет, и достаточно древние "черные маты", сформировавшиеся 40 тысяч лет назад.

Оказалось, что концентрация титана и иридия, а также количество и структура шариков железа была примерно одинаковой в большинстве фрагментов, которые изучили Пигати и его коллеги.

Таким образом, присутствие этих металлов и шариков в отложениях органики совсем не означает того, что во время формирования пород произошло падение метеорита. Скорее всего, "излишки" титана и иридия оказались в высохших болотах и озерах вместе с гранулами пыли, которые оседали на их дно в течение многих десятилетий или даже столетий.

Тем не менее, Пигати и его коллеги не считают, что "метеоритная" теория была полностью опровергнута - некоторые ее аргументы еще предстоит повторно проверить, чтобы убедиться в их правоте или ложности.

Источник: ria.ru.