Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Тайны памяти

Тайны памяти


18-11-2010, 08:59 | Наука и техника / Размышления о науке | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (3 300)

Почему воспоминания лгут?

Коко Шанель «помнила» эротические небылицы из времен своей молодости.
Коко Шанель «помнила» эротические небылицы из времен своей молодости.

Специалисты разбираются с феноменом: наша память - это не хранилище четких данных, а постоянно обновляющиеся фантазии

Светлана КУЗИНА — 11.11.2010

Продолжение.

Начало в номерах за  28 октября и 4 ноября с. г.

Железный мозг

Ученые часто сравнивают мозг с компьютером. Но при этом признают: никогда «железяка» не переплюнет человека в непредсказуемых выкрутасах нашей памяти.

До сих пор специалисты не могут вычислить даже приблизительный алгоритм фиксации прошлого. То мы запоминаем абсолютно бесполезные для нас факты вроде высоты Эвереста - 8850 метров (если, конечно, вы не фанат телевизионных викторин). То забываем жизненно необходимые сведения вроде PIN-кода кредитной карты. Или же другой фокус: мозг может без предупреждения (компьютер хотя бы спросит вас о разрешении операции) стереть ненужные на его (!) взгляд или досадные воспоминания. И так же внезапно что-нибудь подбросить.

По словам специалистов, главное отличие компьютера от человеческого мозга в том, что у одного все воспоминания остаются в первоначальном виде, а у нас они подвергаются постоянному изменению.

 

Коко Шанель
Коко Шанель

- Воспоминания о прошедших событиях фальсифицируются со временем вплоть до полной неадекватности, - поясняет профессор, руководитель отдела эмбриологии НИИ морфологии человека РАМН Сергей САВЕЛЬЕВ. - Долговременная память зачастую так трансформирует реальность, что делает исходные объекты просто неузнаваемыми. Уродцы и балбесы из прошлого со временем становятся атлантами и титанами мысли, гнилые избушки - дворцами, а городская помойка - райским запахом детства. Память сохраняет воспоминания, но изменяет их так, как хочется ее обладателю.

То, что память никогда не бывает точной копией прошлого, доказал опыт знаменитого кембриджского психолога Фредерика БАРТЛЕТТА. Он показывал испытуемым необычный рисунок и просил по памяти воспроизвести его. Потом предлагал повторить рисунок спустя несколько дней, затем - еще через неделю, и так несколько раз. В итоге выложил все картинки в ряд. И увидел: каждое следующее изображение отличается от предыдущего, а последнее совершенно не похоже на оригинал.

По словам Бартлетта, воспоминание - это творческая реконструкция, в процессе которой старая информация в мозге «переписывается», «затирается» новой. Так, когда мы вспоминаем прошлое, мы вначале должны «стереть» прежнюю информацию об этом событии и поверх этого уложить повторное воспоминание. Происходит это при пока не раскрытых биохимических процессах, которые провоцируют слияние воображаемых и реальных образов, порождая ложные знания. Они попадают в долгосрочную память, откуда уже мы их достаем как «настоящие». Кстати, по версии многих ученых, именно это явление происходит с людьми, которые рассказывают о встречах с гуманоидами или наблюдении ночью инопланетного корабля (см. на сайте kp.ru «Тоннель на тот свет открывается во сне» за 25.07.2007 и «Кирсан Илюмжинов о своей встрече с инопланетянами» за 27.05.2010).

Факты искажаются под внушением

Развить у пациента синдром ложной памяти могут недобросовестные «маги», «целители» и даже некоторые дипломированные медики.

- Психологи знают, что память о неприятных событиях может быть подавлена и вытеснена в такие глубины бессознательного, что не всякий специалист сумеет извлечь ее оттуда, - говорит врач-психотерапевт Валентин ГЛАДКИХ. - В истории медицины известно немало случаев, когда законопослушный гражданин в приступе ярости убивает соседа или жену и даже не покидает места преступления. Он забыл, что убийца он сам, и в полной уверенности, что случайно наткнулся на труп, вызывает милицию. Или женщины, действительно ставшие жертвами насилия, никак не могут объяснить, откуда у них на теле появились синяки и ушибы. Все это случаи психогенной амнезии (беспамятство, наступающее в ситуации психической травмы или экстремального стресса).

Но еще более распространенным становится в наши дни обратный феномен - это синдром ложной памяти. Чаще всего психически неустойчивые люди сами «придумывают», например - это самые частые случаи, - сексуальные домогательства в детстве со стороны родителей, учителей, приятелей. Но иногда эти воспоминания рождаются в беседах с психотерапевтом, гипнологом или экстрасенсом, чьи предположения становятся для пациента воспоминаниями и глубоко укореняются в его душе. Часто это становится источником семейных трагедий.

Жительница канадской провинции Онтарио Гэйл Макдональд написала недавно книгу «Как провоцируют болезни». В ней она рассказывает, как ее убедили под гипнозом, что причина ее эмоциональных проблем - давнишние сексуальные домогательства со стороны отца. И это якобы стало причиной ее заболевания.

«Множественные нарушения личности» - такой диагноз, как пишет Макдональд, зловредный гипнолог поставил более ста своим пациенткам. В результате она рассталась с семьей. Ее стали мучить ночные кошмары. Она перестала есть.

Женщину спас один добросовестный психиатр, который поставил другой диагноз - «посттравматический стресс как непосредственный результат терапии». Он помог понять, что ее так называемое воспоминание было ложным.

На недавней международной конференции по синдрому ложной памяти, состоявшейся в Нью-Йорке, профессор психологии Вашингтонского университета Элизабет Лофтус в своем докладе рассказывала, как легко внушить человеку то, чего на самом деле не было. Серия наводящих вопросов, умело сформулированные предложения - и готово. Пациенты даже сами включаются в навязанную им «игру», дополняя «воспоминание» несуществующими подробностями.

Как заставить лгать свидетелей

Особенно опасны ложные воспоминания при судебных разбирательствах, когда решение судьбы подсудимого может опираться на показания свидетелей.

Доктор Лофтус, признанный специалист в области свидетельских ошибок, обнаружила, к примеру, очень коварное влияние той словесной формы, в которую облечены задаваемые юристами вопросы. Так, если свидетеля автокатастрофы спрашивали: «Вы видели разбитую переднюю фару?» или «Вы видели, что эта передняя фара была разбита?» - то вопрос, содержащий определенное указание именно на эту фару, вызывает намного больше положительных ответов, чем неопределенный вопрос, даже если передняя фара вообще не была разбита.

- Придание определенности вопросу создает впечатление наличия разбитой фары, а это, в свою очередь, заставляет свидетеля добавлять новые черты к своим воспоминаниям о событии, - объясняет Лофтус. - Такая форма вопроса следователя может полностью изменить воспоминания человека о событии.

И эксперт приводит еще один пример:

- Если вы стали свидетелем автокатастрофы и я спрашиваю вас: «Сколько людей было в ЕХАВШЕЙ машине?» Вопрос предполагает, что машина ехала - даже если она стояла. Вы можете ответить на этот вопрос как угодно. Но если дальше вас спросят, с какой скоростью ехала машина, вы не усомнитесь, что она ехала, - в ваши воспоминания уже заложили информацию о движении машины. И дальше будете описывать эту машину как движущуюся. Так можно изменить показания свидетелей, которые сами этого не заметят.

 

 

 Мэрилин Монро «вспоминала», что в 7 лет ее изнасиловали.
Мэрилин Монро «вспоминала», что в 7 лет ее изнасиловали.

Не верьте своему мозгу!

Самую интересную версию выдвинули не так давно два известных американских ученых: доктор Сандра Амодт и Сэм Вонг - доцент кафедры нейрофизиологии и молекулярной биологии. В своей книге «Тайны нашего мозга» они пишут: «Наш мозг часто обманывает нас вот почему. Когда мы попадаем в критические или непредвиденные ситуации, наш мозг обычно стремится выдать ответ «на скорую руку» - на поиск идеального решения нет времени. Он довольствуется допущениями - надо же нам принять какое-то решение! - для нашей же пользы, но это ведет к ошибкам. Ошибки возникают так. Ваш мозг изначально воспринимает большое количество мелочей, но тут же их забывает. Обычно эти детали действительно не важны, поэтому мы даже не замечаем, как много информации теряем. Мозг отбрасывает большую часть данных, как только решает, что они не нужны. В критической ситуации мозгу также приходится решать, стоит ли делать выводы «на скорую руку». Что важнее сейчас: скорость или точность? В большинстве случае мозг выбирает скорость, интуитивно интерпретируя события, отбрасывая все лишнее и то, что не укладывается в быстро созданную им схему. И часто - лжет нам!

Мозг не врет только в тех случаях, когда он неторопливо и внимательно подходит к рассмотрению всех данных, например, при занятиях математикой или решении логических задач. Ведь они требуют большего усилия. Например, попробуйте быстро решить такую задачу: бита и мяч вместе стоят 1 доллар 10 центов. Бита стоит на 1 доллар больше, чем мяч. Сколько стоит мяч? Большинство людей ответят: «10 центов», - что будет интуитивным, но неверным ответом. (Бита стоит 1 доллар 5 центов, а мяч - 5 центов).

Люди обычно идут именно короткими путями, если только их не предупредили, что следует мыслить логически.

Психологи называют эти проблемы отбрасывания лишней информации и создания ложной картины «слепотой к изменению». Эту «слепоту» ярко демонстрирует один известный эксперимент. В нем испытуемые смотрели фильм, в котором три студента в белых рубашках передавали по кругу баскетбольный мяч и еще трое студентов в черных рубашках делали то же самое со вторым мячом. Зрителей просили подсчитать количество передач, сделанных игроками в белой форме. Когда две команды смешивались, на сцену выходил человек в костюме гориллы, проходил из одного конца поля в другой и останавливался ненадолго, повернувшись лицом к камере и колотя себя в грудь. Около половины зрителей вообще не заметили этого события! Они следили только за мячом!

- Подобный эксперимент показывает, что мы воспринимаем только долю происходящего в мире, - заключают психологи Амодт и Вонг. - Наша память о прошлом ненадежна, а наше восприятие настоящего крайне избирательно.

Теперь, возможно, вы начали сомневаться, можно ли доверять хоть чему-то, что говорит вам мозг. Однако не забывайте, что за его выбором лежат миллионы лет эволюции. Наш мозг избирательно обрабатывает ту информацию из окружающего мира, которая исторически оказывалась наиболее важной для выживания. Как мы смогли заметить, наш мозг редко говорит нам правду, но в большинстве случаев он все равно сообщает то, что нам необходимо знать.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

О чем врут звезды


Мэрилин Монро любила рассказывать страшную историю о том, как ее в возрасте 7 лет изнасиловал опекун. Но была одна странность: каждый раз кинозвезда называла новое имя насильника.

Коко Шанель часто рассказывала своим близким друзьям о сексуальных приключениях монашек в монастыре, в котором она воспитывалась. Одному из репортеров удалось разыскать бывшую одноклассницу Коко и узнать, что все это лишь фантазии великой модельерши.

Марлен Дитрих написала в своих мемуарах, что ее в 16 лет изнасиловал школьный учитель музыки. Но дотошные поклонники проверили информацию и обнаружили удивительные вещи. Когда Марлен было 16, названный ею учитель не только не преподавал в школе , но и вообще находился за пределами Германии.

Мэрилин Монро в 7 лет
Мэрилин Монро в 7 лет

 

 

ТЕСТ «КП»

Запомните таблицу необычных символов


Время выполнения - 20 минут

Этот тест не только покажет, насколько крепка ваша память, но и продемонстрирует, как она вас может легко обманывать, подменяя одни необычные для вас знаки другими.

Трудность этого упражнения обусловлена тем, что многие из этих символов непривычны. Некоторые вы даже вряд ли сможете назвать. Естественно, запоминать непонятные сведения гораздо сложнее. Но возможно.

Инструкция

Дайте название всем незнакомым символам. Придумайте что-нибудь легко запоминающееся (чем нелепее, тем лучше).

Убедитесь, что помните все выдуманные вами названия.

Уделите время изучению таблицы: сначала колонки слева направо, затем строки сверху вниз.

Запоминайте колонки и строки по очереди и удостоверяйтесь, что точно выучили одну часть, прежде чем перейти к следующей.

Попытайтесь запечатлеть образ таблицы перед мысленным взором. Закройте глаза и представьте таблицу. Это потребует немалой сосредоточенности.

А теперь изготовьте несколько пустых таблиц (это просто сделать на компьютере) и попытайтесь заполнить их по памяти. Не забывайте сверяться с рисунком и исправлять ошибки.

Когда вы почувствуете, что выучили всю таблицу назубок, попробуйте ответить на следующие вопросы (попросите кого-нибудь их вам задать):

 

ТЕСТ «КП»
ТЕСТ «КП»

 

 

Каждый правильный ответ - 5 баллов.

В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ еженедельника выясним, можно ли стереть и переписать воспоминания?

 

Вспомнить всё!

По ассоциациям - «дерево» и «мужик в пальто» - искал нужную улицу герой фильма «Джентльмены удачи».
По ассоциациям - «дерево» и «мужик в пальто» - искал нужную улицу герой фильма «Джентльмены удачи».

Специалисты дают советы, как запоминать важную информацию и суметь в нужный момент извлечь ее из памяти

Светлана КУЗИНА — 18.11.2010

Имплант найдет спрятанное

Сегодня ученые ищут - и находят - новые кардинальные способы стимуляции памяти. Так, летом этого года канадские ученые из Западной больницы Торонто создали имплант, с помощью которого можно стимулировать в мозге те участки гипоталамуса, в которых записываются воспоминания. В результате у 65-летнего пациента-добровольца неожиданно из прошлого всплыла картина сорокалетней давности: простая прогулка по парку с друзьями. И чем больше и чаще медики стимулировали его гипоталамус, тем больше сюжетов из юности и даже детства оживало в памяти. А после трех недель такого постоянного мозгового «массажа» пациент стал уже «щелкать» тесты на память и интеллект как орехи. Казалось бы, проблема решена: вставляй всем в мозг эти волшебные импланты и становись тотчас гением! Однако ученые не могут предсказать последствия вживления в мозг электродов, работающих автономно и без контроля. К тому же импланты вызывают негативные побочные эффекты.

Другой похожий метод не так давно предложили и немецкие ученые из Университета города Любек. Они стимулировали головной мозг студентов-добровольцев слабым электрическим током во время сна. И студенты стали лучше, чем до опыта, запоминать сначала слова, а потом и целые лекции. Исследователи считают, что электричество помогает гипоталамусу «прокручивать» воспоминания во сне по нескольку раз, что и улучшает память. И еще дальше пошли специалисты из Университета Сандерленда и британской компании Virulite. Они в скором времени намерены испытать на пациентах новый шлем, улучшающий память во сто крат. Шлем надо будет поносить на голове в течение 10 минут в день. За это время прибор «подсветит» голову слабым инфракрасным светом. Это излучение, по мнению изобретателей, и должно оживлять давно забытые воспоминания. Но вот вопрос: всякому ли захочется, чтобы его «пытали» электричеством и инфракрасными лазерами? Лично мне - нет.

Мне больше по душе рекомендации нейрофизиологов Университета Гарварда. На недавнем семинаре по вопросам развития памяти ученые дали советы, которые были известны еще 100 лет назад. А именно: учить стихи, читать газеты и книги, играть в шахматы, запоминать новые телефоны, лица, прошедшие за день события. Но какие способы запоминания лучше?

- Люди порой думают, что хорошая память - это та, которая фиксирует максимальный объем информации, - развенчивает один из мифов доктор психологических наук, профессор Вероника Нуркова. - При этом мы редко задумываемся, что «помнить все» - это не дар, а наказание. Великий русский психолог Александр Лурия в «Маленькой книжке о большой памяти» описывает случай феноменальной памяти. Судьба ее носителя Соломона Шерешевского трагична. Его сознание было заполнено роящимися образами прошлого, которые не оставляли пространства для мышления. Запоминать все - значит потеряться в хаосе неупорядоченной информации. Иметь хорошую память - значит сделать ее управляемой, помнить нужное и забывать ненужное.

Как это сделать? Попробуем несколько методов мнемотехники (запоминания). Кстати, лучше тренировать не те виды памяти, которые и так развиты (например, слуховая или зрительная), а любые другие.

Шпаргалка для «зрителей»

Придумывайте ассоциации.


- Людям с хорошо развитой зрительной памятью лучше использовать ассоциации, - предлагает доктор педагогических наук, директор московской школы эйдетики Игорь Матюгин. - Это соотнесение известных вам фактов с только что полученными. Ассоциации можно найти по сходству, по контрасту, по причинно-следственным связям.

Проще всего привязывать те факты, которые нужно запомнить, к предметам, местам, которые вы хорошо знаете.

Самое идеальное средство для запоминания - дом. Например, как вспомнить длинный список покупок по дороге в магазин? Для этого еще дома, составляя список, мысленно «поместите» каждый объект на определенное место в доме. А вспоминая все, что нужно купить, просто представьте комнаты. К примеру: журнальный столик - надо купить «Комсомолку», на нем фото дочки - конфеты, морской магнитик на холодильнике - рыба, комната тещи - лимоны... Кстати, всегда обходите воображаемый дом в одном и том же порядке. Это позволит придать запоминанию характер ритуала.

Распутывайте «клубок».

Всем знакомая ситуация: спешите на работу, времени в обрез, а вы переворачиваете весь дом в поисках ключей от машины. Все, что всплывает в памяти: «Вчера пришел уставший, бросил куда-то ключи и не помню куда». И этот стертый кусочек вашей жизни можно представить в виде клубка нити. Начните разматывать клубок с того места, где в последний раз видели ключи. Последний сантиметр клубка - это тот момент, где вы сейчас находитесь. Возможно, вы захотели налить в чайник воду, и вы вместе с ключами пошли на кухню, где их и оставили, но потом и не подумали искать их там.

Можно идти и «от обратного». Это когда начало клубка является вашим настоящим, а конец - минутой, где все начиналось.

Если никак не вспоминается, то психологи советуют оставить эту затею. Как минимум - на несколько минут, как максимум - на несколько часов, дней. И потом попробовать снова вспомнить. Бывает, что нужное воспоминание всплывает тогда, когда вы отвлечены чем-либо другим или спите.

Подражайте Айвазовскому.

Известный русский художник Айвазовский запоминал поразивший его пейзаж методом, который сегодня психологи предлагают для тренировки зрительной памяти. Посмотрите на предмет, или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально. Потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет во всех подробностях. Задавайте себе вопросы по подробностям этого образа. Далее откройте глаза на 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.

Как тренировались великие «зрители».

Великий оратор Марк Туллий Цицерон обладал удивительной способностью - произносить по памяти многочасовые речи, которые изобиловали множеством фактов, цифр, цитат. При подготовке к выступлению он ключевые слова и тезисы мысленно заранее «навешивал» на великолепную лепку потолка здания сената. И, произнося речь, глядел на те или иные лепные фигуры в определенном порядке, легко воспроизводя текст.

Ассоциативный эксперимент использовал Карел Чапек в своем рассказе «Эксперимент профессора Роусса». Профессор, чтобы разоблачить убийцу, применял прием, основанный на том факте, что ассоциативный ряд, а значит, и восстановление в памяти образов прошлого, зависит от того, что волнует человека в данный момент. Роусс произносил слова, а подозреваемый должен был назвать первую пришедшую в голову ассоциацию. В результате по ряду соответствий удалось установить, когда, где и как было совершено убийство и где зарыт труп.

Цицерон запоминал факты, «навешивая» их на лепнину потолка.
Цицерон запоминал факты, «навешивая» их на лепнину потолка.


Шпаргалки для «слушателей»

Ищите звуковые ассоциации.


- Людям со «слуховой» памятью лучше пользоваться методом звуковых ассоциаций, - советует доктор Матюгин. - Классический пример - слово «винегрет», которое пишут по сто раз и все равно с ошибками. Слуховая ассоциация «вино пьют негры» поможет запомнить коварную букву «и» с первого раза.

Преподаватели иностранных языков иногда подбирают к незнакомому слову русское созвучие. Например, зная латинский корень, можно понять слово в трех-четырех других языках. Классический пример - слово «морковь». По латыни - carota, по-английски - carrot, по-французски - carotte, у нас - каротин.

Составляйте нелепые рассказы.

Хотите запомнить новые сведения? Составьте из них дурацкий рассказик. Чем нелепее сюжет, тем проще его запомнить. Вот, например, как запомнить картинку, где изображены виноград, слива, кабачок, салат, игрушки: «Мы с другом пили ВИНО, когда пошел ГРАД. Вода пузырилась возле водосточного СЛИВА. Мы забежали в ближайший КАБАЧОК и съели САЛАТ. Попасть в грозу - это не иГРУШКИ».

Можно легко запоминать и большие числа, если их представлять в виде животных, растений и предметов. Например, двойка - лебедь, единица - столб посреди дороги, восьмерка - матрешка, шестерка - замок. И при запоминании телефона 333-18-10 можно сочинить, к примеру, такую нелепую, но запоминающуюся историю: три ласточки подлетели к столбу и увидели матрешку, которая сидела на соседнем столбе и жевала бублик.

Рифмуйте и пойте.

Попробуйте, пока вас никто не слышит, спеть «В лесу родилась елочка!». У вас легко это получится. А все потому, что ритм и рифма - очень крепкий «клей» для памяти. Если хотите запомнить что-нибудь навсегда, положите слова на музыку с хорошим четким ритмом. В древности барды не просто рассказывали истории о былом, а пели их. Именно поэтому барды помнили все эти бесконечные истории о героях, богах и прекрасных девах.

Как тренировались великие «слушатели».

Известный актер и театральный педагог Михаил Чехов предлагал ученикам упражнение: артист читает текст и старается его запомнить, а остальные отвлекают его вопросами, на которые надо отвечать и снова возвращаться к тексту, не теряя нити повествования.

Авраам Линкольн, прежде чем стать президентом, был адвокатом. И, чтобы лучше запомнить свои речи, он читал текст вслух, то есть видел и слышал одновременно.

Шпаргалки для «мастера»

Рисуйте картинки.


- «Мастерам» можно попробовать рисовать картинки, - предлагает доктор Матюгин. - Чтобы запомнить, например, даты, формулы и цифры, они должны нарисовать дерево, схему или физиономию. Допустим, надо запомнить телефон 625-19-28. Пусть 6 изображает глаз с длинными загнутыми ресницами, 2 - бровь и нос, 5 - рот, перевернутая 1 - острый подбородок и так далее - вот и «вышла рожица кривая».

Или, допустим, надо запомнить правильное написание слова «собака». В первом слоге слышится «а», но пишется «о». Можно нарисовать спящего, свернувшегося калачиком, пса, который похож на букву «о». И если вы представите зверя, то тотчас вспомните, как пишется это слово.

Придумайте ритуал.

Для некоторых людей лучший способ чему-то научиться и что-то запомнить - просто взять и сделать. Поэтому есть множество методов развития памяти, основанных на действии. Например, школьнику, чтобы не забыть учебник в школу , можно изобрести утренний ритуал для собирания ранца. У каждого учебника и каждого карандаша должно быть свое место, и складывать их нужно в строго определенном порядке. Вскоре станет практически невозможно что-либо забыть, поскольку тогда ритуал покажется незавершенным.

Яркий пример использования ритуала как способа запоминания - это вождение автомобиля.

Кодируйте текст.

- В наши дни стало популярным кодирование текста значками - пиктограммами, - замечает доктор Матюгин. - Эти прародители письменности были обнаружены на монументах Древнего Египта, в том числе на пирамидах. Их и сейчас можно эффективно использовать для запоминания, особенно школьникам и студентам, которым приходится много писать и сдавать экзамены. Если какие-то важные моменты «зашифровать» в значки, то они помогут вспомнить материал.

Как тренировались великие «мастера».

Забавный метод сохранения информации изобрел Марк Твен. Сначала он читал свои лекции по бумажкам, но вскоре понял, что первый закон риторики - контакт с аудиторией. Тогда он стал выделять в тексте главные блоки и мысли, а первую букву ключевого слова рисовать... на ногтях. Например, если речь идет о памяти, то следует нарисовать букву «П», если говорить о школе - «Ш», и т. д. Такой подход позволяет организовать мышление, а пальцы превратить в шпаргалку. Единственный минус, на который жаловался Марк Твен, - слушатели начинали шуметь и наблюдать за его манипуляциями с руками.

Пабло Пикассо пользовался приемом, который можно условно назвать «знаки прошлого». У него была особая комната, где хранились «останки» вещей: разбитые фужеры, старые платки, сломанные расчески. Он брал в руки предмет, силился вспомнить то, что было связано с ним, - и в памяти всплывали лица, события, мысли, разговоры.

Назад Вперед


Источник: kp.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится1



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map