Найдите свой суперклей для воспоминаний!
У Остапа Бендера со зрительной памятью было плоховато, поэтому в Нью-Васюках он и проиграл сеанс одновременной игры в шахматы.
На память сегодня жалуются все - не только пенсионеры, но и школьники
Забывчивость стала привычной. Если раньше мы не могли вспомнить имя коллеги, то сегодня - пароли электронной почты, аськи, facebook, PIN-коды кредитных карточек. А вспомнить нужный номер телефона уже и не надеемся, «вбивая» его не в свою, а в электронную память сотового телефона. Но и это не спасает - мы забываем фамилию абонента, когда хотим ему позвонить. Tелевизор, компьютер, телефон, даже уличная реклама - все это забивает наше сознание нескончаемыми потоками данных. Ежедневно человеческому мозгу приходится «переваривать» огромные объемы информации - визуальной, звуковой, текстовой. Как считают некоторые ученые, человечество почти достигло той точки эволюционного развития, когда входящие информационные потоки превысят воспринимающие способности нашего мозга. Не за горами - полный перегруз! И - перезагрузка? Исследователи Калифорнийского университета подсчитали, что только за 2006 год мировые СМИ, издательства и рекламная индустрия произвели 161 эксабайт (1 ЭБ = 260 байт) информации. А это в 3 миллиона раз (!) больше, чем все книги, написанные за всю историю человечества. А в нынешнем 2010-м этот объем возрос до 988 ЭБ, то есть почти в 6 раз всего за 4 года. Есть исследования, что в XV - ХVII веках хорошо образованный европейский человек получал за всю свою жизнь информацию, которая сегодня равна одному номеру журнала New York Times. Выдержит ли наш бедный мозг такой натиск? Футурологи прогнозируют пока два пути развития человека. Либо наш мозг эволюционирует и начнет работать быстрее, чтобы догнать компьютеры. Либо сложные эмоциональные задачи будут упразднены и через несколько поколений человечество выродится в бесчувственных потребителей информации. Но самое страшное - еще и БЕСпамятных. А что будет дальше? Представьте, что ваш стол завален десятком телефонов и все они звонят одновременно. Сначала вы будете пытаться ответить хотя бы на пару звонков, затем схватитесь за третью трубку, попросите звонящего подождать, а в конце концов плюнете на все и уйдете покурить. То же происходит с нашим сознанием. Не справляясь с чрезмерной нагрузкой, мозг просто перестает адекватно воспринимать входящую информацию, переключается на самые элементарные задачи и постепенно разучивается работать в полную силу. С такими тревожными предсказаниями выступили медики из Калифорнийского университета в Сан-Диего. Они считают, что мощности современных цифровых технологий уже превысили воспринимающую способность человеческого мозга. С помощью простого нажатия клавиши человек может узнать обо всем, что произошло на Земле за сутки: десяток катастроф, пара локальных войн и новая эпидемия умещаются в нашем сознании за 3 - 5 минут. В результате все мировые бедствия воспринимаются без эмоций и анализа. Мозг просто экономит время, чтобы успеть поглотить все входящие данные. А эмоции и анализ - это главные составляющие памяти. Без нее притупляются интеллектуальные способности человека. Предваряя такое невеселое развитие событий, многие ученые сегодня срочно разрабатывают способы и методы сохранения воспоминаний. Мы решили воспользоваться их помощью, чтобы научиться самим и научить вас, дорогие читатели, доступным средствам борьбы с информационным перегрузом и хаосом. Умело фильтровать все, что поступает в мозг, отличая полезные сведения от бесполезных. То, что нужно, складывать в «папочки», ставить на нужные «полочки» в мозге, а ненужное тотчас выбрасывать. Тот, кто освоит эти приемы, уверяют психологи, сможет сохранить свой мозг в полном порядке, а значит, быть победителем. Сегодня начнем с того, кому и чем следует запоминать. Что помогает «зрителям»... Способы запоминания психологи называют «клеем». Кто-то «клеит» глазами. Их называют «зрители». Им куда проще осмыслить и сохранить в памяти то, что они увидели сами. Как установить, что именно этот тип памяти ваш? Допустим, работая с книгой по специальности, вы замечаете, что лучше всего усваиваете материал, когда читаете молча, про себя. Или, побывав один раз в незнакомом доме, вы можете потом точно описать детали обстановки. Высшая степень проявления этого вида памяти - фотографическая. Люди, обладающие ею, способны за секунды осмотреть предмет, узор или документ, а затем воспроизвести его в мельчайших подробностях, будто сняв с него мысленную ксерокопию. Другая разновидность - ассоциативная память. Ассоциации - это невидимые зацепки, связывающие то, что мы уже хорошо помним, с тем, что требуется закрепить.
|
Наполеон знал многих солдат своей армии не только в лицо, но и помнил, кто храбр, кто сообразителен, кто пьяница. |
|
- Многие используют ассоциации для запоминания новых слов. Например, я никак не могла запомнить название растения - «цикламен», - рассказывает профессор, доктор психологических наук, нейролингвист Ольга БОРИСОВА. - Потом заметила, что его листья немного похожи на колеса мотоцикла, поэтому я обозвала растение «цикло-мен» и с тех пор не забываю. А писатель Даниил Хармс, диктуя свой номер телефона, так просил его запомнить: 32-08 - 32 зуба и 8 пальцев. ИЗВЕСТНЫЕ «ЗРИТЕЛИ». Врач, философ Авиценна в библиотеке бухарского правителя прочел десять тысяч книг. Через несколько лет во время войны библиотека сгорела. Авиценна смог восстановить их все по памяти, диктуя тексты сорока писцам. Наполеон однажды, еще будучи поручиком, был посажен на гауптвахту и там от скуки прочел книгу по римскому праву. Спустя два десятилетия (!) он дословно цитировал выдержки из нее. Также он и Суворов знали многих солдат своей армии не только в лицо, но и по именам. Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов. А это сотни разных, ничем не связанных между собой цифр. Шахматист Александр Алехин мог играть по памяти, вслепую, с 30 - 40 партнерами одновременно. ...«слушателям» Другая категория людей «клеит» ушами. Им нравятся звуки, словам они придают огромное значение. Как выяснить - «слушатель» ли вы? Для этого вы должны удостовериться, что вы легче запоминаете то, что слушаете (лекцию, доклад, объяснения), и то, что сами читаете вслух. - Кроме того, вы легко должны запоминать услышанные музыкальные произведения, - уточняет профессор Борисова. - Этих людей можно увидеть в качестве победителей в таких теле- и радиопередачах, как «Угадай мелодию». ИЗВЕСТНЫЕ «СЛУШАТЕЛИ». Философ Сенека обладал способностью повторить 2 тысячи слов, прослушав их всего 1 раз. Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Такой же музыкальной памятью обладал и Сергей Рахманинов. Ему достаточно было посмотреть ноты пьесы, и он уже мог ее сыграть. Дирижер Артуро Тосканини помнил каждую ноту из 400 партитур. ...«мастерам» Третий тип людей «клеит» информацию в буквальном смысле руками. Их называют «мастера». Лучше всего они усваивают что-либо на своем опыте - пять минут «делания» значат для них больше, чем два часа в классе. Вы - точно «мастер», если ваша память лучше усваивает материал, когда вы совершаете те или иные движения: записываете, зарисовываете, ощупываете. Кроме того, вы должны с легкостью усваивать танцевальные движения - их последовательность, быстроту, темп, ритм. - У людей двигательного типа памяти «память» в мышцах, они легче все запоминают в мышечно-двигательных образах, - поясняет Ольга Олеговна. ИЗВЕСТНЫЕ «МАСТЕРА». Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые руки». Поэтому среди них много известных спортсменов, артистов цирка, фокусников. ...«универсалам» И четвертый тип людей - «универсалы» со смешанным типом памяти: слухо-моторным, зрительно-двигательным, зрительно-слуховым. Таких людей большинство, и этот тип памяти жизненно ценнее, поскольку деятельность человека многогранна. ИЗВЕСТНЫЕ «УНИВЕРСАЛЫ». Феноменальной памятью обладал брат Александра Пушкина Лев Сергеевич. Его память сыграла спасительную роль в судьбе пятой главы поэмы «Евгений Онегин». Александр Сергеевич потерял ее по дороге из Москвы в Петербург, где собирался отдать ее в печать, а черновик главы был уничтожен. Поэт послал письмо брату на Кавказ и рассказал о случившемся. Вскоре он получил в ответ полный текст потерянной главы с точностью до запятой: его брат один раз слышал ее и один раз читал. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира, произведения которого и читал, и смотрел в театре. Композиторы Римский-Корсаков и Скрябин отличались наличием «цветного слуха». Скрябина недаром считают изобретателем цветомузыки. Другие редкие виды памяти Обонятельная память характерна для тех, кто по запаху может вспомнить все детали события. Даже слабый аромат неожиданно некоторых из нас может возвратить в некогда любимое или ненавистное место. Как применяют. Когда индейский вождь отправлял гонца с важным поручением, посланник, перед тем как выслушать его, развязывал мешочек с травой и слушал, вдыхая запах травы. Затем он бежал 100 миль без отдыха, а прибежав к другому вождю, развязывал тот же самый мешочек и выкладывал поручение без запинки, вновь вдыхая запах. Осязательной памятью обладают те, кто лишь по прикосновению может восстановить события далекого прошлого. Осязание не только сообщает нам о происходящем в данный момент, но и приводит в действие некую специальную память. Как применяют. Саперов учат обезвреживать бомбы, полагаясь в основном на осязательную память... Какая память лучше? - Наши исследования показали: информация запоминается лучше, если при ее восприятии задействованы различные типы, - рассказывает профессор, руководитель отдела эмбриологии НИИ морфологии человека РАМН Сергей САВЕЛЬЕВ. - Чтобы усилить запоминание, надо привлекать больше клеток из самых разных систем: зрения, слуха, вкуса, обоняния, мышц. Недаром сейчас все больше применяется игровое обучение, когда для усвоения материала подключают какие-либо действия, например, ходьбу, прослушивание классической музыки. В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА разберемся, как ваши воспоминания влияют на вашу судьбу. ТЕСТЫ Самый простой Запомните слова в течение 1 минуты: планка, банкир, соус, зонт, живот, рептилия, лобстер, оркестр, лоб, жюри. Когда минута истекла, отложите книгу, поставьте таймер на 20 минут и займитесь чем-нибудь - отвлекитесь от списка слов. Через 20 минут запишите все слова, которые сможете вспомнить. Высокий результат - 8 слов, меньше 8 слов - средний показатель памяти, меньше 4 слов - результат низкий, и вам надо тренировать память. На слуховую память Попросите кого-нибудь прочесть вам вслух 3 раза приведенную ниже цитату из Бертольта Брехта: «Я научился водить машину, но только одну. А нужно уметь водить две, то есть еще и ту, что едет перед твоей. Только тогда знаешь, что делать со своей собственной». Теперь напишите эту фразу так, как запомнили. Если память у вас действительно хорошая, то вы могли без труда запомнить цитату и написать ее без ошибок. На ассоциативную память Прибегнем к пиктограммам. Так называются небольшие схематичные рисунки, символически отражающие одно или несколько понятий. Например, слово «думать» можно изобразить в виде головы. Вам нужно быстро составить простые и точные пиктограммы к 20 словам или словосочетаниям, чтобы вы потом могли их восстановить: 1. Лечение. 2. Талый снег. 3. Болезнь. 4. Разлука. 5. Усталость. 6. Гнев. 7. Сильный ветер. 8. Красивый человек. 9. Трудный путь. 10. Эмоция. 11. Тяжелая промышленность. 12. Заповедник. 13. Проблема. 14. Толпа. 15. Страдание. 16. Маленькая девочка. 17. Освоение космоса. 18. Сон. 19. Грубый голос. 20. Решительность. На один рисунок отводится не более минуты. Помните: рисунок должен быть предельно лаконичным и без использования букв и слов! Теперь отвлекитесь, займитесь каким-нибудь делом, отложив рисунки в сторону на 20 минут, а потом постарайтесь, глядя на них, записать около каждого изображения исходное слово или словосочетание. РЕЗУЛЬТАТЫ. Если вам удалось абсолютно точно воспроизвести 15 и более слов, значит, у вас очень хорошая ассоциативная память. Если меньше 15 - тренируйте! На двигательную память Попросите кого-нибудь показать вам упражнения, которые вам следует повторять. Или сами тренируйтесь перед зеркалом. Вот эти движения рук и ног в разных плоскостях. Исходное положение: руки опущены, ноги вместе. По команде вы в качестве испытуемого поднимаете правую руку вверх, левую в сторону, правую ногу сгибаете в колене, затем меняете положение конечностей - левую руку вверх, правую в сторону, левую ногу сгибаете в колене. Далее вы должны поднять правую руку вверх, правую ногу вытянуть вперед, левую руку поднять вперед и, наконец, левую руку вверх, левую ногу и правую руку вперед. Получилось? Тогда вы точно «мастер». На зрительную память В течение 25 секунд внимательно рассмотрите изображенных слева человечков и попытайтесь как можно лучше их запомнить. Затем отвлекитесь на 20 минут и отыщите аналогичных человечков на рисунке, расположенном справа. Номера узнанных человечков запишите на листе. Подсчитайте, сколько фигур вы опознали правильно.
|
Тест |
|
РЕЗУЛЬТАТЫ. 8 - 9 человечков - исключительно высокий результат; 5 - 7 - хороший показатель; 3 - 4 - средний; менее 3 - низкий.
Почему одни - злопамятные, а у других - просто хорошая память?
Память - странное сито: на нем остается все хорошее о нас и все плохое о других.
Фото: PHOTOXPRESS
Ученые ищут объяснение феномену: почему одни люди помнят только плохое, а другие только хорошее
Туманное прошлое - неясное будущее - У человека две системы хранения: память-знание и автобиографическая память, - рассказывает доктор психологических наук, нейролингвист Ольга БОРИСОВА. - Память-знание хранит информацию, которая не вызывает эмоций: дважды два - четыре, Москва - столица нашей Родины... В автобиографической же памяти сохраняется все, что связано с переживаниями, нашей самооценкой. Например, если во время важного выступления вы вдруг сбились и неправильно что-то процитировали, неприятные воспоминания об этом моменте будут храниться в автобиографической памяти. И именно эту память люди используют как базу для построения своего будущего. Так утверждают психологи. Например, по словам известного специалиста по проблемам памяти, профессора медицинской психологии Оксфордского университета Марка УИЛЬЯМСА, пессимистами становятся те, кто весьма туманно, в общих чертах и, как правило, с обидами на кого-то помнит свое прошлое. Почему? Потому что так же туманно, поверхностно и с ожиданием будущих неприятностей они представляют себе и завтрашний день. В этом-то и сложность их положения: они постоянно чувствуют себя несчастными, потому что их память подбрасывает им мысль: жизнь полна несправедливостей и обид, нет смысла ждать хорошего и дальше. Те же, кто из детства четко помнит в основном яркие и радостные моменты, и по жизни идут уверенно и успешно, потому что они убеждены: если в прошлом было хорошо, значит, и в будущем их ждет немало замечательного. Но почему одни помнят только плохое, а другие - только хорошее? Этот феномен ученые наблюдают не только у детей из одной семьи, но даже у некоторых однояйцовых близнецов. Парадокс: живя в одной семье, имея одних родителей, учась в одной школе, переживая одни события, один близнец (или сестра/брат) вспоминает, к примеру, какой смешной был на Новый год Дед Мороз, а другой - что тот не дал им конфету. Счастье вдруг в тишине постучалось в двери Нейролингвистов давно интересует вопрос избирательности человеческой памяти. Как показали последние исследования, память человека особенно четко и колоритно сохраняет воспоминания об отрицательном опыте, полученном в детстве. Именно их мозг хранит под грифом «самое важное», а событиям дальнейшей жизни уделяет намного меньше внимания. Объясняют этот феномен специалисты так. Мелкие успехи, победы, достижения хуже закрепляются в памяти, потому что воспринимаются как само собой разумеющееся. То, как ребенок научился ходить или кататься на велосипеде, он не помнит, а то, как сильно упал, остается глубокой зарубкой в памяти. И эти ссадины саднят иной раз всю жизнь. Но именно эта память о боли - физической или душевной - нужна для выживания как конкретного человека, так и человечества в целом. Ведь учиться можно только на ошибках. - Техническая задача памяти заключается не в том, чтобы защитить от прошлого, а в том, чтобы вооружить человека для будущего, - объясняет голландский профессор Дув ДРААИЗМА из Гронингского университета. - Так, например, если у ребенка мысли о школьном позоре, будь-то испорченный на уроке рисования рисунок или падение с турника, заставляют его сердце учащенно биться, значит, он хорошо подготовлен к будущему. Ведь он будет всячески стараться не допускать подобных промахов, тренироваться и добирать те знания и умения, которых не хватает, чтобы быть победителем. Или чтобы не повторилась трагедия 11 сентября 2001 года, когда в США были протаранены самолетами башни-близнецы, сейчас созданы всевозможные способы и методы для предотвращения подобных терактов. По словам профессора Драаизма, память человека работает как устройство, аккумулирующее и запоминающее все те события и поступки, которых необходимо избежать в будущем. И вот здесь дорожки у людей расходятся. Беда как стартовая колодка О тех моментах, когда вы стояли на пьедестале, нужно помнить, чтобы, как говорят, знать, к чему стремиться, не останавливаться и идти к следующим покорениям вершин. А помнить падения с тех же гор надо уметь так, чтобы они только давали силы и еще большее желание карабкаться вверх. Но многие как раз здесь-то и увязают! Их память о прошлом замкнута на воспоминаниях лишь о самых неприятных событиях. Они постоянно твердят одно и то же, например: «Я всегда был неудачником» или «Никто меня никогда не любил». Прошлое представляется им как цепь неудач и разочарований. И вот это злопамятство ведет к депрессии. - Попытайтесь напомнить этим нытикам, что в их прошлом были и счастливые моменты, как у всех людей, например, празднования дней рождения, свадьбы, прогулки с друзьями в лесу, отдых с любимым человеком, - это конкретная специфическая память, - предлагает профессор Марк УИЛЬЯМС. - И вы увидите, что депрессивные люди помнят о хороших событиях смутно, в общих чертах. И в тяжелые моменты их память не дает им поддержки для выхода из «черной полосы».
|
Парадокс: даже близнецы одну историю, произошедшую с ними, рассказывают по-разному. Кадр из фильма «Королевство кривых зеркал». |
|
Чтобы память о плохом вместо топкого болота стала стартовой колодкой перед забегом к «белой полосе», психологи советуют поступать так. Не обязательно пытаться всеми силами изгнать плохие воспоминания. А нужно просто, представив их мысленно, сказать: «И это научило меня...» И попытаться сформулировать, что положительного или поучительного вы вынесли из той ситуации. Даже из самого черного дня можно извлечь свой урок. Например, у меня украли недавно кошелек с деньгами, кредитками, скидочными карточками, медицинскими страховками, визитками нужных людей - настроение было из разряда «хоть в петлю». Но я, во-первых, не держала зло в себе, а рассказала о своей беде каждому встречному и поперечному - незнакомой женщине в магазине, продавцу, дворнику, коллегам по работе. Украденного не вернешь, но я получила много добрых откликов и участия (кто-то мне даже зачитывал буддистские притчи), у меня появились новые знакомства в банке и супермаркете, я узнала нововведения по страховкам и кредиткам. И сделала полезный вывод: впредь никогда не класть все яйца в одну корзину, то есть не держать все карточки и деньги в одном месте. То есть я свое поражение и агрессию (всех московских воров поймать и закопать!) перевела в нейтральный эпизод, и даже с выгодой для себя (я имею в виду новые знакомства). В общем, как и советовали специалисты, плохое я помнила, только избавилась от терзаний, которые эти неприятные воспоминания вызывали. Какая память - такой характер В народе говорят: посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу. На наш же характер, а следовательно, и на всю нашу жизнь, как утверждают психологи, влияют воспоминания и отношение ко времени - прошлому, настоящему и будущему. Обидчивый нытик Этот человек живет в основном прошлым. Он испытывает постоянное чувство вины, сожаления, раскаяния, угрызений совести. Очень обидчив. Его беспрерывно гложут «непереваренные» воспоминания прошлого. Его все еще может задеть оскорбление двадцатилетней (!) давности. Он постоянно копается в прошлом и находит все новые эпизоды, когда перед ним кто-то виноват или он сам чем-то провинился. А потом с упоением эти обиды переживает. Люди такого типа могут сказать: «Из-за смерти отца шесть лет назад я чувствую себя настолько плохо, что жизнь потеряла для меня всякий смысл». Или: «Я чувствую себя таким виноватым после той истории, что совсем не могу работать». Рассеянный мечтатель Он живет в будущем, в мире идеализированных целей, планов, ожиданий, предсказаний и страхов. И потому не имеет прочных связей с реальной действительностью, быстро забывает информацию практического свойства, которую считает маловажной. Он помнит только то, что важно для него. Например, он может забыть прийти на общее собрание, но никогда не забудет напомнить коллеге возвратить взятый фильм. Все его планы на будущее, как правило, измеряются десятилетиями, при этом он ненавидит планировать даже ближайшие выходные. По существу в этом случае следует говорить о недостатке внимания, а не о плохой памяти: если человек ничего не запоминает, ему нечего и вспоминать. Суетливый деятель Он как бы живет в настоящем. Но оно хаотично и неупорядоченно. Человек берется сразу за много дел, проявляет бешеный энтузиазм, но ничего не может толком довести до конца. Он много говорит, любит быть в центре внимания в компаниях, предлагает нововведения, но все они, как правило, неосуществимы, а даже толковые начинания уходят в «гудок». Его прошлое не настолько насыщенно, чтобы жить им и упиваться воспоминаниями. Будущее же несвязно и туманно, а главное - оно слабо связано с его деятельностью в настоящем. Поэтому такой человек очень суетный. Обычно такой тип заявляет: «Сейчас у меня так много дел, что просто нет времени на...» Спокойный реалист Он живет настоящим, но не только сегодняшним днем. Ему необходимо и прошлое, и будущее, но не для того, чтобы завязнуть в них руками и ногами и с их помощью придать настоящему больше смысла. Реалист понимает, что все всегда происходит «здесь и сейчас», а прошлое и будущее находятся на заднем плане. И старается с помощью своих трудов и талантов справиться с трудностями жизни, не откладывая их на потом. В СЛЕДУЮЩЕМ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКЕ - о том, почему память нас обманывает. СОВЕТЫ МЕДИКА Как избавиться от болезненных воспоминаний? Консультирует врач-психотерапевт Дмитрий ЯГУДИН: ИЗБАВЬТЕСЬ ОТ РАЗДРАЖАЮЩИХ ВЕЩЕЙ - Предупредить появление тяжелых воспоминаний вы можете, избегая мест, связанных с неприятными событиями вашей жизни. Мы редко сознаем, насколько много в нашем окружении зрительных подсказок, напоминающих о различных ситуациях прошлого. Это может быть и шарф, подаренный подругой, с которой вы давно поссорились, и любимая тарелка умершего мужа, и даже сумка, из которой когда-то у вас украли кошелек. Как только вы установили источник отрицательных эмоций, немедленно избавьтесь от этой вещи. ТАК ЧАСТО ВСПОМИНАЙТЕ ОБИДЧИКА, ЧТОБЫ УСТАТЬ ОТ НЕГО - Или противоположное действие: чаще оживляйте неприятные картины. Тогда на десятом или двадцатом повторе эмоции сменятся опустошенностью. Уйдет болезненное восприятие, и останется только факт: «Ну было...» Люди с богатым воображением, те, кому удается самовнушение, могут представить себе событие, которое хотят выбросить из памяти, в виде яркого образа. Если мысленно смотреть на него долго-долго, он начинает бледнеть, и событие уже не кажется столь трагичным.
Почему воспоминания лгут?
Коко Шанель «помнила» эротические небылицы из времен своей молодости.
Специалисты разбираются с феноменом: наша память - это не хранилище четких данных, а постоянно обновляющиеся фантазии
Светлана КУЗИНА — 11.11.2010
Продолжение. Начало в номерах за 28 октября и 4 ноября с. г. Железный мозг Ученые часто сравнивают мозг с компьютером. Но при этом признают: никогда «железяка» не переплюнет человека в непредсказуемых выкрутасах нашей памяти. До сих пор специалисты не могут вычислить даже приблизительный алгоритм фиксации прошлого. То мы запоминаем абсолютно бесполезные для нас факты вроде высоты Эвереста - 8850 метров (если, конечно, вы не фанат телевизионных викторин). То забываем жизненно необходимые сведения вроде PIN-кода кредитной карты. Или же другой фокус: мозг может без предупреждения (компьютер хотя бы спросит вас о разрешении операции) стереть ненужные на его (!) взгляд или досадные воспоминания. И так же внезапно что-нибудь подбросить. По словам специалистов, главное отличие компьютера от человеческого мозга в том, что у одного все воспоминания остаются в первоначальном виде, а у нас они подвергаются постоянному изменению.
|
Коко Шанель |
|
- Воспоминания о прошедших событиях фальсифицируются со временем вплоть до полной неадекватности, - поясняет профессор, руководитель отдела эмбриологии НИИ морфологии человека РАМН Сергей САВЕЛЬЕВ. - Долговременная память зачастую так трансформирует реальность, что делает исходные объекты просто неузнаваемыми. Уродцы и балбесы из прошлого со временем становятся атлантами и титанами мысли, гнилые избушки - дворцами, а городская помойка - райским запахом детства. Память сохраняет воспоминания, но изменяет их так, как хочется ее обладателю. То, что память никогда не бывает точной копией прошлого, доказал опыт знаменитого кембриджского психолога Фредерика БАРТЛЕТТА. Он показывал испытуемым необычный рисунок и просил по памяти воспроизвести его. Потом предлагал повторить рисунок спустя несколько дней, затем - еще через неделю, и так несколько раз. В итоге выложил все картинки в ряд. И увидел: каждое следующее изображение отличается от предыдущего, а последнее совершенно не похоже на оригинал. По словам Бартлетта, воспоминание - это творческая реконструкция, в процессе которой старая информация в мозге «переписывается», «затирается» новой. Так, когда мы вспоминаем прошлое, мы вначале должны «стереть» прежнюю информацию об этом событии и поверх этого уложить повторное воспоминание. Происходит это при пока не раскрытых биохимических процессах, которые провоцируют слияние воображаемых и реальных образов, порождая ложные знания. Они попадают в долгосрочную память, откуда уже мы их достаем как «настоящие». Кстати, по версии многих ученых, именно это явление происходит с людьми, которые рассказывают о встречах с гуманоидами или наблюдении ночью инопланетного корабля (см. на сайте kp.ru «Тоннель на тот свет открывается во сне» за 25.07.2007 и «Кирсан Илюмжинов о своей встрече с инопланетянами» за 27.05.2010). Факты искажаются под внушением Развить у пациента синдром ложной памяти могут недобросовестные «маги», «целители» и даже некоторые дипломированные медики. - Психологи знают, что память о неприятных событиях может быть подавлена и вытеснена в такие глубины бессознательного, что не всякий специалист сумеет извлечь ее оттуда, - говорит врач-психотерапевт Валентин ГЛАДКИХ. - В истории медицины известно немало случаев, когда законопослушный гражданин в приступе ярости убивает соседа или жену и даже не покидает места преступления. Он забыл, что убийца он сам, и в полной уверенности, что случайно наткнулся на труп, вызывает милицию. Или женщины, действительно ставшие жертвами насилия, никак не могут объяснить, откуда у них на теле появились синяки и ушибы. Все это случаи психогенной амнезии (беспамятство, наступающее в ситуации психической травмы или экстремального стресса). Но еще более распространенным становится в наши дни обратный феномен - это синдром ложной памяти. Чаще всего психически неустойчивые люди сами «придумывают», например - это самые частые случаи, - сексуальные домогательства в детстве со стороны родителей, учителей, приятелей. Но иногда эти воспоминания рождаются в беседах с психотерапевтом, гипнологом или экстрасенсом, чьи предположения становятся для пациента воспоминаниями и глубоко укореняются в его душе. Часто это становится источником семейных трагедий. Жительница канадской провинции Онтарио Гэйл Макдональд написала недавно книгу «Как провоцируют болезни». В ней она рассказывает, как ее убедили под гипнозом, что причина ее эмоциональных проблем - давнишние сексуальные домогательства со стороны отца. И это якобы стало причиной ее заболевания. «Множественные нарушения личности» - такой диагноз, как пишет Макдональд, зловредный гипнолог поставил более ста своим пациенткам. В результате она рассталась с семьей. Ее стали мучить ночные кошмары. Она перестала есть. Женщину спас один добросовестный психиатр, который поставил другой диагноз - «посттравматический стресс как непосредственный результат терапии». Он помог понять, что ее так называемое воспоминание было ложным. На недавней международной конференции по синдрому ложной памяти, состоявшейся в Нью-Йорке, профессор психологии Вашингтонского университета Элизабет Лофтус в своем докладе рассказывала, как легко внушить человеку то, чего на самом деле не было. Серия наводящих вопросов, умело сформулированные предложения - и готово. Пациенты даже сами включаются в навязанную им «игру», дополняя «воспоминание» несуществующими подробностями. Как заставить лгать свидетелей Особенно опасны ложные воспоминания при судебных разбирательствах, когда решение судьбы подсудимого может опираться на показания свидетелей. Доктор Лофтус, признанный специалист в области свидетельских ошибок, обнаружила, к примеру, очень коварное влияние той словесной формы, в которую облечены задаваемые юристами вопросы. Так, если свидетеля автокатастрофы спрашивали: «Вы видели разбитую переднюю фару?» или «Вы видели, что эта передняя фара была разбита?» - то вопрос, содержащий определенное указание именно на эту фару, вызывает намного больше положительных ответов, чем неопределенный вопрос, даже если передняя фара вообще не была разбита. - Придание определенности вопросу создает впечатление наличия разбитой фары, а это, в свою очередь, заставляет свидетеля добавлять новые черты к своим воспоминаниям о событии, - объясняет Лофтус. - Такая форма вопроса следователя может полностью изменить воспоминания человека о событии. И эксперт приводит еще один пример: - Если вы стали свидетелем автокатастрофы и я спрашиваю вас: «Сколько людей было в ЕХАВШЕЙ машине?» Вопрос предполагает, что машина ехала - даже если она стояла. Вы можете ответить на этот вопрос как угодно. Но если дальше вас спросят, с какой скоростью ехала машина, вы не усомнитесь, что она ехала, - в ваши воспоминания уже заложили информацию о движении машины. И дальше будете описывать эту машину как движущуюся. Так можно изменить показания свидетелей, которые сами этого не заметят.
|
Мэрилин Монро «вспоминала», что в 7 лет ее изнасиловали. |
|
Не верьте своему мозгу! Самую интересную версию выдвинули не так давно два известных американских ученых: доктор Сандра Амодт и Сэм Вонг - доцент кафедры нейрофизиологии и молекулярной биологии. В своей книге «Тайны нашего мозга» они пишут: «Наш мозг часто обманывает нас вот почему. Когда мы попадаем в критические или непредвиденные ситуации, наш мозг обычно стремится выдать ответ «на скорую руку» - на поиск идеального решения нет времени. Он довольствуется допущениями - надо же нам принять какое-то решение! - для нашей же пользы, но это ведет к ошибкам. Ошибки возникают так. Ваш мозг изначально воспринимает большое количество мелочей, но тут же их забывает. Обычно эти детали действительно не важны, поэтому мы даже не замечаем, как много информации теряем. Мозг отбрасывает большую часть данных, как только решает, что они не нужны. В критической ситуации мозгу также приходится решать, стоит ли делать выводы «на скорую руку». Что важнее сейчас: скорость или точность? В большинстве случае мозг выбирает скорость, интуитивно интерпретируя события, отбрасывая все лишнее и то, что не укладывается в быстро созданную им схему. И часто - лжет нам! Мозг не врет только в тех случаях, когда он неторопливо и внимательно подходит к рассмотрению всех данных, например, при занятиях математикой или решении логических задач. Ведь они требуют большего усилия. Например, попробуйте быстро решить такую задачу: бита и мяч вместе стоят 1 доллар 10 центов. Бита стоит на 1 доллар больше, чем мяч. Сколько стоит мяч? Большинство людей ответят: «10 центов», - что будет интуитивным, но неверным ответом. (Бита стоит 1 доллар 5 центов, а мяч - 5 центов). Люди обычно идут именно короткими путями, если только их не предупредили, что следует мыслить логически. Психологи называют эти проблемы отбрасывания лишней информации и создания ложной картины «слепотой к изменению». Эту «слепоту» ярко демонстрирует один известный эксперимент. В нем испытуемые смотрели фильм, в котором три студента в белых рубашках передавали по кругу баскетбольный мяч и еще трое студентов в черных рубашках делали то же самое со вторым мячом. Зрителей просили подсчитать количество передач, сделанных игроками в белой форме. Когда две команды смешивались, на сцену выходил человек в костюме гориллы, проходил из одного конца поля в другой и останавливался ненадолго, повернувшись лицом к камере и колотя себя в грудь. Около половины зрителей вообще не заметили этого события! Они следили только за мячом! - Подобный эксперимент показывает, что мы воспринимаем только долю происходящего в мире, - заключают психологи Амодт и Вонг. - Наша память о прошлом ненадежна, а наше восприятие настоящего крайне избирательно. Теперь, возможно, вы начали сомневаться, можно ли доверять хоть чему-то, что говорит вам мозг. Однако не забывайте, что за его выбором лежат миллионы лет эволюции. Наш мозг избирательно обрабатывает ту информацию из окружающего мира, которая исторически оказывалась наиболее важной для выживания. Как мы смогли заметить, наш мозг редко говорит нам правду, но в большинстве случаев он все равно сообщает то, что нам необходимо знать. ИЗ ДОСЬЕ «КП» О чем врут звезды Мэрилин Монро любила рассказывать страшную историю о том, как ее в возрасте 7 лет изнасиловал опекун. Но была одна странность: каждый раз кинозвезда называла новое имя насильника. Коко Шанель часто рассказывала своим близким друзьям о сексуальных приключениях монашек в монастыре, в котором она воспитывалась. Одному из репортеров удалось разыскать бывшую одноклассницу Коко и узнать, что все это лишь фантазии великой модельерши. Марлен Дитрих написала в своих мемуарах, что ее в 16 лет изнасиловал школьный учитель музыки. Но дотошные поклонники проверили информацию и обнаружили удивительные вещи. Когда Марлен было 16, названный ею учитель не только не преподавал в школе , но и вообще находился за пределами Германии.
|
Мэрилин Монро в 7 лет |
|
ТЕСТ «КП» Запомните таблицу необычных символов Время выполнения - 20 минут Этот тест не только покажет, насколько крепка ваша память, но и продемонстрирует, как она вас может легко обманывать, подменяя одни необычные для вас знаки другими. Трудность этого упражнения обусловлена тем, что многие из этих символов непривычны. Некоторые вы даже вряд ли сможете назвать. Естественно, запоминать непонятные сведения гораздо сложнее. Но возможно. Инструкция Дайте название всем незнакомым символам. Придумайте что-нибудь легко запоминающееся (чем нелепее, тем лучше). Убедитесь, что помните все выдуманные вами названия. Уделите время изучению таблицы: сначала колонки слева направо, затем строки сверху вниз. Запоминайте колонки и строки по очереди и удостоверяйтесь, что точно выучили одну часть, прежде чем перейти к следующей. Попытайтесь запечатлеть образ таблицы перед мысленным взором. Закройте глаза и представьте таблицу. Это потребует немалой сосредоточенности. А теперь изготовьте несколько пустых таблиц (это просто сделать на компьютере) и попытайтесь заполнить их по памяти. Не забывайте сверяться с рисунком и исправлять ошибки. Когда вы почувствуете, что выучили всю таблицу назубок, попробуйте ответить на следующие вопросы (попросите кого-нибудь их вам задать):
|
ТЕСТ «КП» |
|
Каждый правильный ответ - 5 баллов. В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ еженедельника выясним, можно ли стереть и переписать воспоминания?
Вспомнить всё!
По ассоциациям - «дерево» и «мужик в пальто» - искал нужную улицу герой фильма «Джентльмены удачи».
Специалисты дают советы, как запоминать важную информацию и суметь в нужный момент извлечь ее из памяти
Светлана КУЗИНА — 18.11.2010
Имплант найдет спрятанное Сегодня ученые ищут - и находят - новые кардинальные способы стимуляции памяти. Так, летом этого года канадские ученые из Западной больницы Торонто создали имплант, с помощью которого можно стимулировать в мозге те участки гипоталамуса, в которых записываются воспоминания. В результате у 65-летнего пациента-добровольца неожиданно из прошлого всплыла картина сорокалетней давности: простая прогулка по парку с друзьями. И чем больше и чаще медики стимулировали его гипоталамус, тем больше сюжетов из юности и даже детства оживало в памяти. А после трех недель такого постоянного мозгового «массажа» пациент стал уже «щелкать» тесты на память и интеллект как орехи. Казалось бы, проблема решена: вставляй всем в мозг эти волшебные импланты и становись тотчас гением! Однако ученые не могут предсказать последствия вживления в мозг электродов, работающих автономно и без контроля. К тому же импланты вызывают негативные побочные эффекты. Другой похожий метод не так давно предложили и немецкие ученые из Университета города Любек. Они стимулировали головной мозг студентов-добровольцев слабым электрическим током во время сна. И студенты стали лучше, чем до опыта, запоминать сначала слова, а потом и целые лекции. Исследователи считают, что электричество помогает гипоталамусу «прокручивать» воспоминания во сне по нескольку раз, что и улучшает память. И еще дальше пошли специалисты из Университета Сандерленда и британской компании Virulite. Они в скором времени намерены испытать на пациентах новый шлем, улучшающий память во сто крат. Шлем надо будет поносить на голове в течение 10 минут в день. За это время прибор «подсветит» голову слабым инфракрасным светом. Это излучение, по мнению изобретателей, и должно оживлять давно забытые воспоминания. Но вот вопрос: всякому ли захочется, чтобы его «пытали» электричеством и инфракрасными лазерами? Лично мне - нет. Мне больше по душе рекомендации нейрофизиологов Университета Гарварда. На недавнем семинаре по вопросам развития памяти ученые дали советы, которые были известны еще 100 лет назад. А именно: учить стихи, читать газеты и книги, играть в шахматы, запоминать новые телефоны, лица, прошедшие за день события. Но какие способы запоминания лучше? - Люди порой думают, что хорошая память - это та, которая фиксирует максимальный объем информации, - развенчивает один из мифов доктор психологических наук, профессор Вероника Нуркова. - При этом мы редко задумываемся, что «помнить все» - это не дар, а наказание. Великий русский психолог Александр Лурия в «Маленькой книжке о большой памяти» описывает случай феноменальной памяти. Судьба ее носителя Соломона Шерешевского трагична. Его сознание было заполнено роящимися образами прошлого, которые не оставляли пространства для мышления. Запоминать все - значит потеряться в хаосе неупорядоченной информации. Иметь хорошую память - значит сделать ее управляемой, помнить нужное и забывать ненужное. Как это сделать? Попробуем несколько методов мнемотехники (запоминания). Кстати, лучше тренировать не те виды памяти, которые и так развиты (например, слуховая или зрительная), а любые другие. Шпаргалка для «зрителей» Придумывайте ассоциации. - Людям с хорошо развитой зрительной памятью лучше использовать ассоциации, - предлагает доктор педагогических наук, директор московской школы эйдетики Игорь Матюгин. - Это соотнесение известных вам фактов с только что полученными. Ассоциации можно найти по сходству, по контрасту, по причинно-следственным связям. Проще всего привязывать те факты, которые нужно запомнить, к предметам, местам, которые вы хорошо знаете. Самое идеальное средство для запоминания - дом. Например, как вспомнить длинный список покупок по дороге в магазин? Для этого еще дома, составляя список, мысленно «поместите» каждый объект на определенное место в доме. А вспоминая все, что нужно купить, просто представьте комнаты. К примеру: журнальный столик - надо купить «Комсомолку», на нем фото дочки - конфеты, морской магнитик на холодильнике - рыба, комната тещи - лимоны... Кстати, всегда обходите воображаемый дом в одном и том же порядке. Это позволит придать запоминанию характер ритуала. Распутывайте «клубок». Всем знакомая ситуация: спешите на работу, времени в обрез, а вы переворачиваете весь дом в поисках ключей от машины. Все, что всплывает в памяти: «Вчера пришел уставший, бросил куда-то ключи и не помню куда». И этот стертый кусочек вашей жизни можно представить в виде клубка нити. Начните разматывать клубок с того места, где в последний раз видели ключи. Последний сантиметр клубка - это тот момент, где вы сейчас находитесь. Возможно, вы захотели налить в чайник воду, и вы вместе с ключами пошли на кухню, где их и оставили, но потом и не подумали искать их там. Можно идти и «от обратного». Это когда начало клубка является вашим настоящим, а конец - минутой, где все начиналось. Если никак не вспоминается, то психологи советуют оставить эту затею. Как минимум - на несколько минут, как максимум - на несколько часов, дней. И потом попробовать снова вспомнить. Бывает, что нужное воспоминание всплывает тогда, когда вы отвлечены чем-либо другим или спите. Подражайте Айвазовскому. Известный русский художник Айвазовский запоминал поразивший его пейзаж методом, который сегодня психологи предлагают для тренировки зрительной памяти. Посмотрите на предмет, или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально. Потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет во всех подробностях. Задавайте себе вопросы по подробностям этого образа. Далее откройте глаза на 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз. Как тренировались великие «зрители». Великий оратор Марк Туллий Цицерон обладал удивительной способностью - произносить по памяти многочасовые речи, которые изобиловали множеством фактов, цифр, цитат. При подготовке к выступлению он ключевые слова и тезисы мысленно заранее «навешивал» на великолепную лепку потолка здания сената. И, произнося речь, глядел на те или иные лепные фигуры в определенном порядке, легко воспроизводя текст. Ассоциативный эксперимент использовал Карел Чапек в своем рассказе «Эксперимент профессора Роусса». Профессор, чтобы разоблачить убийцу, применял прием, основанный на том факте, что ассоциативный ряд, а значит, и восстановление в памяти образов прошлого, зависит от того, что волнует человека в данный момент. Роусс произносил слова, а подозреваемый должен был назвать первую пришедшую в голову ассоциацию. В результате по ряду соответствий удалось установить, когда, где и как было совершено убийство и где зарыт труп.
|
Цицерон запоминал факты, «навешивая» их на лепнину потолка. |
|
Шпаргалки для «слушателей» Ищите звуковые ассоциации. - Людям со «слуховой» памятью лучше пользоваться методом звуковых ассоциаций, - советует доктор Матюгин. - Классический пример - слово «винегрет», которое пишут по сто раз и все равно с ошибками. Слуховая ассоциация «вино пьют негры» поможет запомнить коварную букву «и» с первого раза. Преподаватели иностранных языков иногда подбирают к незнакомому слову русское созвучие. Например, зная латинский корень, можно понять слово в трех-четырех других языках. Классический пример - слово «морковь». По латыни - carota, по-английски - carrot, по-французски - carotte, у нас - каротин. Составляйте нелепые рассказы. Хотите запомнить новые сведения? Составьте из них дурацкий рассказик. Чем нелепее сюжет, тем проще его запомнить. Вот, например, как запомнить картинку, где изображены виноград, слива, кабачок, салат, игрушки: «Мы с другом пили ВИНО, когда пошел ГРАД. Вода пузырилась возле водосточного СЛИВА. Мы забежали в ближайший КАБАЧОК и съели САЛАТ. Попасть в грозу - это не иГРУШКИ». Можно легко запоминать и большие числа, если их представлять в виде животных, растений и предметов. Например, двойка - лебедь, единица - столб посреди дороги, восьмерка - матрешка, шестерка - замок. И при запоминании телефона 333-18-10 можно сочинить, к примеру, такую нелепую, но запоминающуюся историю: три ласточки подлетели к столбу и увидели матрешку, которая сидела на соседнем столбе и жевала бублик. Рифмуйте и пойте. Попробуйте, пока вас никто не слышит, спеть «В лесу родилась елочка!». У вас легко это получится. А все потому, что ритм и рифма - очень крепкий «клей» для памяти. Если хотите запомнить что-нибудь навсегда, положите слова на музыку с хорошим четким ритмом. В древности барды не просто рассказывали истории о былом, а пели их. Именно поэтому барды помнили все эти бесконечные истории о героях, богах и прекрасных девах. Как тренировались великие «слушатели». Известный актер и театральный педагог Михаил Чехов предлагал ученикам упражнение: артист читает текст и старается его запомнить, а остальные отвлекают его вопросами, на которые надо отвечать и снова возвращаться к тексту, не теряя нити повествования. Авраам Линкольн, прежде чем стать президентом, был адвокатом. И, чтобы лучше запомнить свои речи, он читал текст вслух, то есть видел и слышал одновременно. Шпаргалки для «мастера» Рисуйте картинки. - «Мастерам» можно попробовать рисовать картинки, - предлагает доктор Матюгин. - Чтобы запомнить, например, даты, формулы и цифры, они должны нарисовать дерево, схему или физиономию. Допустим, надо запомнить телефон 625-19-28. Пусть 6 изображает глаз с длинными загнутыми ресницами, 2 - бровь и нос, 5 - рот, перевернутая 1 - острый подбородок и так далее - вот и «вышла рожица кривая». Или, допустим, надо запомнить правильное написание слова «собака». В первом слоге слышится «а», но пишется «о». Можно нарисовать спящего, свернувшегося калачиком, пса, который похож на букву «о». И если вы представите зверя, то тотчас вспомните, как пишется это слово. Придумайте ритуал. Для некоторых людей лучший способ чему-то научиться и что-то запомнить - просто взять и сделать. Поэтому есть множество методов развития памяти, основанных на действии. Например, школьнику, чтобы не забыть учебник в школу , можно изобрести утренний ритуал для собирания ранца. У каждого учебника и каждого карандаша должно быть свое место, и складывать их нужно в строго определенном порядке. Вскоре станет практически невозможно что-либо забыть, поскольку тогда ритуал покажется незавершенным. Яркий пример использования ритуала как способа запоминания - это вождение автомобиля. Кодируйте текст. - В наши дни стало популярным кодирование текста значками - пиктограммами, - замечает доктор Матюгин. - Эти прародители письменности были обнаружены на монументах Древнего Египта, в том числе на пирамидах. Их и сейчас можно эффективно использовать для запоминания, особенно школьникам и студентам, которым приходится много писать и сдавать экзамены. Если какие-то важные моменты «зашифровать» в значки, то они помогут вспомнить материал. Как тренировались великие «мастера». Забавный метод сохранения информации изобрел Марк Твен. Сначала он читал свои лекции по бумажкам, но вскоре понял, что первый закон риторики - контакт с аудиторией. Тогда он стал выделять в тексте главные блоки и мысли, а первую букву ключевого слова рисовать... на ногтях. Например, если речь идет о памяти, то следует нарисовать букву «П», если говорить о школе - «Ш», и т. д. Такой подход позволяет организовать мышление, а пальцы превратить в шпаргалку. Единственный минус, на который жаловался Марк Твен, - слушатели начинали шуметь и наблюдать за его манипуляциями с руками. Пабло Пикассо пользовался приемом, который можно условно назвать «знаки прошлого». У него была особая комната, где хранились «останки» вещей: разбитые фужеры, старые платки, сломанные расчески. Он брал в руки предмет, силился вспомнить то, что было связано с ним, - и в памяти всплывали лица, события, мысли, разговоры.
Вернуться назад
|