'Newsweek', США
Почему американские школьники отстают?
Автор: Эрик Ханушек, Пол Питерсон
Материал предоставлен РГРК «Голос России» в рамках информационного сотрудничества
В Сингапуре математически грамотных учеников вдвое больше, чем в Соединенных Штатах, и даже "мозговитый" Массачусетс отстает от Лихтенштейна
"Мы знаем, какие требования ставит в наше время конкуренция, - говорил президент Обама в своем последнем послании Конгрессу. - Мы должны быть впереди планеты всей по инновациям и качеству образования". Однако, несмотря на экономический кризис, который переживает страна, образовательная система США застыла в своем развитии и неспособна адаптироваться к современным глобальным реалиям.
Как известно любому школьнику, вода превращается в лед при 32 градусах по Фаренгейту. Так что, возможно, это не просто совпадение, что в 2011 году 32 процента выпускников государственных и частных школ США были признаны математически грамотными, что поставило Соединенные Штаты на 32-е место среди 65 государств, которые участвовали в последних международных тестах, проведенных Организацией экономического сотрудничества и развития. Соединенные Штаты оказались между Португалией и Италией, заметно отстав от Южной Кореи, Финляндии, Канады и Нидерландов, не говоря уже о городе Шанхае, где доля математически грамотных учеников составила 75 процентов.
Мы осознали всю серьезность проблемы, сопоставив, при помощи коллег, результаты выпускников 2011 года, показанные во время последнего международного теста, когда они были в десятом классе, с результатами, показанными ими же в восьмом классе в ходе официального теста "Общенациональная оценка успеваемости" (NAEP), призванного как оценивать успеваемость американских учеников, так и задавать ее стандарты.
Сравнение этих результатов позволило нам сравнить успеваемость учеников из каждого штата с успеваемостью иностранных школьников. Результаты пугают. Даже в Массачусетсе, славящемся своими государственными и частными школами, уровень способностей учеников едва дотягивает до среднего по таким странам, как Канада, Япония и Швейцария. Массачусетс, единственный штат США, где большинство (51 процент) учеников показывают результаты выше среднего, значительно отстает от Южной Кореи и Финляндии, а также от Шанхая с его исключительно высокими показателями успеваемости.
Процент способных учеников в штате Нью-Йорк (30 процент) такой же, как в Португалии и Испании, испытывающих проблемы с выплатой государственного долга. У школьников Калифорнии с ее Кремниевой долиной уровень математической грамотности составляет 24 процента, как и в обанкротившейся Греции, и чуть выше, чем в борющейся с трудностями России. Дойдя до Нью-Мексико и Миссисипи, мы проводим сравнение уже с такими странами, как Сербия и Болгария.
Президент Обама, следует отдать ему должное, не раз указывал на существование этой проблемы. Но слишком многие чиновники штатов от образования делают все, что в их силах, чтобы отвлечь внимание от низкой успеваемости своих учеников. Согласно правилам ведения отчетности в образовательных учреждениях, прописанным в федеральном законе "Ни одного отстающего ребенка", каждый штат может задавать собственный стандарт успеваемости, а стандарты большинства установлены гораздо ниже мирового уровня. В результате, в отчетах большинства штатов по успеваемости доля способных учеников оказывается сильно завышенной, если мы примем во внимание тот факт, что наши ученики должны быть способны конкурировать не только со сверстниками из своего штата, но и с ровесниками со всего мира.
Многие из тех, кто не замалчивает проблему, пытаются объяснить плачевные результаты аргументами, уводящими от ее сути. Некоторые указывают на большую долю иммигрантов и социально неблагополучных семей в населении страны, которые, действительно, создают определенные вызовы с точки зрения образования. Уровень успеваемости среди афроамериканцев и испаноязычных очень низок (11 и 15 процентов, соответственно). Но если сравнивать только белых американских учеников со всеми учениками в других странах, то США все равно отстают: только 42 процента могут считаться способными, что ставит страну на 17-е место в мире. Радует лишь то, что результаты выше среднего показывает большинство (52 процента) американских учеников азиатского происхождения.
Когда были опубликованы наши результаты, один член школьного совета из графства Лауден, богатого пригорода Вашингтона, попытался объяснить их таким образом: "Во многих странах неуспевающие ученики отфильтровываются, не дойдя до старших классов, а в США тестировались все ученики - и талантливые, и средние. Так что сравнение проводилось в неравных условиях". Это могло соответствовать действительности несколько десятилетий назад, когда лишь немногие страны, подобно США, проводили в жизнь принцип всеобщего образования, в результате чего многие ученики не доучивались и не участвовали в подобных тестах. Но сегодня выпускников старших классов в США меньше, чем в среднестатистической развитой стране, что полностью обессмысливает утверждение о том, что в США тесты проходит более широкая выборка молодежи.
Некоторые находят ложное утешение в том, что лишь ограниченное число талантливых учеников получает работу в Google, Facebook, IBM и прочих компаниях, которым нужны блестящие профессионалы. Считается, что Соединенные Штаты по-прежнему справляются с задачей выпуска способных студентов, необходимых для поддержания экономического роста.
Но ситуация с самыми успешными американскими учениками ничуть не лучше, чем с общей массой. Всего 7 процентов американских учеников показывают выдающиеся результаты в математике, в связи с чем Соединенные Штаты значительно отстают от 25 других стран. В Шанхае 45 процентов учеников находятся на продвинутом уровне по математике, а в Южной Корее и Швейцарии эта доля составляет 20 процентов. В еще шести важных странах: Японии, Бельгии, Финляндии, Нидерландах, Новой Зеландии и Канаде на продвинутый уровень выходит пятнадцать процентов учеников. Во всех этих странах доля учеников, достигающих продвинутого уровня, вдвое выше, чем в Соединенных Штатах.
Однако звучит мнение о том, что низкие показатели математической грамотности компенсируются более высокими навыками чтения. Да, всего десять стран заметно опережают Соединенные Штаты по грамотности чтения. Пусть США не мировой лидер, но наши показатели, по крайней мере, выше средних. Тем не менее, набор навыков, наиболее необходимых для устойчивого роста производительности экономики и наиболее дефицитных в сегодняшнем мире, тесно связан с математическими способностями. Наши будущие ученые и инженеры - мотор американских инноваций - это сегодняшние математически грамотные ученики. Вероятно, специалистов для Кремниевой долины можно набрать и за рубежом, но не следует рассчитывать на это в сегодняшнем глобализированном мире. В любом случае, исходить из того, что лучшие рабочие места в этой стране не достанутся нашей молодежи, несправедливо по отношению к ней.
По нашим расчетам, повышение математической грамотности школьников позволило бы США рассчитывать на существенное увеличение своего объема ВВП на душу населения. Повышение числа способных учеников до уровня таких стран, как Канада и Южная Корея, увеличило бы темпы экономического роста США, соответственно, на 0,9 и 1,3 процента. Поскольку долгосрочные темпы роста составляют от 2 до 3 процентов в год, это означало бы увеличение на 30-50 процентов.
Если, руководствуясь историческими тенденциями, перевести это в доллары, то мы увидим, что перспективы Соединенных Штатов могут быть самыми разными, в зависимости от того, повысим мы качество образования или нет. Если подсчитать увеличение национального дохода, пользуясь проекцией на 80 лет (с учетом двадцатилетней задержки, необходимой для завершения любой школьной реформы, и для того, чтобы способные ученики начали профессиональную карьеру), то при достижении уровня Канады с точки зрения успеваемости, эта цифра составит порядка 75 триллионов долларов. Сравним ее с нынешним объемом ВВП (15 триллионов) и мер по стимулированию экономики в условиях рецессии (1 триллион).
Политические лидеры, руководствующиеся сиюминутными соображениями, легко могут игнорировать требования реальной школьной реформы. Экономическая выгода такой реформы не почувствуется сразу, поскольку для того, чтобы образованное поколение стало продуктивной рабочей силой, нужно время. Но продолжающийся долговой кризис в долгосрочном плане выйдет из-под контроля, и наилучшее из его возможных решений - полностью размороженная, высокофункциональная, постоянно совершенствующаяся образовательная система, которая может повысить качество человеческого капитала до такого уровня, при котором возникнут достаточные ресурсы для решения будущих долговых кризисов. Или, проще говоря, грядущие бюджетные проблемы с программами Social Security и Medicare эффективнее всего решать посредством увеличения экономического роста, который невозможен без высококвалифицированной рабочей силы.
Говорит Чарльз Вест (Charles Vest), бывший президент Массачусетского технологического института: "По моему мнению, самый опасный враг - самодовольство. Вскоре мы столкнемся с безжалостной глобальной конкуренцией. Если мы продолжим игнорировать очевидную проблему, то расплачиваться придется нашим внукам и правнукам".
Пора растопить лед.
Эрик Ханушек - старший научный сотрудник Гуверовского института при Стэнфордском университете. Пол Питерсон - профессор государственного управления и директор программы Гарвардского университета по образовательной политике и управлению, также старший научный сотрудник Гуверовского института. Оба состоят в комиссии Koret Task Force по двенадцатилетнему образованию. Источник: ИноФорум.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 413
Рейтинг поста:
С трудом верится, что наши школьники тупее американских. Может поэтому?
Начальные знания географии продемонстрировали лишь треть школьников. Это объясняется тем, что учителя уделяют больше учебного времени математике и чтению в ущерб истории и географии, считают эксперты в области образования.