Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Телеграм канал Z-Операция Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Интеллектуально – технологическая Россия

Интеллектуально – технологическая Россия


21-08-2011, 06:33 | Наука и техника / Размышления о науке | разместил: poisk-istini | комментариев: (0) | просмотров: (2 249)

Интеллектуально – технологическая Россия


Политика государства в области высокотехнологичных отраслей. В условиях мирового финансового кризиса и ограниченных финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, для модернизации высокотехнологичных отраслей российской экономики, одной из ключевых мер становится концентрация ресурсов на решении действительно высокоприоритетных задач, способных дать реальный, конкретный эффект в части роста конкурентоспособности производства, обеспечения национальной безопасности и социального развития1

Сегодня необходимо отметить недостаточную эффективность использования имеющихся ресурсов – как накопленного потенциала (кадрового, технологического, интеллектуального), так и потока затрат на НИОКР. Соответственно, реальный успех в сфере развития высокотехнологичных отраслей, может быть достигнут только при обеспечении выполнения двух мер: должны быть созданы условия для мобилизации ресурсов, необходимых для действительного продвижения технологического развития по выбранным приоритетным направлениям; цели и задачи управления высокотехнологичными отраслями должны соответствовать реальным приоритетам субъектов экономики, прежде всего, государства и бизнеса.

Следовательно, управление высокотехнологичными отраслями должно сочетать три компонента: реализацию (как за счет бюджета, так и на основе государственно-частного партнерства) проектов; создание обеспечивающей инфраструктуры; развитие институциональной среды (национальной инновационной системы). Отсюда предполагается, что государство будет концентрировать усилия на следующих мерах: реализация инициатив, обеспечивающих создание потенциала технологического развития в долгосрочной перспективе (пример – развитие нанотехнологий); реализация на проектной основе прикладных НИОКР в сферах непосредственной ответственности государства (оборона, безопасность, образование); реализация «точечных» проектов, нацеленных на снятие отдельных конкретных ограничений, препятствующих развитию высокотехнологичных отраслей.

Одновременно, сопоставление анализа потребностей высокотехнологичных отраслей российской экономики в технологической модернизации и готовности представителей бизнеса из соответствующих сфер к технологическим инновациям позволяет выявить «провалы» рынка, где существует потребность в технологической модернизации, однако бизнес не видит способов для ее реализации. Такие ситуации требуют от государства развертывания «точечных» отраслевых технологических проектов, создающих для бизнеса новые возможности для повышения конкурентоспособности. На ранних стадиях такие проекты могут реализовываться за государственный счет, на последующих, по мере формирования ясной для бизнеса перспективы создания образцов изделий и технологических процессов – на основе софинансирования с частными компаниями.

Цель мер долгосрочной политики государства в области высокотехнологичных отраслей – создать основы для устойчивой технологической безопасности страны и одновременно для технологического лидерства по отдельным направлениям. Итогом должно стать позиционирование России как минимум на нескольких (не менее 5-7) продуктовых рынках высокотехнологичной продукции с удельным весом на них примерно 5-10%2. Ключевой задачей здесь становится интеграция проектного подхода как непосредственно в разработку технологий (образцов машин – демонстраторов технологий, технологических процессов), так и в научные исследования, включая фундаментальные науки. Для этого предлагается следующий механизм решения: повысить долю расходов на НИОКР из федерального бюджета. При этом выполнение НИОКР проводить на конкурсной основе; разработать прозрачный порядок принятия решений о выделении средств на НИОКР с привлечением независимых специалистов для экспертизы заявок; развивать институт независимой экспертизы результатов оценки деятельности научных организаций, достигнутых по проектам, финансируемым из бюджетных источников. В отношении прикладных исследований возможно развитие дополнительных программ по предоставлению грантов на НИОКР, в соответствии с которыми НИИ и вузы получали бы государственную помощь на осуществление научных проектов при условии привлечения софинансирования со стороны частных предприятий.

Российские производители, выходящие на международные рынки с высокотехнологичной продукцией, испытывают определённые трудности по сравнению с экспортерами из других стран. Условия поставки российской высокотехнологичной продукции на внешние рынки зачастую не соответствуют принятым стандартам – вследствие ограниченности возможностей предоставления экспортного кредитования и страхования, слабости системы послепродажного обслуживания, адаптации продукции под требования конкретного заказчика и др. Отсутствует система государственной поддержки вывода на внешние рынки российского малого и среднего бизнеса, в частности, позиционированного в производстве высокотехнологичных продукции и услуг. В то же время конкурирующие с российскими зарубежные компании для продвижения продукции широко используют предоставляемые экспортными кредитными агентствами своих стран возможности льготного финансирования внешнеторговой деятельности3.

Помимо мер финансовой поддержки важную роль в обеспечении конкурентных позиций зарубежных производителей на рынках третьих стран играет информационно-консультационная и организационная помощь со стороны национальных институтов содействия внешнеэкономической деятельности. Речь в частности идет о таких формах поддержки, как предоставление компаниям услуг по оперативному мониторингу ситуации на рынках конкретных стран, помощь в поиске поставщиков и заказчиков, установлении контактов через широкие международные сети представительств и торговых палат и др.

В неразвитом состоянии находится инфраструктура, обеспечивающая функционирование инновационного бизнеса и коммерциализацию результатов научных разработок (финансовая, производственно-технологическая, кадровая). Это препятствует развертыванию устойчивых и воспроизводящихся инновационных цепочек «фундаментальные исследования – прикладные НИОКР – коммерческие технологии». В результате затрудняется процесс модернизации российской экономики, а также воспроизводства ее научного и инновационного потенциала.

Проводимая в течение последних пяти лет политика по стимулированию инновационного развития привела к тому, что отдельные отсутствовавшие до этого звенья инновационной инфраструктуры стали заполняться (программы поддержки посевного финансирования, формирование центров трансфера технологий и др,) Однако масштаб деятельности большинства уже созданных элементов инновационной инфраструктуры еще недостаточен для того, чтобы обеспечить значимый системный эффект для развития высокотехнологичных отраслей.

Действенной мерой развития высокотехнологичных отраслей является формирование устойчивых кооперационных сетей «наука – образование – инновационный малый и средний бизнес – крупный бизнес». Это позволит организациям, создающим такие высокотехнологичные цепочки, в полной мере играть роль катализатора самоподдерживающихся процессов роста инновационной активности в высокотехнологичных отраслях и в экономике России в целом. Важной мерой развития высокотехнологичных отраслей экономики является их модернизация. Банк развития и другие институты развития должны выступить в качестве соорганизаторов и соинвесторов по проектам в высокотехнологичных отраслях экономики, включая авиационную, ракетно-космическую, судостроительную, электронную промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, информационно-коммуникационный сектор.

Целесообразность и технические возможности модернизации производства в высокотехнологичных отраслях экономики могут быть оценены в рамках долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года, одобренного Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям 16 января 2008 года. Из этого следует необходимость и целесообразность разработки Прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу на постоянной основе. Соответствие технической модернизации производства в высокотехнологичных отраслях экономики критериальным значениям следует рассматривать в рамках приоритетных социально-экономических задач модернизации национальной экономики на среднесрочную перспективу, установленных в утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. N 1663-р Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012г.

Направленность поддерживаемых проектов должна быть увязана с приоритетами развития соответствующих отраслей, содержащихся в отраслевых стратегиях и программах развития. Это позволит усилить организационные механизмы реализации данных стратегий и программ. Помимо поддержки проектов по приоритетным направлениям, институты развития должны создать доступную для производителей всех высокотехнологичных отраслей системы экспортного кредитования и страхования, государственных гарантий при выполнении совместных с иностранными заказчиками проектов в сфере высоких технологий, лизинга высокотехнологичного дорогостоящего оборудования. В целом, меры по развитию высокотехнологичных отраслей российской промышленности должны обязательно сопровождаться их научным обоснованием.

Видение технологического будущего России. Переход экономики России на инновационный путь развития в условиях глобализации и все более глубокой интеграции страны в мирохозяйственные связи, рост открытости экономики, является императивом для сохранения устойчивых темпов экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективах. В эпоху глобализации мировой экономики основа успешного позиционирования страны, региона, отрасли лежит в постоянном инновационном обновлении, направленном на достижение максимальной производительности, конкурентоспособности, развитии человеческого капитала4. По существующим оценкам, в развитых странах от 50% до 90% роста ВВП определяется инновациями и технологическим прогрессом, инновации становятся обязательным условием и основным “мотором” развития всех секторов промышленности и сферы услуг5.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обеспечить конкурентоспособность национальной экономики в долгосрочном периоде, необходимо организовать процесс формирования согласованного видения технологического будущего России у всех участников этого процесса: государства, бизнеса, науки, гражданского общества и совместными усилиями пытаться реализовать поставленные цели. Ключевая роль в организации этого процесса принадлежит государству не только как его инициатору, но и как гаранту выполнения достигнутых договоренностей.

Наиболее адекватным инструментом для реализации поставленной задачи является система стратегического планирования, которая, в том числе, может базироваться на методологии Форсайт, так как данная методология связана не с предсказанием будущего, а скорее с его формированием, что позволяет считать Форсайт специфическим инструментом управления технологическим развитием, опирающимся на создаваемую в его рамках инфраструктуру.

Основной целью прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (далее Прогноз) является разработка вариантов долгосрочного научно-технологического развития для инновационного решения социально-экономических проблем страны, и, во-вторых, позиционирование страны в системе международной научной и технологической кооперации на базе развития национальной инновационной системы. Варианты долгосрочного развития России, уже идущие процессы технологической модернизации экономики, учитывают оценку состояния и проблемы развития научно-технологического комплекса России, так и мировые тенденции. Мировые тенденции и связанные с ними технологии во многом будут определять как сами будущие рынки, так и конкурентоспособность стран на них.

Именно в Прогнозе анализируются текущие параметры и структура формируемой в России системы институтов развития, ориентированных на поддержку инноваций и приводится оценка существующего уровня технологического развития экономики России и основные проблемы. И самое главное, в Прогнозе обосновываются сильные и слабые стороны научно-технологического комплекса России и предлагаются пути построения системы стратегического планирования на основе результатов Прогноза.

Повышение национальной конкурентоспособности является комплексной задачей, успех которой определяется развитием человеческого капитала (в первую очередь интеллектуального капитала6), экономических институтов, реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных преимуществ России в энергосырьевых отраслях и транспортной инфраструктуре, а также связанных с диверсификацией экономики и формированием мощного научно-технологического комплекса.

В своем послании (ноябрь 2008 года) Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д. А. Медведев отметил, что действия в экономике будут базироваться на концепции «5И»: институты, инвестиции, инфраструктура, инновации, интеллект. Приоритетом является производство новых знаний, технологий и передовой культуры, что обеспечит стране лидирующие позиции в науке, образовании, искусстве.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р (далее – Концепция) сказано, что обеспечение желаемых темпов и направлений роста российской экономики необходима концентрация ресурсов на интеграции образовательной, научной и инновационной сфер, одним из которых является высшее образование в сфере высоких технологий. Именно оно формируют «креативный класс» предпринимателей, исследователей, инженеров, управленцев, создает новый формат взаимодействия образования, исследований и бизнеса, в конечном счете - обеспечивает конкурентные преимущества страны в современном мире. В этой связи приоритетное место в инновационном развитии страны отводится экономике знаний, призванной обеспечить расширенное воспроизводство интеллектуального капитала, генерацию новых знаний и новшеств, их хранение, преобразование в новые продукты, услуги и технологии, распространение и потребление рынком. Наряду с работой над повышением качества образования, содержанием программ, Концепция ставит задачу инновационной институциализации системы образования на всех его уровнях, отвечающей современным требованиям и стандартам7.

Основа успешного позиционирования страны, региона, отрасли в общемировой экономике лежит в постоянном инновационном обновлении, направленном на достижение максимальной производительности, конкурентоспособности и развитие человеческого капитала. Сохранение в России невысоких по сравнению со странами – лидерами мировой экономики масштабов финансирования исследований и разработок не позволяет обеспечить необходимое улучшение материально-технического и кадрового обеспечения исследовательского процесса.

Крайне острая проблема, с которой сталкиваются отечественные инноваторы, – нехватка квалифицированного персонала. Инициирование инноваций, освоение сложных технологических процессов и новой продукции требует кадров соответствующей квалификации, серьезный дефицит которых наблюдается практически во всех отраслях. Ухудшение кадрового потенциала значительно снижает возможность проводить качественные исследования и опытно-конструкторские работы. Инновационная активность предприятий заметно сдерживается состоянием институциональной среды. Это характерно как для всех видов экономической деятельности – промышленного производства (включая малое предпринимательство) и сферы услуг, – так и для всех типов инноваций – технологических, организационных, маркетинговых. В России, несмотря на все трудности, наблюдается некоторое улучшение условий для закрепления в науке профессиональных кадров. Об этом свидетельствует тот факт, что при некоторой стабилизации численности квалификационные и возрастные диспропорции в их структуре уменьшаются. Также в настоящее время сокращается ощутимый разрыв системы профессионального образования с воспроизводством трудовых ресурсов на производстве.

Одной из причин, обусловивших сложившееся положение, явилось отсутствие эффективно работающей системы профессиональной ориентации и «обратной связи» отраслевых предприятий с образовательными учреждениями, основанной на системе производственных практик и других формах участия предприятий в системе профессионального образования. Обострение кадровых проблем было связано с сокращением притока молодых специалистов на предприятия и в научно-исследовательские организации отраслей, потерей преемственности, повышением среднего возраста работников всех категорий и приближением его к критическому уровню. При этом самой востребованной для промышленных предприятий группой специалистов, по которым отмечается и наиболее значительный дефицит, являются специалисты по разработке новых и совершенствованию выпускаемых видов продукции, внедрению новых технологий.

Возросшая потребность предприятий в специалистах нового профиля, рабочих новых профессий связана с модернизацией оборудования и технологий, расширением объемов производства и номенклатуры выпускаемой продукции, освоением новых рынков. Особые трудности возникают с подбором высококвалифицированных рабочих и с комплектованием кадров рабочих средней квалификации. Причинами длительного сохранения дефицита работников определенных профессий и специальностей на предприятиях являются, с одной стороны, отсутствие достаточного количества подготовленных кадров на местном рынке труда, а с другой стороны – непривлекательность предлагаемых вакансий по условиям труда и уровню заработной платы. Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на дефицит работников определенных профессий и специальностей, на трети обследованных предприятий, по мнению их руководителей, сохраняется избыточная численность работников, а почти на 30% предприятий наблюдается их вынужденная неполная занятость.

Исходя из выше изложенного, фиксируется острая потребность в оперативной трансформации и институализации государственного профессионального образования по всем уровням подготовки с учетом Прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целом. Определяющим фактором устойчивого развития системы профессионального образования в современных условиях является интеграция образовательного процесса с научной, проектной и практико-внедренческой деятельностью, позволяющей подготовить высококвалифицированных специалистов, компетенции которых соответствуют мировым стандартам и потребностям быстро меняющегося рынка труда.

Приоритеты научно-технологического развития. Неотъемлемой и важнейшей задачей в рамках реализации концептуального к достижению стратегических целей развития и парированию новых системных вызовов на основе обеспечения избирательного технологического лидерства и осуществления инновационного прорыва является формирование и реализация национальных приоритетов научно-технологического развития. Соответственно, система формирования и реализации таких приоритетов должна стать одним из ключевых элементов партнёрства государства, бизнеса и науки и соответственно государственной политики в сфере научно-технологического развития и технологической модернизации8.

Такие приоритеты должны устанавливаться с учетом и в тесной взаимосвязи с утверждаемыми Президентом Российской Федерации Критическими технологиями Российской Федерации. Как известно, Критические технологии представляют собой комплексы межотраслевых (междисциплинарных) технологических решений, которые создают предпосылки для дальнейшего развития различных тематических технологических направлений, имеют широкий потенциальный круг инновационных приложений в разных отраслях экономики и вносят в совокупности наибольший вклад в решение важнейших проблем реализации приоритетных направлений развития науки, техники и технологий. В отличие от этого, национальные приоритеты научно-технологического развития должны быть в большей степени ориентированы на коммерциализацию создаваемых технологий, их масштабное применение в экономике, решение важнейших социально-экономических задач, а также актуальных проблем конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Необходимо отметить, что термин «Национальные приоритеты научно-технологического развития» введен в обиход сравнительно недавно и не имеет пока общепринятой трактовки. Впервые этот термин появляется в Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года, разработанной в соответствии с решением Правительства РФ в 2005 г. Однако достаточно четкого и операционального определения данного понятия указный документ не содержит. Термин «национальный» в данном случае мы трактуем как такое множество приоритетов, по которым существует определенный консенсус между различными субъектами, прежде всего, государством, бизнесом и наукой.

Поскольку ресурсы российской экономики и научно-технического потенциала ограничены, а круг разнородных задач в сфере научно-технологического развития, требующих решения, чрезвычайно широк, проблема выбора национальных приоритетов научно-технологического развития приобретает первостепенную значимость.

Основными принципами формирования комплекса национальных приоритетов научно-технологического развития являются: системный подход к формированию перечня приоритетов, его согласованность, с одной стороны, с Национальными проектами и Стратегиями развития отдельных секторов и отраслей экономики и, с другой стороны, с Приоритетными направлениями развития науки и техники и Перечнем критических технологий Российской Федерации; открытый порядок формирования и обсуждения перечня приоритетов; эффективное использование существующих консультативных и совещательных органов для формирования перечня, вовлечение в этот процесс предпринимательских и научных союзов, объединений, ассоциаций, а также организаций гражданского общества; разумное количество выделяемых национальных приоритетов научно-технологического развития (не более 15-20); длительный горизонт планирования (стратегическое планирование) при формировании перечня приоритетов в сочетании с регулярным уточнением основных направлений их реализации, задач и инструментов их решения; сочетание среднесрочных и долгосрочных задач при формировании перечня приоритетов, ориентировочный срок реализации которых может варьироваться от 5-10 до 20 и более лет. Реализация приоритетов технологического развития предполагает множественность и комплексирование различных инструментов и механизмов, связанных с формированием и реализацией партнёрства государства, бизнеса и науки в сфере государственной научно-технологической политики.

Принципиально важным представляется активное использование финансовых механизмов со стороны бизнеса и нефинансовых механизмов поддержки со стороны государства, связанных с использованием его политических, организационных, методических и информационных возможностей. В ряду такого рода инструментов особое место должно быть отведено стратегическому планированию как основе для согласования приоритетов научно-технологического развития в рамках партнёрства государства, бизнеса и науки, вовлечения широких бизнес-кругов в их реализацию, формирования постоянно-действующих проектов взаимодействия государства, науки и бизнеса. Политический ресурс государства чрезвычайно значим для рационального позиционирования российского сектора исследований и разработок в системе международных исследований, содействия продвижению новой российской высокотехнологичной продукции (услуг) на страновые рынки, в том числе новые9.

Информационные ресурсы государства пока недостаточно структурированы, но могли бы в значительной степени способствовать снижению неопределенностей и рисков при налаживании взаимодействия российских предприятий с научными организациями и бизнесом, в том числе путем систематизации данных о результатах проведенных за счет бюджетных и внебюджетных средств исследований и разработок, оценке стратегических потребностей российской экономики в новых продуктах, потенциала зарубежных рынков сбыта. Говоря о методических возможностях государства, мы имеем ввиду его потенциальные возможности по анализу и систематизации успешных примеров освоения новых технологий, их трансфера, продвижения передовой продукции на различные рынки, различных форм государственно-частного партнерства с научной оценкой возникающих проблем, трудностей и комментариями по путям их решения.

Значительное место в реализации национальных приоритетов должны занять меры и инструменты по расширению форм государственно-частного партнерства, в частности по развитию концессионных механизмов. Важный элемент стимулирования международной интеграции, высокотехнологичного экспорта – политическое содействие российским компаниям в приобретении зарубежных активов, связанных как с производством, так и со сбытом и послепродажным обслуживанием.

Представляется, что основные меры по повышению эффективности действующих и формированию новых инструментов партнёрства государства, бизнеса и науки при определении долгосрочных целей научно-технологического развития страны и их реализации должны заключаться в следующем: концентрация ресурсов различного рода на реализации национальных приоритетов научно-технологического развития; объединение и координация усилий федеральных, региональных, местных органов исполнительной власти и соответствующих уровней бизнеса и науки; распределенность среди органов исполнительной власти, государственных и частных корпораций и научных учреждений компетенций по реализации национальных приоритетов технологического развития и особая роль координационных органов, в первую очередь Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям и Межведомственной комиссии по совершенствованию прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу на регулярной основе; высокая степень прозрачности расходов по реализации национальных приоритетов научно-технологического развития; скоординированное и комплексное использование для реализации приоритетов различных инструментов (финансовых, регулятивных и др.); контроль и управление рисками реализации национальных приоритетов научно-технологического развития, что обусловлено сложностью и многоаспектностью реализуемых мер, существенной зависимостью от внешних условий, быстрыми изменениями в развитии технологий и т.п.; мониторинг эффективности и результативности реализации приоритетов научно-технологического развития совместно с представителями предпринимательского и научного сообщества; регулярное уточнение состава перечня национальных приоритетов научно-технологического развития, основных направлений реализации приоритетов, а также их ресурсного обеспечения; регулярная оценка необходимости уточнения состава используемых механизмов и инструментов, поиск и апробация новых высокоэффективных механизмов и инструментов реализации приоритетов.

 

 

1Кохно П.А., Онищенко П.В. Теория экономического развития / Отв. ред. д.э.н., проф. П.А. Кохно. – М.: Граница, 2011. – 544 с. С. 243-244..

2 Кохно П.А. Экспортные потери от неквалифицированного менеджмента// «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.16754, 15.08.2011.

3 См. сноску 2.

4 Кохно П.А., Кохно А.П. Человек в интеллектуальном производстве // Человек и труд, 2011, №1. С. 56-62. Кохно П.А. Слабовидящие люди в интеллектуальном производств// Человек и труд, 2011, №8.

5 Кохно П.А. Модель инновационного развития оборонно-промышленного комплекса России и государства в целом // Военная мысль, 2011, №2. С. 26-39.

6 Булыга Р.П., Кохно П.А. Экономическая стратегия России на основе теории прибавочной стоимости. Новый подход, базирующийся на концепции интеллектуального капитала. // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. Часть 1, 2007, №12. С. 24-31. Часть 2, 2008, №1. С. 30-42.

7 Кохно П.А. Методика определения потребности перспективных рынков труда в квалифицированных кадрах // Человек и труд, 2011, №3. С. 25-30. Кохно П.А. Инновационная модель: подготовка кадров для высокотехнологичных отраслей // Человек и труд, 2011, №9.

8 Алина Кохно. О разработке и реализации высокотехнологичных программ. // Общество и экономика, 2010, № 1. С. 54-77.

9 Кохно П.А., Кохно А.П. Конкуренция высокотехнологичной продукции // Общество и экономика, 2010, №10-11. С. 42-66.



Источник: trinitas.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Июнь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Аварии и ЧП на АЭС, Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map