» » » Концерт для Солнца с оркестром

Концерт для Солнца с оркестром

18-03-2011, 10:53 | Наука и техника / Размышления о науке | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 992)
Вспышка 10 марта 2011 года произошла внезапно. Однако ученые полагают, что звуки Солнца помогут предсказывать подобные явления.

Известные рок-музыканты написали композиции, в которых использовали звуки звезд. Настоящих звезд - тех, которые на небе. Земляне вот-вот их услышат [аудио]

Владимир ЛАГОВСКИЙ — 18.03.2011

Гитары Вселенной

С 20 по 25 июня 2011 года на Канарских островах - там, где расположена знаменитая Европейская Северная обсерватория, пройдет первый в мире научно-музыкальный фестиваль, посвященный 50-летию полета в космос Юрия Гагарина. Starmus («Музыка звезд») - так назвал грядущий форум его инициатор и директор Гарик Исраелян, профессор астрофизики, доктор физико-математических наук, руководитель лаборатории химической эволюции Вселенной Института астрофизики.

На фестивале и прозвучат композиции, созданные на основе звуков, издаваемых нашим Солнцем и другими звездами. Известные рок-музыканты словно бы сыграют на этих колоссальных инструментах Вселенной.

- По акустическому спектру звезды близки к гитарам, - уверяет Гарик. - Но звучат они на несколько десятков октав ниже самых низких басов. И тем не менее услышать эти «струны» можно. Надо лишь записать их колебания, а затем сместить - транспонировать - в диапазон, доступный человеческому уху.

Песни издалека

Музыка звёзд: Солнце

Гарик Исраелян, кроме экзопланет и проблем химической эволюции космоса, занимается астро- и гелиосейсмологией. То есть изучает характер и природу колебаний звезд. Конкретно - исследует акустические, по сути, звуковые волны в их атмосферах.

То, что колеблется наше Солнце, как говорится, вдоль и поперек, стало известно еще в 1962 году. Астрономам открылось, что по светилу гуляют волны высотой в десятки километров. А само оно пульсирует, как мембрана динамика.

Профессор Исраелян взялся донести до человечества музыку звезд.

В 2000 году удалось уловить акустические колебания альфы Центавра - самой близкой к Солнцу звезды. И вскоре обнаружилось, что звуки издают и другие звезды. Более того, «музицирование» оказалось неотъемлемой частью их жизни. А раз так, то нельзя ли, изучая эти «концерты», проникнуть во внутренний мир звезд?

- Акустические колебания позволяют судить о структуре звезды, ее химическом составе, массе, диаметре, возрасте, - говорит Гарик. - Это богатейший источник информации о далеких объектах. Да и о Солнце тоже. Например, его звуковой спектр меняется каждые 8 часов. И если наладить постоянный мониторинг, то можно засекать, скажем, тревожную музыку. И прогнозировать корональные выбросы, которые пока происходят внезапно.

Звездный рок

Гарик первым перевел - транспонировал - звуки звезд в человеческий диапазон. И стал создавать на их основе музыкальные произведения. В свободное от основной работы время. Чтобы и другие люди, а не только его коллеги-астрономы, послушали. И узнали, что Вселенная отнюдь не безмолвна.

Музыка звёзд: Альфа-Центавра

- Кстати, многие ученые имеют особенное отношение к музыке, - говорит Исраелян. - Например, Брайан Мэй, гитарист и основатель легендарной рок-группы Queen, - астрофизик и доктор наук. Клавишник и основатель группы Genesis Тони Бэнкс тоже физик, а Стинг по образованию математик. Таких примеров очень много. Было время, когда и я сам играл в университетской рок-группе.

Брайан Мэй, узнав о проекте «Музыка звезд» (Starmus), сказал, что это «суперромантично». И к нему вполне можно привлечь известных артистов. Вскоре откликнулся Дэвид Гилмор - гитарист группы Pink Floyd, музыка которой считается космической.

«Знаешь, это у меня в голове, я не могу объяснить, что я чувствую, когда я думаю про космос и звезды, но это у меня внутри», - объяснял он мне.

Потом была беседа с Питером Гэбриелом. Он долго слушал звуки, издаваемые звездами, а потом сказал: «Здесь что-то есть, какая-то шифровка, какое-то сообщение. Надо разобраться!»

Музыка звёзд: безымянная звезда

Питер организовал встречу с Брайаном Ино, основателем стиля ambient music. Тот признался, что может слушать музыку звезд месяцами и даже без сопровождения других инструментов. А Жан-Мишель Жарр, прилетевший на Тенерифе, сообщил, что проект «Музыка звезд» может стать проектом и его жизни.

- И вот появился отличный повод, чтобы познакомить с музыкой звезд широкую публику, - продолжает Гарик. - В нынешнем году человечество будет праздновать 50-летие первого полета человека в космос.

Легендарная группа Tangerine Dream и известный голливудский композитор Грэм Ривелл объявили, что напишут уникальную композицию, посвященную полету Гагарина, где впервые в истории используют звуки звезд.

А гитарист Queen Брайан Мэй даже вошел в консультативный совет вслед за Алексеем Архиповичем Леоновым.

Под куполом самого большого телескопа в мире намечен «круглый стол», продолжительность которого будет равна длительности полета Гагарина - 108 минут. Участники - нобелевские лауреаты, астронавты, космонавты, звезды науки и музыки. Они обсудят будущее нашей цивилизации и космических полетов, поиск жизни во Вселенной. Миллионы людей смогут увидеть Гагаринский «круглый стол» через Интернет. И послушать легендарную песню «Нежность» в исполнении группы Tangerine Dream.

А В ЭТО ВРЕМЯ

«Солнечный удар» по Японии

В ночь на 10 марта 2011 года автоматическая станция НАСА, следящая за светилом (NASA's Solar Dynamics Observatory), зафиксировала вспышку класса Х1,5 - пятого - максимального по принятой градации. По мощности эта вспышка лишь незначительно уступила предыдущей - Х2, которая полыхнула в ночь на вторник, 15 февраля. И создала на Земле сильнейшую магнитную бурю.

Как сообщают специалисты лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института имени Лебедева Российской академии наук (ФИАН), вспышка произошла ровно в 23 часа 23 минуты по всемирному времени 9 марта - это примерно половина третьего ночи 10 марта по московскому времени.

Вспышку сопровождал корональный выброс из группы пятен под номером 1166. Она расположена довольно близко к центру солнечного диска и обращена к Земле. А значит, и ударила по ней прямой наводкой. В том числе и сильным электромагнитным излучением. И так совпало, что уже 11 марта на Японию обрушилось  кошмарное землетрясение силой в 9 баллов.

Некоторые специалисты полагают, что совпадение отнюдь не случайно. Наше светило после длительной задержки вступило в очередной, 24-й цикл своей активности. И он дает о себе знать все сильнее и сильнее. За последнюю неделю было зафиксировано более 70 вспышек разной мощности, среди которых попадались и вспышки четвертого класса. А вспышек пятого класса не было с 2006 года.

Изменилась ли музыка Солнца перед корональным выбросом? Появились ли в ней тревожные нотки? Это еще предстоит выяснить. Но уже ясно, что подобные исследования не просто интересны, а необходимы. Поскольку концерты светила связаны с событиями на Земле. Возможно, с такими катастрофическими, как японское землетрясение и авария на АЭС.