Исследователи выяснили, почему необразованный знахарь иной раз может излечить безнадежно больного человека
Светлана КУЗИНА — 02.02.2011
ПОХИЩЕННЫЕ ДУШИ
Само слово «шаман» звучит завораживающе. И сам он представляется таинственным факиром, в развевающемся в ритуальном танце маниаке - особом плаще из шкур животных. Впадая в состояние транса, он разговаривает с духами. Бьет в барабаны, колотит в бубен, шепчет заклинания. И часто каким-то неведомым образом изгоняет из больных людей хворь. Недаром к этим лекарям-самоучкам обращались за помощью и в допотопные времена, приходят и сегодня - в просвещенный век. Конечно, для поддержания имиджа колдуны объясняют любознательным исследователям свое умение исцелять тем, что способны восходить на небеса и выступать посредниками перед богами или же нисходить в преисподнюю, в земли мертвых, где обретаются потерянные души. По их словам, похищение или потеря душ живущих людей и является причиной многих болезней. Поэтому они умеют договариваться с потусторонними силами, чтобы души больных вернуть и тем самым возвратить им здоровье. Но это сказки. Ученые из США, Германии, Великобритании, проведя в последние годы многочисленные наблюдения за работой шаманов в разных странах, сделали несколько серьезных открытий, полезных для современной медицины. О них нам рассказал доктор медицинских наук Германии, кандидат медицинских наук России Лев КАЧУГИН.
- Лев Анатольевич, чем шаманы удивили ученых?
- Только сегодня специалисты на многих опытах убедились в том, о чем знали шаманы еще тысячи лет назад: мысли и чувства человека влияют на его тело. Самые простые примеры: яркое представление кислого лимона во рту наполняет рот слюной, от неприятного воспоминания вдруг начинаются головные боли, а от приятного - наш рот растягивается в улыбке. Более того, исследователи не раз убеждались, что одни только мысли - как будто бы неосязаемые, эфемерные - могут создавать гармоничную и счастливую жизнь или превращать ее в вечную борьбу без радостей и побед.
- Значит, выражение «мысль материальна» - не расхожая фраза?
- Нет, точно установлено, что мысль как материя реагирует на сознание. Медицинские и физические эксперименты конца ХХ века помогли разобраться в механизме странных воздействий, применяемых шаманами. Так, было не раз установлено, что шаман может излечить человека, над которым ранее долго и безуспешно работали лучшие врачи. Известны даже случаи излечения запущенных форм рака. И уже в начале ХХI века эти наблюдения привели к созданию новых пси-технологий для улучшения самочувствия, здоровья. В них применяются отдельные техники шаманов, очищенные от зрелищных ритуалов, сочетаемые с приемами психологии.
- В чем оказался секрет этих техник? Гипноз?
- Нет, так считали раньше. Сегодня выяснилось, что за их ритуалами скрыта эффективная работа с подсознанием. А оно, по утверждению многих специалистов, при обработке информации более чем в миллион раз сильнее сознания и практически полностью управляет человеком.
На подсознание шаманы воздействуют, используя известный эффект плацебо.
ТЕЛО - ЭТО КОРОБКА
- Я много лет занимаюсь изучением новых медикаментов и возможностей человеческого организма, - продолжает доктор Качугин. - Именно поэтому меня заинтересовали спонтанные случаи выздоровления людей, лечившихся у шаманов. Почему у них получается все так четко и быстро? В Бразилии я был шокирован работой известного целителя. Он подходит к человеку, кладет на его голову руку - человеку лучше. Если ему лучше не становится, тогда шаман берет ножницы, обматывает ватой и загоняет эти ножницы больному в нос. Человек в шоке. Но после этого он начинает быстро излечиваться.
Или на Гаити для последователей Вуду человек - это всего лишь коробка, носитель духа. И с этой коробкой можно делать все что угодно. Я видел, как к шаманке мама принесла своего грудного ребенка, у которого были сильные головные боли. Шаманка берет якобы магическое растение, делает из него настойку (экстракт из растений, на мой взгляд, абсолютно неэффективный), смазывает ею голову ребенка и начинает разминать крохотную головку так, что у него чуть мозги не вылезают. Ребенок орет. Потом ему забинтовывают голову. И буквально через минуту боли у ребенка исчезают.
Когда ученые исследовали подобные случаи, они поняли, в чем фишка! Эти странные ритуалы действуют по принципу плацебо, когда излечение от болезни происходит от веры в то, что некое вещество-«пустышка» или медицинская процедура могут быть эффективны, хотя лекарство может быть не чем иным, как сахаром или мелом, а процедура не иметь никакой медицинской ценности. И в своей работе по разработке новых препаратов я не раз сталкивался со случаями, когда больной после получения плацебо вдруг начинает лучше себя чувствовать.
- Получается, что человек может сам изменять состояние своего организма?
- Несомненно. Однако не всем удается программировать свой мозг на выздоровление самим. Поэтому до сих пор и популярны шаманы и экстрасенсы, к которым идут больные люди, и те с помощью зрелищных ритуалов помогают человеку поверить в благополучный исход.
- Что колдун использует в качестве «пустышки»?
- Например, он берет у человека какую-то пустяковую вещь - ленточку или пуговицу, и считается, что они символизируют болезнь. Он шепчет над вещью заклинания и сжигает или закапывает - так он «уничтожает» недуг. Кроме этого, они применяют разные психоактивные вещества. В Перу, например, применяют таблетки, сделанные из галлюциногенных кактусов. В Бразилии - психоактивные грибы. С помощью них вводят себя и пациентов в состояние транса. Для этого же шаманы ритмичными ударами в бубен действуют на психику больного, также воздействуя на подкорку. Начинается расслабление, возникает спокойное, чистое, радостное состояние, которое у религиозных людей называется чувством блаженства. Оно и есть ключ, который открывает все лечебные процессы. И действительно, начинается излечение.
То же происходит и у специалистов. Согласно статистическим данным одна треть всех случаев выздоровления пациентов, проходивших медицинское лечение, включая операционное вмешательство, получена благодаря эффекту плацебо, а не благодаря непосредственно медицинскому вмешательству.
Таким образом, восприятие и вера могут спровоцировать исцеление, которое естественным образом осуществляется нашим телом. Вообще мы все наделены врожденной способностью к исцелению, которая до сих пор присутствует в нас с момента эволюции нашего вида.
МНЕНИЕ БИОЛОГА
Доктор биологии развития клеток из Университета Вирджинии, автор книги «Биология веры» Брюс ЛИПТОН:
- Учение древних целителей, которое сегодня практикуют шаманы разных стран, возможно, может скоро стать основой новой биологии. Разница между традиционной и новой наукой большая. Первая утверждает, что наше тело всего лишь машина, которая управляется встроенным компьютером, а мы всего лишь пассажиры, которых эта машина везет. И если автомобиль не заводится, то, значит, сломались какие-то его части. И тогда тело-машину необходимо отправить в ремонт, где заменят запчасти, снабдят лекарствами и вернут тело-машину починенной. А новая биология говорит о том, что у вас есть механизм, автомобиль - ваше тело, однако вы не пассажир на заднем сиденье, а водитель этой машины, и именно ваши руки лежат на руле, и вы управляете всем. Поэтому, когда что-то выходит из строя в нашем теле, в этом виноваты мы сами - не умеем правильно водить. Научишься управлять телом - будешь здоров. Новая биология подчеркивает и силу наших мыслей. Даже если кто-то оказывается прикованным к постели смертельной болезнью, то, просто изменив свои убеждения, он может вызвать спонтанное исцеление. Так и было задолго до появления первых медицинских университетов, и люди лечили себя сами. Все, что нам нужно, это вернуться назад и признать, что те методы были действительно научно обоснованными.
КСТАТИ
Древнюю систему Хуна используют психологи
У шаманов Гавайских островов есть очень интересная религия, которую они тысячи лет передают из поколения в поколение. Ее называют Хуна, что в переводе означает «тайна». Она содержит лечебные техники, житейскую философию, способы, как реагировать на стресс, как общаться с людьми, как правильно думать. Сегодня принципы Хуны используют специалисты позитивной психологии во многих странах. Вот главные ее правила.
1. Надо обращаться с мыслями так же, как с вещами, потому что мысль материальна.
2. Власть человека растет, когда он помогает другим. Использование власти для подавления вызовет напряжение, которое ослабит вашу власть. То же относится и к болезни. Если ты стиснув зубы борешься с болезнью, пытаешься ее подавить, то болезнь начинает сопротивляться.
3. Мир такой, каким его считаешь. Считаешь его дерьмом - он дерьмо. Если ты этого желаешь, то автоматически это возможно.
4. Границ не существует. Все границы в нашем сознании, в мыслях.
5. Очень важно правильно выбирать цель. Она должна быть неразмазанная.
6. Момент твоей власти над этим миром, над собой, над своей судьбой всегда здесь и сейчас. Все остальное - иллюзия!
Воспоминания и беспокойство о будущих неудачах блокируют твою власть. И исполнение желаний начинается прямо здесь и сейчас. Хочешь - значит, уже начал.
7. Чем больше ты в гармонии с тем, что ты имеешь, тем легче это изменить и улучшить. Хочешь здоровья - люби здоровье. Хочешь богатства - люби богатство. Хочешь красоты - люби красоту. Если желаешь кому-то плохого, то нарушаешь закон Хуны, и ничего в жизни не получается.
8. Вся сила находится в тебе. Никто не поможет. Только ты.
9. Если у тебя есть мечта, то у тебя есть силы ее реализовать.
10. Если хочешь получить радостные и дружелюбные результаты, то используй радостные и дружелюбные методы.
Обязательная школа для шаманов
02.02.2011 07:45
В поселке Бохан Усть-Ордынского округа Иркутской области открылся центр изучения шаманизма — древнейшей из религий Бурятии. Базой для центра станет филиал Бурятского государственного университета. Лекции о шаманских обрядах в нем будут читать ученые-историки, краеведы и действующие шаманы. При центре откроется экспозиция атрибутов шаманизма.
"Мы намерены сконцентрировать тысячелетние знания о таком феномене, как шаманизм. Морально-нравственная составляющая этой древнейшей религии огромна. Мы приглашаем на лекции ученых-историков, краеведов и действующих шаманов, которые рассказывают о бурятских обрядах, праздниках, о сути тайлагана (молебен) и камлания — это ритуальные действия шамана, во время которых он общается с духами", — сообщил "Интерфаксу" директор филиала Олег Саганов.
По его словам, сотрудники Бурятского университета создают экспозицию по истории и атрибутам шаманизма, на которой будут представлены исторические фотографии, шаманские бубны и другие предметы культа.
"Ветвей у этой религии много. Есть шаманы якутские, тувинские. Даже у нас в округе шаманы делятся этнически — по древним бурятским родам. Кстати, представители этих местных шаманских объединений в минувшем году побывали в США, где общались с индейцами-шаманистами и даже пообещали им подарить юрту. В свою очередь индейцы выразили пожелание посетить наш регион и познакомиться с сибирскими храмовыми местами, с жизнью бурятов", — рассказал собеседник агентства.
Изучение шаманских обрядов планируется не только на территории Иркутской области, но и в Бурятии, Агинском округе, Монголии. Работа центра предусматривает научные экспедиции в различные регионы России, где существует шаманизм.
В Бурятии на протяжении веков сложились две главные религиозно-этнические группы. Западные буряты в Предбайкалье придерживались шаманизма и православия, но не желали принимать буддизм, хотя в конце ХIХ века буддистские проповедники были очень активны в этом регионе. Восточные буряты в большинстве своем исповедуют буддизм, легко переходят в христианство, а шаманизма не приемлют. Некоторые буряты исповедывают синтез буддизма и шаманизма.
Пандито Хамбо лама российских буддистов, Глава Буддийской традиционной Сангхи России Дамба Аюшеев отрицательно относится к распространению и существованию шаманизма в Бурятии, считая Буддийскую Сангху единственно плодотворной и спасительной религией для бурят. По словам Аюшеева, "шаманизм — религия первобытного человека, духовное выражение его страхов и суеверий. Шаманисты не могут объяснить человеку, откуда он пришел и куда он уйдет, а это два главных вопроса, стоящих перед человеком. У шаманизма нет перспективы". Аюшеев полагает, что буддисты не должны смешивать свои традиции с шаманистскими и признавать шаманизм наравне с буддизмом.
В Бурятии действуют несколько шаманских организаций — "Боо мургэл", "Лусад" "Тэнгэри" — но они объединяют только тех немногих шаманов, которые имеют склонность к публичным выступлениям. Большинство же бурятских шаманов ни в каких объединениях не состоят и занимаются частной практикой.
Шаманы с успехом участвуют на всемирных съездах шаманов и магов, организуют международные организации. На острове Ольхон ежегодно, начиная с 2002 года, проводится Международный фестиваль шаманов.
В первом из фестивалей приняли участие около 400 практикующих шаманов и их последователей из Бурятии, других регионов России и зарубежных стран. Шаманы Бурятии регулярно проводят тайлганы (обряды поклонения духам предков, духам местности) осенью, весной и летом. Принять участие в шаманских обрядах приглашают всех желающих. Объявления о месте и времени проведения тайлганов привычны во многих СМИ республики. В последние годы шаманскими практиками активно интересуются телевизионщики, о шаманах снимают репортажи и документальные фильмы.
В годы Советской власти с шаманизмом, как и с любой религией, активно боролись. Многие из мест, на которых буряты шаманисты на протяжении веков поклонялись духам и возносились молитвы к предкам, были намеренно разрушены и заброшены. Центр изучения бурятской религии намерен заняться возрождением и сохранением сакральных мест.
Например, в поселке Бохан есть поклонная гора Шаманка, где когда-то проводились тайлаганы и приносились в жертву десятки лошадей и овец. У подножия горы лежал камень, на котором были выбиты изображения солнца, луны, животных. Здесь же протекал лечебный родник — аршан. Сейчас камень разбит, а родник засох. В ближайшее время местные шаманы и бурятские старейшины хотят снова призвать духов на эту гору.
Каждый житель современной бурятской деревни знает имя и адрес местного шамана и в случае необходимости обращается к нему за помощью. Шамана зовут к заболевшему, через него передают вопросы к духам-покровителям рода, его спрашивают о будущем. Шаманов также просят наколдовать удачу в бизнесе или счастье в любви.
У бурят способности шамана передаются по линии отца или матери, но некоторые из них получают призвание от духов сами по себе, не имея шаманов в роду. Призвание начинает с того, что человека посещают странные сны, видения, иногда он бьется в конвульсиях и теряет сознание. Один из современных молодых шаманов в этом состоянии начал связно говорить на незнакомом ему бурятском языке. Шаманское призвание считается обязательным, от него нельзя уклоняться. Шаманисты верят, что духи уносят душу на запад, если этот человек призван стать белым шаманом, или на восток, если он должен стать черным.
Согласно верованиям шаманов, во время транса они путешествуют в иные миры, верхние или нижние, общаются там с духами и могут находить затерявшиеся там души людей. Считается, что похищение или потеря душ живущих являются причинами многих болезней. В шаманских практиках существует несколько степеней посвящения, которые последовательно проходят практикующие шаманы. В Бурятии насчитывается девять степеней посвящения шаманов. Обладатели высшей степени должны уметь путешествовать по всем трем мирам, левитировать — парить в воздухе выше верхушек деревьев, общаться с любыми духами и вызывать ужасную непогоду — ураганы, ливни и буран. Шаманам еще более высоких степеней посвящения, которых в Бурятии исследователи не обнаружили, полагается уметь находиться одновременно в нескольких местах, по собственному желанию выходить душой из тела и перевоплощаться в различных животных или предметы.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+