Сегодня исполняется 112 лет с того момента, как в Москве заработала централизованная система городской канализации. Эта необходимая для нормального функционирования современного мегаполиса система была придумана людьми очень давно — более пяти тысяч лет назад. Причем основные принципы устройства древних канализаций мало отличались от современных.
Самым необходимым элементом современных городов является, пожалуй, даже не система автодорог или сеть предприятий общественного питания, а… городская канализация. Можно сказать, что без нее в мегаполисах было бы просто невозможно жить. Интересно, что и наши предки это хорошо понимали — археологи находят следы канализаций даже в поселениях, построенных до нашей эры!
На сегодняшний день самой древней канализационной системой считается таковая в индийском городе Мохенджо-Даро, который был основан на рубеже III-II тысячелетий до н.э. Интересно, что жители этого города, видимо, мало уделяли значения архитектурным украшениям своих домов, но позаботились системе стока отходов. Эта общегородская система канализации была, пожалуй, самой совершенной для того времени. В нее входили магистральный канал, отстойники, стоки для дождевых вод.
Самое любопытное состоит в том, что общественных туалетов в Мохенджо-Даро, похоже, не было. Канализационные стоки подходили прямо к жилым домам, то есть получается, что каждый городской обитатель имел свою личную уборную, "подключенную" к общегородской системе утилизации отходов. Не совсем понятно, каким образом "вторичный продукт" выносился по канализации за пределы города, однако ученые считают, что роль "дворника" в этой системе выполняли подземные воды.
Интересно еще и то, что жители загадочного города, похоже, построили канализацию одновременно с самим поселением — в древние времена подобное было уникальным, обычно сначала строился город, а потом под ним прокапывалась канализация. Именно так поступали строители возникших позже городов Месопотамии, Передней Азии и Древней Греции.
Кстати, греки, хоть и не сразу, но все же оценили преимущества общегородской системы канализации. Судя по всему, впервые этим удобством обзавелись жители малоазиатских греческих городов. До сих пор одним из замечательных памятников античной архитектуры является… общественный туалет в городе Эфесе, в котором одновременно могли "заседать" более двадцати человек!
Интересно, что вход в публичный туалет был платным, однако это никого не смущало, ведь только в нем мужчины Эфеса могли собраться в тесной мужской компании, чтобы под журчание струй фонтана часами обсуждать новости. Возможно, именно отсюда распространилась известная поговорка: "Деньги не пахнут". Никаких перегородок в уборных того времени не было — просто круглые отверстия в каменном ложе, на которых, как считается, находились мягкие кожаные сидения, а посредине маленький водоем для омовения.
Общественный туалет был построен над небольшим ручьем, который и выносил человеческие отходы в систему городской канализации. Именно она обеспечивала чистоту города. Данная система, подходящая к общественным местам и частным постройкам состояла из сети подземных каналов, выходящих прямо к морю, которое и являлось конечным утилизатором "вторичной продукции" людей.
Примерно по такому же принципу были устроены канализационные системы других греческих городов. Видимо, он оказался настолько универсальным, что его позже использовали и другие народы античного Средиземноморья. Знаменитая канализация Древнего Рима (Cloaca Maxima) также представляла собой сеть подземных каналов, идущих от дворцов и частных домов к водоотливному каналу, впадающему в Тибр.
Сами понимаете, что подобные каналы нужно было прокапывать под землей или сначала копать на поверхности, а потом закрывать. Поэтому-то древние китайцы, при всей своей любви к чистоте и гигиене, не могли позволить себе подобную канализацию — ведь их города располагались на хрупких лессовых отложениях (отвердевшие наносы речного ила) или на известняках.
Если в подобной местности начать копать подземную сеть каналов, то можно докопаться до того, что весь город провалится в новопостроенную канализацию. Однако жители Поднебесной Империи нашли другой, весьма оригинальный подход к проблеме — они стали использовать для слива отходов подземные пустоты в породе.
Таких естественных каверн в лессе и известняках достаточно много, главное было проделать к ним небольшой туннель, причем сделать это весьма осторожно, чтобы не обрушить хрупкие стены пустотного пространства. Поэтому китайцы не прокапывали канализацию, как это делали римляне, а пробуривали ее.
Накапливающиеся в подземных пустотах отходы жизнедеятельности китайцев очень часто так никуда и не выводились. Однако в кавернах вполне хватало бактерий, необходимых для их разложения. Таким образом, именно жители Поднебесной впервые создали то, что сейчас именуется биотуалетом.
Кстати, китайцы считали, что "заседание" в туалете — процесс интимный, и публичность тут ни к чему. Поэтому даже в общественных туалетах времен Цинь Ши Хуан-ди (I тысячелетие до нашей эры) существовали перегородки, разделяющие "место задумчивости" на отдельные кабинки. А туалеты в императорском дворце и домах знати были оснащены унитазами из фарфора, в которых,судя по всему, уже были примитивные сливные бачки (один из таких унитазов был обнаружен при раскопках дворца императора Вэнь-ди из династии Хань в окрестностях города Лоян, его изготовили во II веке до нашей эры).
А вот в Древней Японии канализация была открытого типа. Она представляла собой систему наземных каналов, выносящих "вторичный продукт" человечества прямо на рисовые поля. Хотя оригинальнее всего устраивали сток отходов жители острова Окинава — отстойниками их канализаций служили… свинарники, все сточные каналы выводились именно туда.
Интересно, что Япония была, пожалуй, самым первым государством, где отходы из канализации нельзя было изымать просто так. За то, чтобы они поступали на поля, владельцу туалета нужно было заплатить. Между прочим, отходы богатых людей продавались по большой цене, так как их пищевой рацион был насыщеннее. За тем, чтобы никто не воровал "вторичный продукт" следили специальные чиновники, в их обязанности входило уничтожение несанкционированных (прорытых незаконно, без согласования с городскими властями) каналов любителей разжиться на дармовщинку ценными удобрениями (кстати, известный поэт Мацуо Басе служил именно на такой должности).
Впрочем иногда и никаких каналов не требовалось копать — часто туалеты строили прямо над ручьем (так чаще всего поступали жители горных районов Японии). Вдоль подобного естественного стока всегда развешивали таблички с предупреждениями о качестве воды данного источника. Иногда тексты данных предупреждений были изложены в стихотворной форме.
С XVI века во многих районах Японии начали копать искусственные отстойники, однако вовсе не из соображений охраны окружающей среды. Дело в том, что именно в это время воины Страны Восходящего Солнца познакомились с огнестрельным оружием, для нормального функционирования которого, как мы помним, был необходим порох. А из чего его изготавливали в Японии? Правильно, из тех самых отходов, которые собираются в канализации.
Именно для этого и потребовались искусственные резервуары "вторичного продукта", которые, кстати, были объявлены "объектами стратегической важности" и охранялись настолько хорошо, что легче было украсть драгоценности из императорского дворца, чем содержимое подобного отстойника. Эта традиция использования резервуаров канализации для нужд военной промышленности просуществовала в Японии до середины XIX века, когда в городах и деревнях этой страны была введена в эксплуатацию подземная сеть каналов и коллекторов.
Собственно говоря, эта была та самая подземная канализация из Европы, которая вовсю использовалась в античные времена. Она была напрочь забыта во времена Средневековья и вновь возродилась в конце XVIII века. Кстати, эту систему в свое время заимствовали не только жители стран Дальнего Востока, но и Российской империи. В столице нашей Родины она была введена в эксплуатацию в 1898 году, когда главная насосная станция начала перекачку сточных вод на Люблинские поля орошения.
Получается, что сегодня исполняется 112 лет с того момента, как в Москве заработала централизованная система городской канализации. То есть уже более века москвичам не нужно бояться эпидемий, зловония и прочих "прелестей", которые возникают при ее отсутствии, то есть жить по-человечески. Однако почему-то мы не всегда помним об этом и смотрим на работников, обслуживающих эту систему, свысока, как на представителей весьма непрестижной профессии. А зря! Ведь если подумать, важнее их в городе людей нет…
Антон Евсеев Источник: pravda.ru.
Рейтинг публикации:
|