» » » «Хокинг смотрел на Бога как Эйнштейн»

«Хокинг смотрел на Бога как Эйнштейн»

8-09-2010, 09:17 | Наука и техника / Размышления о науке | разместил: VP | комментариев: (4) | просмотров: (1 998)

Сообщение, что известный физик Стивен Хокинг в своей новой книге утверждает, что Бог не создавал Вселенную, вовсе не является сенсацией, как это преподнесли СМИ, заявил главный редактор научно-популярного журнала New Scientist Роджер Хайфилд. Российские ученые в интервью  «Газете.Ru» рассказали о Стивене Хокинге и объяснили позицию научного сообщества по вопросу существования Бога.

Накануне огромное количество британских газет и электронных СМИ бурно сообщали о том, что Бога не существует. Это утверждение, как гласили соответствующие новости, содержится в новой книге известного британского физика Стивена Хокинга «Великий замысел», написанной в соавторстве с американским ученым Леонардом Млодиновым. В книге, которая выходит в свет только 9 сентября, Хокинг опровергает утверждение Исаака Ньютона о том, что Вселенная не могла возникнуть из хаоса. По его словам, Большой взрыв, повлекший за собой возникновение Вселенной, является следствием работы физических законов, а вовсе не уникальным совпадением, произошедшим благодаря стечению фантастических обстоятельств.

«Частица бога» приближается
Ученый мир обсуждает сообщение о том, бозон Хиггса открыт с вероятностью 99,7%. Даже если эта информация не получит подтверждения, она лишний раз показывает необходимость рассказывать широкой общественности...

Практически все сообщения содержали в себе утверждение, что Хокинг изменил свою точку зрения, так как в книге «Краткая история времени» он допускал место Бога в создании всего сущего.

«Если мы откроем универсальную теорию, это станет абсолютным триумфом человеческой мысли, потому что в этом случае мы узнаем, что такое разум Бога», – писал тогда ученый.

Но на самом деле позиция Хокинга по вопросу существования Бога осталась неизменной, утверждает главный редактор научно-популярного британского журнала New Scientist Роджер Хайфилд. «Хокинг всегда смотрел на Бога в переносном смысле, во многом так же, как и Альберт Эйнштейн, – говорит Хайфилд. – «Бог не играет в кости со Вселенной», – остроумно заявлял Эйнштейн, который также говорил: «Я хочу знать, как Бог создал мир». Но эти слова не означают, что Эйнштейн был религиозен. Он отмечал, что «идея личного Бога – это антропологическая концепция, которую я не могу принимать всерьез». И когда его спросили, верит ли он в Бога, Эйнштейн ответил: «Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в упорядоченной гармонии того, что существует, а не в Бога, который заботится о судьбе и деятельности человека»».

Коллайдер миру не убийца
Приведёт ли запуск Большого адронного коллайдера, подготовка к которому заканчивается в ЦЕРНе, к появлению чёрных дыр и коварных «страпелек», готовых обратить всё сущее в неведомую нам форму? Учёные, опубликовавшие...

«В 2001 году, когда я брал интервью у Хокинга, он сделал дополнительное замечание, подчеркивая, что не религиозен, – продолжает Хайфилд. – Если вы верите в науку, как я, то вы верите, что есть определенные законы, которые всегда выполнялись. Если вам хочется, вы можете сказать, что эти законы являются работой Бога, но это будет скорее определением того, что есть Бог, чем доказательством его существования».

Хайфилд сообщает, что в новой книге Хокинг описывает M-теорию, которая, вероятно, может ответить на вопросы создания Вселенной.

«В соответствии с M-теорией, наша Вселенная не единственная. M-теория предсказывает, что очень многие миры были созданы из ничего. Их создание не требует вмешательства сверхъестественного существа или Бога», – цитирует Хайфилд новую книгу Хокинга.

На просьбу корреспондента «Газеты.Ru» прокомментировать новость под названием «Хокинг: Бог не создавал Вселенную» старший научный сотрудник ГАИШ МГУ, член редколлегии газеты «Троицкий вариант» Сергей Попов ответил: «Я бы сказал, что наука исходит из рабочей гипотезы, что Вселенная с некоторого достаточно раннего момента развивается по объективным законам, и эта гипотеза не встречает непреодолимых препятствий. Не читая книгу, трудно ее комментировать, но, судя по новостям, позиция Хокинга не сильно отличается от лапласовского высказывания: «Я в этой гипотезе не нуждаюсь».

Агония чёрной дыры
Земные радиотелескопы зарегистрировали сверхмощный импульс радиоволн из глубины Вселенной. По мнению астрономов, они могли стать свидетелями гибели чёрной дыры. Но не исключено, что они пронаблюдали...

Однако переход от «в этой гипотезе не нуждаюсь» к «эта гипотеза неверна» требует серьезной аргументации или веры. Сейчас, без прочтения книги, мне трудно говорить о том, действительно ли Хокинг делает такой переход и если делает, то чем его аргументирует».

«Есть научное сообщество. Это люди, и у каждого может быть свое мнение, – считает научный сотрудник ГАИШ МГУ Вячеслав Журавлев. – Если стараться говорить аккуратно, то я лично считаю, что на вопрос, есть Бог или нет, наука, по крайней мере сейчас (и надеюсь, что никогда потом), не может дать объективного ответа, который бы следовал из (пускай) самой фундаментальной физической теории, являющейся единым описанием (пускай) огромнейшего числа повторяющихся и твердо установленных физических явлений. Это такой вопрос, при точном ответе на который хоть положительно (да, Бог есть), хоть отрицательно (нет, Бога нет) вы, как это сильно ни прозвучит, сами становитесь Богом. Определив, что он, допустим, есть, вы уже будете, скорее всего, знать, где он есть, в какой форме он есть, будете знать, какие у него цели, чем Бог отличается от материи, что волен делать и т. п.

Точно же определив, что его нет, вы вынесете вердикт, что знаете абсолютно все об окружающем мире. Потому что не будет больше необъяснимых сущностей, за которыми может скрываться Бог.

Не будет больше метафизики, одним словом, – и наука станет мертва в то же мгновение. Не нужно будет больше писать научных статей, не говоря уже обо всем остальном».

Микеланджело добавил Богу мозгов в шею
Гений эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти зашифровал в одной из фресок «Сикстинской капеллы» изображение анатомического строения головного мозга, считают американские нейробиологи. Однако...

Говоря о Стивене Хокинге, нельзя не напомнить, что в молодом возрасте у него стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза, которые в итоге привели к параличу. Вот уже несколько десятилетий Хокинг прикован к инвалидному креслу, у него двигается только указательный палец правой руки, которым он управляет своим креслом и специальным компьютером, который за него говорит.

«Хокинг безусловно является уважаемым и авторитетным ученым, – говорит Сергей Попов. – Также безусловно, что в восприятии личности Хокинга большую роль играют обстоятельства его жизни.

Не восхищаться им невозможно, даже если человек не разделяет какие-то его взгляды (научные или философские).

Популярность имеет положительные и отрицательные стороны. Но, оставляя даже в стороне тот, вообще говоря, не могущий не радовать факт, что благодаря популярности жизнь Хокинга, надеюсь, становилась и становится менее тяжелой (как просто из-за того, что гонорары позволяют обеспечивать более качественное медицинское обслуживание, так и из-за того, что, напомню, первые дорогие приборы, помогающие Хокингу, были ему подарены разработчиками, благодаря его научным и популяризаторским успехам), я бы сказал, что науке повезло с таким символом, и мы должны быть признательны Хокингу за его работу и жизнь».

Источник: gazeta.ru.

1. » #4 написал: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ (9 сентября 2010 10:27)

Ну кончайте флудить. Надо немного сначала разобраться в теме. По сути он говорит верно. Антропологическому-религиозному богу места нет. Однако он не утверждает что нет Бога вообще, потому что есть источник законов природы и этот источник нами не познаваем в принципе в отличии от самих законов. Так что не все так просто)

2. » #3 написал: VP (9 сентября 2010 10:12)

Цитата: Landgraf
    В этом случае Стивену Хокингу тоже наука поможет ?

ага. философская:

Эвтаназия // Философские науки. № 6, 1990, с. 63-80. Терри Пратчетт. Открытое письмо об эвтаназии. ru.wikipedia.orgЭвтаназия

3. » #2 написал: Landgraf (9 сентября 2010 10:00)

По мнению Хокинга, современная наука и, в частности, физика находятся на таком уровне, что места для Создателя просто не осталось - ученые теперь могут точно объяснить происхождение всего сущего.
    В этом случае Стивену Хокингу тоже наука поможет ?

4. » #1 написал: VP (9 сентября 2010 09:09)

Стивен Хокинг:«Бог не создавал Вселенную»

Книги Хокинга расходятся миллионными тиражами. К его мнению прислушиваются.

Знаменитый английский астрофизик профессор Кембриджского университета после 22 лет раздумий решил отказать Творцу в Акте Творения. Мол, он тут вообще ни при чем

Татьяна БЕЗРУКОВА
     — 09.09.2010

Исаак, ты не прав

9 сентября в свет выходит новая книга Стивена Хокинга «Великий замысел» (The Grand Design), написанная им в соавторстве с американским физиком Леонардом Млодиновым. Скорее всего, она станет бестселлером, как и предыдущий труд - «Краткая история времени», - опубликованный в 1988 году. Хокинг снова рассказывает о тайнах мироздания. Но смотрит на него уже с иных позиций. А именно исключает Всевышнего из процесса создания Вселенной.

22 года назад профессор писал: «Если мы откроем универсальную теорию, это станет абсолютным триумфом человеческой мысли, потому что в этом случае мы узнаем, что думал Бог».

Ныне же он пишет следующее: «Вовсе не обязательно взывать к Богу, чтобы запустить Вселенную».

В книге «Великий замысел» профессор спорит с самим Исааком Ньютоном. Тот как раз таки верил в божественное участие в создании Вселенной, считая, что из хаоса она сама по себе возникнуть не могла.

«Так как есть закон, такой, как гравитация, Вселенная может и будет создавать себя из ничего, - парирует Хокинг. - Самопроизвольное возникновение - вот причина, почему существует нечто, а не ничто, почему существует Вселенная, почему существуем мы».

Профессор поминает открытие 1992 года - тогда впервые была обнаружена планета у другой звезды: «Это делает наш мир - одно-единственное Солнце, удачное сочетание расстояния от него до Земли, солнечная масса - гораздо менее удивительным, чем доводы о том, что Земля была аккуратненько спроектирована на радость людям».

Вместо чудес Теория Всего

Стивен Хокинг делает ставку на Теорию Всего, или М-теорию, которая должна объединить ныне существующие воззрения на мироздание из числа тех, которые считаются правдоподобными. И объяснить наконец-то и как устроен окружающий мир, и откуда он взялся.

Профессор пишет: «М-теория как раз и есть та единая теория, которую надеялся открыть Эйнштейн. Тот факт, что люди - которые по большому счету являются лишь набором элементарных природных частиц - смогли подойти так близко к пониманию законов, управляющих нами и Вселенной, - это настоящая победа... Согласно М-теории, наша Вселенная не единственная. Наоборот, множество вселенных произошли из ничего. И их создание не требует вмешательства какого-то сверхсущества или Бога».

Хокингу часто поминают слова самого Эйнштейна: «Я хочу знать, как Бог создал мир». Но он в ответ приводит другое высказывание создателя теории относительности: «Идея личного Бога - это антропологическая концепция, которую я не могу принимать всерьез».

А журналу профессор заявил следующее: «Если ты веришь в науку, как это делаю я, ты знаешь, что есть определенные законы, которым все подчиняется. Можно, конечно, сказать, что законы - творение Господа, но это будет скорее определением Бога, а не доказательством его существования».

И о зеленых человечках

Все болезни и несчастья Хокинга - он долгие годы прикован к инвалидной коляске и говорит лишь с помощью специального устройства - никак не отразились на его чувстве юмора. Недавно профессор описал, как принимал участие в конференции по космологии, проходившей в Ватикане. Тогда Папа Римский заверил делегатов, что им не стоит пытаться познать само начало Вселенной, поскольку это была работа Господа и его творение.

- А я как раз на той конференции представил свое подробное исследование именно того вопроса, - вспоминал Хокинг. - Я был безмерно рад, что он (Папа. - Прим. ред.) не знал об этом. Уж очень не хочется быть переданным инквизиции, как Галилео.

Кстати, не так давно Ватикан признал, что жизнь может существовать и на других планетах. Не исключил и наличие внеземного разума - то есть пришельцев из космоса. Более того, не увидел ничего зазорного в том, что некоторые люди совмещают веру в инопланетян и НЛО с верой в Бога.

Мнение генетика ближе тем, кто считает себя венцом творения.

Мнения насчет Бога Хокинг не разделяет. Но в инопланетян тоже верит. К примеру, он назвал «абсолютно резонным» предположение о существовании разумной жизни где-то еще во Вселенной. А также добавил, что Земля может быть под угрозой колонизации.

- Нам достаточно посмотреть на самих себя, чтобы увидеть, как нечто разумное может превратиться в то, с чем мы бы не хотели столкнуться, - объясняет Стивен. - Мне кажется, они могут жить в огромных кораблях, поскольку исчерпали все природные ресурсы своей планеты. Такие инопланетяне находятся на очень высоком уровне развития и начинают кочевать с целью захвата любой подходящей планеты.

Желание ограбить нас - это одна из причин, по которой не стоит выходить на контакт с инопланетными расами: «Если инопланетяне когда-нибудь появятся здесь, это можно будет сравнить с прибытием Христофора Колумба в Америку. А тогда для индейцев все как-то не очень удачно сложилось».

В то же время будущее человечества Хокинг связывает именно с космосом. Считает, что мы просто обязаны осваивать и заселять другие планеты. Иначе, по его мнению, исчезнем навсегда.

- У человечества нет будущего, если оно не использует космос, - часто повторяет Хокинг. - Спасение только в нем. Людям, если они не уничтожат друг друга в ближайшие сто лет, лучше всего покинуть Землю. Вначале они, вероятно, отправятся на одну из планет Солнечной системы. А потом - к ближайшим звездам.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Имеет смысл молиться и просить о помощи

- Господь не только существует, но и вмешивается в нашу жизнь, - доказывает в своем бестселлере «Язык Бога» известный генетик и бывший руководитель проекта «Геном человека» Френсис Коллинз, которого его же собственные исследования сделали глубоко религиозным человеком и автором нашумевшего изречения «Между верой в Бога и наукой противоречий нет». Ученый ссылается на квантовый механизм неопределенности, который делает окружающий мир вольным, непредсказуемым в своем развитии и до конца необъяснимым.

- Бог определенно управляет процессами мироздания, - пишет Коллинз, - но способами столь тонкими, что они неуловимы для современных ученых. В этом смысле наука открывает дверь к осознанию божественного влияния без покушений на имеющиеся законы природы.

По Коллинзу выходит: раз Бог возится с нами на квантовом уровне, то имеет смысл ему молиться. И просить о помощи.

Владимир ЛАГОВСКИЙ.