Президент Дмитрий Медведев, выступая в Кремле 29 июля, раскритиковал работу Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН) и поручил первому вице-премьеру Виктору Зубкову и главе Минсельхоза Елене Скрынник «дать предложения о дальнейшей работе академии сельскохозяйственных наук». При этом он не исключил, что, «может быть, ее надо реформировать».
Беседа
На такие эмоциональные заявления Медведева натолкнули слова Елены Скрынник о том, что сельхозакадемия занимается не прикладными, а только фундаментальными исследованиями.
«Для меня удивительно это слышать. Чем же она занимается? Вопросами жизни во Вселенной?»— поинтересовался глава государства.
Дмитрий Медведев задался вопросом: «А нужна ли такая академия?» «Если она нужна, то в ваших руках, чтобы она занималась важными для государства задачами»,— обратился Медведев к министру сельского хозяйства.
Он предложил: «Если необходимо, давайте поменяем правила, полномочия этой академии».
- Бесполезная и дорогая «фундаменталка»
-
Первые лица государства в последнее время вообще довольно нервно реагируют на «фундаменталку»: сам Медведев предпочитает уже готовые научные разработки, в идеале— уже готовые к продаже. Например— в центре «Сколково». А премьер-министр Владимир Путин в ответ на просьбы ученых об увеличении финансирования «большой» академии (РАН), ставит им в пример « Гришу Перельмана, бессребреника», который «теорему доказал, а от миллиона отказался».
«Минсельхозу выгодно вешать на нас неудачи отрасли»
В академии были «неприятно удивлены» реакцией президента и теперь даже опасаются закрытия учреждения. Так, заместитель президента РАСХН Анатолий Шпилько, отвечающий за правовые вопросы, заявил GZT.RU, что Академия действительно создана для фундаментальных исследований, а все прикладная наука сосредоточена в Минсельхозе.
«У министерства есть многочисленные территориальные и региональные НИИ, которые и занимаются прикладными разработками- их заказывают и финансируют субъекты федерации. Если мы вместо генетики, селекции, цитологии, почвоведения займемся чем-то иным, то, я полагаю, Счетной палате это не понравится. Тем более что не так давно Минсельхоз утвердил нашу десятилетнюю программу по фундаментальным исследованиям»,— объясняет Шпилько.
Руководитель селекционного центра, академик РАСХН Анатолий Гончаренко (слева)
и президент Союза селекционеров России, академик РАСХН Баграт Сандухадзе
пытаются достучаться до президента всеми возможными способами
Источник: GZT.RU
Один из академиков на условиях анонимности заявил GZT.RU, что над РАСХН «давно сгущаются тучи», а Минсельхозу «выгодно вешать на нас все неудачи отрасли».
- «Это не работа»
-
Сам Медведев отрицательно оценил итоги встречи с министрами. «Очень много слов было сказано. Практических действий и предложений по решению проблем не услышал. Очень жаль. Это не работа», такая запись появилась в Twitter президента по итогам встречи.
«Академия и правда работает в советском стиле»
Некоторые члены РАСХН согласны с президентом, что в академии «нужно что-то менять».
«В некоторых вопросах академия и правда работает в советском стиле: все только и делают, что пишут бесконечные отчеты. Нет самостоятельности. Академия как пристегнутая лошадь по отношению к Минсельхозу, который требует от нее выполнять роль научного аппарата. В итоге страдают актуальные исследования»,— заявил GZT.RU академик РАСХН Анатолий Гончаренко.
Директор НИИ сельского хозяйства «Немчиновка» Виктор Кутровский утверждает, что академия и так трансформируется. «То, что в ее системе не все идеально, и так все знают. Академия сейчас пересматривает список НИИ, отказывается от балласта»,— заявил GZT.RU Кутровский.
«Нельзя реформировать академию в сторону закрытия. А в сторону улучшения— следует. Мы себя в грудь не бьем, но страну худо-бедно кормим»,— добавил Гончаренко.
Обращение к президенту Баграта Сандухадзе, президента Союза селекционеров России, академика РАСХН
http://www.gzt.ru/topnews/science/video/-obraschenie-k-prezidentu-bagrata-sanduhadze-/6485/
Источник: GZT.RU
«Если президенту не хватает более приближенных к жизни, прикладных исследований, то на эти цели также необходимо выделять деньги. Разве мы против заниматься наукой, разве мы против работать в поле? Однако все ровно наоборот: у академии изымают земли в огромном размере, финансирование снижается»,— недоумевает Анатолий Шпилько.
«Поддержка сельхозакадемии смехотворна. Младший научный сотрудник получает 5–6 тыс. рублей, член-корреспондент— 20 тыс., академики— 30 тыс.»,— объясняет Анатолий Гончаренко.
«А кто-то еще говорит о продовольственной безопасности России. И в то же время закрывает ведущий, уникальный в своем роде НИИСХ „Немчиновка“, который обеспечивает 20% семян зерновых культур в стране, а пахотные поля передают в проект „Сколково“. Что будет с институтом, неясно»,— рассказывает Баграт Сандухадзе, один из инициаторов открытого письма президенту Медведеву в поддержу «Немчиновки».