» » » Ученые объявили гены долголетия сомнительным открытием

Ученые объявили гены долголетия сомнительным открытием

6-07-2010, 09:33 | Наука и техника / Размышления о науке | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 380)

Сообщение об обнаружении 150 генетических причин долголетия встретило у ученых далеко не однозначную реакцию. Некоторые исследователи отнеслись к новости скептически.

Опубликованная 1 июля в журнале Science статья американских исследователей, обнаруживших ряд признаков долголетия в генах, вызвала серьезные споры. Скептицизм некоторых ученых, среди которых Джеффри Баррет, представитель Сангеровского института в Кембридже, породил набор деталей — включая, как ни странно, слишком высокую точность результатов.

В интервью изданию Guardian Баррет отметил, что некоторые из найденных американским коллективом отличий означали повышение вероятности дожить до ста лет в десять раз. По мнению исследователя, который сам занимается статистическим анализом и генетической предрасположенностью к болезням, это слишком много. Генетические отличия, которые меняют риск чего-либо в полтора раза, встречаются повсеместно, но чтобы в десять раз – маловероятно.

Замена в одной букве

Что именно искали ученые из США, которые заявили об обнаружении генетических маркеров долголетия? Они анализировали ДНК большого количества людей, среди которых было 1055 преодолевших столетний рубеж долгожителей. Анализ выявлял так называемые однонуклеотидные полиморфизмы, места, где в ДНК один нуклеотид заменен на другой.

Что такое однонуклеотидный полиморфизм? Разница в одной нуклеотидной паре (нуклеотиды - строительные блоки ДНК).
Источник: David Hall

Однонуклеотидные полиморфизмы (которые для краткости мы обозначим английским термином SNP) аналогичны замене одной буквы в слове, и их используют для выяснения того, какой же вариант гена достался человеку или иному исследуемому организму.

Пример

Показать полезность SNP можно на таком примере— криминалисты расследуют кражу частной библиотеки и у подозреваемого при обыске находят вырванную из «Войны и мира» страницу (аналогия: фрагмент ДНК). Она похожа на фрагмент украденной книги, но ведь «Война и мир» издавалась многократно и огромными тиражами, как доказать что это именно украденный экземпляр (т.е. речь идет не просто о человеческом гене, а о его конкретном варианте)?

Если не прибегать к анализу бумаги, то помочь может дополнительная информация о том, что украденное издание либо имело на этой странице опечатку, либо на ней же стояла редакторская сноска. Один лишний или пропущенный символ таким образом позволит не просто идентифицировать произведение (понять, что ДНК принадлежит человеку), но и указать на конкретный выпуск книги (вариант гена).

Исследователи смогли найти 150 SNP, указывающих на отличия долгожителей от всего остального населения. Дальнейший компьютерный анализ, в свою очередь, выявил 19 комбинаций из этих маркеров, каждая из которых существенно повышала вероятность дожить до столетнего юбилея. Хотя генетикам в целом известны и примеры того, как одна-единственная ошибка в ДНК вызывает либо рак яичника, либо преждевременное старение организма.

Полемика вокруг рисков

Возражение Баррета уже встретило ответный комментарий Паолы Себастьяни, одного из авторов оригинальной статьи и специалиста по биологической статистике в Бостонском университете. Себастьяни отметила, что изучавшийся ими феномен долголетия сравнительно редок, в США, где проводилось исследование, на 6 тыс. человек приходится всего один подобный случай— а вот диабет, изучаемый Барретом, распространен значительно шире.

Чем примечателен этот снимок? Кальман Жанне на нем 22 года, фото сделано в 1897 году... и после этого девушка проживет еще сто лет, став старейшим жителем Земли в истории.
Источник: Gerontology Research Group

На развитие распространенных болезней может влиять еще большее число генетических факторов, чем на способность преодолеть столетний рубеж. А раз так, то и удельный вес каждого «гена диабета» будет ниже, чем вклад «гена долголетия» в общий итог.

Методы

Впрочем, на одном только необычно большом вкладе генов в долголетие все скептические замечания по поводу работы Себастьяни и соавторов не исчерпываются. В интервью Newsweek два крупных специалиста по генетике, Дэвид Альтшуйер (Broad Institute, совместный центр MIT и Гарварда) и Дэвид Гольдстейн (университет Дьюка) отметили то, что применявшийся исследователями метод поиска SNP отличается далеко не абсолютной надежностью, поэтому различия в ДНК долгожителей и обычных людей могут быть обусловлены вариациями экспериментального протокола.

Биочип - стеклянная пластинка со множеством микролунок, в каждой из которых анализируемое вещество взаимодействует с тем или иным реактивом.
Источник: Paphrag

На это возражение тоже поступил ответ, заключающийся в том, что для анализа генетического материала обоих групп использовались биочипы одного и того же производителя. Гольдстейна, чьи слова приводит блог The Great Beyond (официальный блог при журнале Nature), это, впрочем, не убедило— ученый указывает на то, что в описании экспериментов указаны чипы одной фирмы, но несколько разных версий.

Кто в итоге окажется прав и насколько результаты группы Себастьяни соответствуют действительности, смогут показать лишь несколько дальнейших исследований. В частности, медики возлагают надежды на GEHA— европейскую программу изучения генома 2,5 тыс. пар близнецов, чья степень старения была оценена врачами как меньшая средней по населению.

Источник: gzt.ru.