» » » Странности познания...

Странности познания...

14-05-2010, 13:05 | Наука и техника / Размышления о науке | разместил: VP | комментариев: (3) | просмотров: (1 898)
В коллайдере поймали новую частицу, а на Арарате - "утку" про Ноев ковчег

Пётр ОБРАЗЦОВ

Большой адронный коллайдер (БАК) не выполнил пока своего главного предназначения - найти "частицу Бога". Этот так называемый бозон Хиггса был давно теоретически предсказан, но экспериментально еще не обнаружен. Зато физики уже нашли частицу, состоящую из "прелестного" кварка и "странного" антикварка.

Скажем сразу: после обнаружения бозона Хиггса счета за свет и газ не уменьшатся, а трещины на наших дорогах не затянутся. Но зато физики узнают, почему мы весим столько-то кило, т.е. откуда у физических тел масса. А это необходимо знать, чтобы разобраться в устройстве Вселенной. Кое-какую свежую информацию предоставит и новая частица - впрочем, она не совсем новая, ее уже наблюдали пару лет назад в Лаборатории им. Ферми под Чикаго. Практическое применение теорий строения Вселенной наступит позже, но приведет, наверное, к революционным изменениям в жизни людей. Страшно подумать, но могут не потребоваться даже услуги ЖКХ!

"Прелестный" кварк и "странный" антикварк

Вернемся к прелестной и странной частице. Когда-то небезызвестный публицист Владимир Ульянов написал знаменитое "электрон так же неисчерпаем, как и атом", а студенты химфаков и физфаков должны были осмыслять эту фразу на занятиях по марксистской философии. И только ехидный Саша Клибанов из нашей группы высказал мысль, что ленинский афоризм означает всего лишь одинаковую степень исчерпаемости атома и электрона. Его чуть не выгнали из МГУ. Но правы оба. Если до 60-х годов прошлого века электрон и другие элементарные частицы еще считались именно что элементарными, т.е. мельчайшими кирпичиками мироздания, то уже в 1964 году Мюррей Гелл-Манн предположил, что все они состоят из еще более элементарных частичек, которые он назвал кварками (использовав бессмысленное восклицание в заковыристых джойсовских "Поминках по Финнегану"). Эти частички сами по себе не существуют, а только собравшись вместе, образуют традиционную элементарную частицу.

БАК. В этом физическом приборе можно было бы устроить метро

Кварки - очень странные частицы. Во-первых, их заряд дробный. Например, +2/3. Или -1/3. Во-вторых, у них помимо "нормальных" свойств, например той же массы, имеются и такие физические свойства, которые невозможно описать привычными нам терминами. Пришлось придумывать, и придумали довольно забавно. У кварков есть свойство "странность" - s (ну это-то уж точно!), а также "очарование", "шарм", "прелесть" - b (beauty), "истинность" и даже "цвет". Этих "цветов" три, но они не имеют никакого отношения к голубому небу, зеленой траве и красному знамени. Каждому кварку соответствует свой антикварк, т.е. частица с некоторыми противоположными свойствами.

И вот совсем недавно на Большом адронном коллайдере обнаружили частицу "странный В-мезон", состоящую из "прелестного" кварка b и "странного" антикварка s. Это открытие состоялось при столкновении пучков протонов с дьявольской энергией 3,5 триллиона электронвольт, и теперь физики могут тщательно изучать В-мезоны. А это очень интересно. Если каждому кварку соответствует антикварк, то почему Вселенная состоит исключительно из материи, а не из материи и антиматерии поровну? Одна из возможных причин - существование вот этих самых странных В-мезонов, которые, оказывается, могут быть и частицами, и античастицами сами по отношению к себе. И превращаются туда-сюда триллионы раз в секунду. Как говорилось в старом грузинском анекдоте про то, что булька-вилька-тарелька пишется бэз мягкого знака, а сол-фасол-антресол - с мягким знаком, понять это нэвозможно - только запомныт. Но это нам, а физики наверняка разберутся и еще пощупают "три кварка для мюстера Марка!" (Джеймс Джойс).

Сказки Ноева ковчега

Пока физики рассматривали обнаруженный В-мезон, китайско-турецкие археологи заявили, что наконец-то нашли самое древнее сооружение человека - Ноев ковчег. Об этом на голубом глазу сообщили большинство информационных агентств, а потом и многие другие средства массовой информации. Впрочем, не все в эти сказки поверили.

Ноев ковчег на вершине Арарата. Фантазия XVII вНоев ковчег ищут уже сотни лет. И кое-что нашли. Если вполне подтверждается сентенция, что "на горе Арарат растет сладкий виноград", то почему бы не могла оказаться правдой ближневосточная легенда о постройке огромного корабля, напоминающего современный авианосец, о заполнении его доверху всякоей тварью по паре и о путешествии в сторону Арарата? Поэтому на Арарат лазили альпинисты, гору облетали и осматривали летчики с самолетов, а в последнее время к проблеме поиска папаши Ноя подключили спутники. И не без успеха.

На горе Арарат уже давным-давно обнаружилась некая аномалия, представляющая собой темный остроугольный овал на фоне белого снега. Любому геологу ясно, что это обычный выход породы, по каким-то причинам не покрытой льдом и снегом. Либо под овалом теплее, чем вокруг, либо там такой специфический ветровой режим.

Но наглые лгуны из какой-то неведомой турецко-китайской экспедиции уверяют нас, что в этой аномалии они нащупали остатки ковчега и даже сделали радиоуглеродный анализ, показавший требуемые результаты. А именно: доскам 5 тысяч лет, и контуры аномалии отлично совпадают с библейским описанием.

Я бы сказал, что контуры аномалии неплохо совпадают и с фотографиями из "Атласа анатомии человека" на странице 79 "Репродуктивные органы". И вообще, приведенные на некоторых сайтах экспедиционные фотографии оказались подделкой. Обычная история.

Аномалия на вершине Арарата. Снимок со спутника XXI векаСтранно другое. Как можно обсуждать и всерьез искать то, чего заведомо никогда не существовало? Как мог Ной спасти от потопа кенгуру и утконоса, а также ламу и гризли, проживавших 5 тысяч лет назад в недоступных для Ноя Австралии и Америке? А впрочем, Индиана Джонс вполне мог бы кроме Чаши Грааля отыскать и ковчег. Нашли же мощи Николая-угодника - высохшие левые руки, причем целых три

НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Природа терпит пустоту

Петр Образцов

Надо же было так случиться, что одновременно были сделаны открытия, касающиеся самой большой планеты в Солнечной системе - Юпитера, самых маленьких космических частиц и даже космической области не просто с небольшим, а с нулевым содержанием материи.

Юпитер - это гигантская планета, состоящая из водорода и гелия, на внешней поверхности в виде газов, а ниже в виде жидкостей. Возможно, в центре планеты находится твердое ядро. Вся внешняя поверхность гелиево-водородной атмосферы поделена на параллельные экватору полосы, окрашенные в красные и коричневые цвета различных оттенков. Происхождение этих полос до последнего времени оставалось загадкой, но недавно исследователи из Гёттингенского университета предложили теорию, хорошо объясняющую происхождение полос. Причем теорию подтвердили экспериментально, соорудив в лаборатории модель планеты с ее спутниками - а у Юпитера их аж 63 штуки, причем на одном из них, Европе, могут существовать живые существа на основе углерода. Вряд ли "европейцы" похожи на нас или на зеленых человечков, но этакие рыбки и змейки жить там могут. А полосы на планете - это как раз приливные волны, вызываемые спутниками, т.е. аналогичные приливам и отливам на Земле под влиянием Луны.

Один из кардинальных вопросов космологии - это именно существование жизни на других мирах, в том числе на Земле. На нашей планете, как большинству европейцев хорошо известно, органическая жизнь существует, но откуда она взялась? Одна из гипотез - занесена с других космических тел. Не так давно с помощью спектрометров были обнаружены органические молекулы на одном из астероидов, но еще более близкие к нам признаки жизни в космосе нашлись в Антарктиде. Французско-итальянская экспедиция изучала пылинки в толще антарктического снега и выяснила, что они покрыты углеводородами, что у них чисто космическое соотношение изотопов водорода. Это означает, во-первых, что пылинки - микрометеориты и, во-вторых, что они несут на себе органику. Появилось еще одно косвенное подтверждение теории о внеземном происхождении жизни, но вот вопрос - а там она откуда взялась?

До ответа на этот вопрос еще очень далеко, зато теперь точно можно сказать, где жизни ни в коем случае быть не может. Это область туманности NGC 1999 в созвездии Ориона, которую изучал космический аппарат "Гершель" и фотографировал знаменитый космический телескоп "Хаббл". Оказалось, что исследованный участок пуст, просто совершенно пуст. Когда астрономы говорят о космическом вакууме, они подразумевают, что кое-что там все-таки есть - электромагнитное излучение, загадочные темная материя и темная энергия, а то и немного пыли. Но в данном случае нет ничего, это практически пустая "дыра" в космосе. Проделать такую дыру могли молодые звезды, выжигая, как огнеметом, потоками раскаленного газа все окружающее их пространство. Понятно, что жить там не согласятся ни рыбки с Европы, ни зеленые человечки с Марса.
<!-- End of GoodAdvert --><!-- End of GoodAdvert -->

Путешествия на любой вкус
Рамблер-Путешествия - Ваш гид в мире туризма. Подробнее...
«Королёвские сосны»
Квартиры, таунхаусы в 11 км от МКАД. Всего от 78 тыс. руб. за кв. м!
Курсы по недвижимости
Все виды недвижимости. Земля 1-2 мес. Диплом, трудоустройство.
<!-- rating_form.html #T#( -->

1. » #3 написал: gopman (14 мая 2010 23:14)

Поразительно, но этот ляп с электроном с упорством, достойным лучшего применения, кочует из одной новости в другую. В очередной раз повторяю, что электрон является лептоном и не имеет внутренней структуры! Ну низзя из кварков его построить!!! Он является таким же "кирпичиком" мироздания, как и кварк.  Единственное, что объединяет электрон с кварками это кварк-лептонная симметрия, одним из элементов которой является ОДИНАКОВОЕ количество кварков и лептонов. И тех и других 6 штук! И не мог Гелл-Манн делать столь глупых предположений по поводу внутреннего строения электрона, коего просто нет! Так что, уважаемый Damkin! Сей суперэрудированный журналист "лоханулся" и в этой части своего опуса! Вот уж воистину, странности познания..

2. » #2 написал: VP (14 мая 2010 14:08)

Не понимаю таких журналистов.

АнтиМулдашев

Образцов Петр

Образцов Петр Алексеевич - родился 10.08.1950 в Москве. В 1967 г. после окончания средней школы поступил и в 1972 г. окончил химический факультет МГУ. С 1972 по 1992 г. работал научным сотрудником в Институте химической физики РАН. Кандидат химических наук.

Работал заместителем директора Института биомедицинской химии РАМН, внештатным переводчиком во Всесоюзном центре переводов (с японского языка) и референтом в ВИНИТИ (с разных языков). Был директором  литературного агентства «Патриаршие пруды», обозревателем отдела «Клуб потребителей» газеты «Комсомольская правда».

В 1999 г. работал научным обозревателем газеты «Неделя», затем экспертом-обозревателем отдела «Экспертиза» газеты «Известия». С 2001 г. работает шеф-редактором вкладки «Наука» этой же газеты и редактором выпуска «Экология». За время работы научным сотрудником опубликовал более 40 статей в специальных научных журналах.

За время работы журналистом - более 1500 разного объема статей в газетах «Комсомольская правда», «Известия», «Покупатель», «Клиент всегда прав», журналах «Парадокс», «Гео», «Гала», «Вояж», «Наука и жизнь», «Пари матч», «Неделя», «Нэшнл Джиогрэфик» и других.

В 1998 г. выпустил книгу «Чепуха на прилавке» (критика рекламы). В 2002 г. подборка рассказов вышла в журнале «Октябрь» (апрельский номер), затем большая подборка рассказов в «Знамени» (декабрьский номер того же года). В 2004 году вышла книга «АнтиМулдашев. От кого произошел уфимский офтальмолог» с разоблачением мошенников и эзотериков.

3. » #1 написал: Damkin (14 мая 2010 13:45)

Вот так походя, журналист облил грязью китайскую экспедицюи, в подлинности фотографий, которых не усомнился ни кто в мире, только Петр Образцов.
    Не понимаю таких журналистов. Как не понимаю, что он или не он пишет о кварках. Гипотеза, не более, причем очень натянутая странностями и рацветкой. Гипотеза уродливая, в которой нет ни грани красоты, а значит априори - лживая, зато физикам простор для получения научных степеней!!!