12
мая отмечает 90-летие Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) им. А.С.
Яковлева. В этот день в 1927 г. пилот Юлиан Пионтковский поднял в воздух
легкий спортивный самолет (авиетку) АИР-1, созданный коллективом под
руководством известного авиаконструктора Александра Яковлева. Он
является основоположником авиамоделизма и планеризма в Советском Союзе.
Ныне ОКБ Яковлева входит в структуру ПАО "Корпорация Иркут" (в составе Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК).
История конструкторского бюро
Авиетка
АИР-1 создавалась в 1926-1927 гг. в Москве группой конструкторов в
инициативном порядке, разработка машины не была оформлена каким-либо
приказом. Проектировщик самолета Александр Яковлев работал механиком в
Военно-воздушной академии Рабоче-крестьянской Красной Армии (ВВА РККА).
19 июля 1927 г. АИР-1 совершил рекордный беспосадочный перелет по
маршруту Севастополь - Москва (1 тыс. 420 км за 15 ч 30 мин).
В
1931 г. Александр Яковлев окончил ВВА РККА, получил диплом инженера и
был распределен на авиазавод номер 39 им. В.Р. Менжинского (Москва), где
организовал официально оформленную группу легкой авиации.
В
1931-1934 гг. этот коллектив проектировал и строил самолеты АИР
различных конструкций, с разными летно-техническими характеристиками.
В
январе 1934 г. группа была выделена в отдельное
конструкторско-производственное бюро (КПБ) Спецавиатреста Главного
управления авиационной промышленности (ГУАП) СССР. В том же году бюро
было переименовано в Завод легких самолетов, затем - Завод номер 115.
В
1940 г. вышло постановление Государственного комитета обороны СССР о
присвоении советским самолетам названий по первым буквам фамилий
конструкторов; новый одноместный истребитель завода 115 получил имя
Як-1.
В 1966 г. предприятие переименовали в Московский
машиностроительный завод (ММЗ) "Скорость". Александр Яковлев был главным
(1935-1956), затем генеральным (1956-1984) конструктором завода. В 1990
г. предприятию присвоено его имя.
31 августа 1993 г. ММЗ
"Скорость" им. А.С. Яковлева, как и ряд других госпредприятий, был
акционирован в соответствии с указом президента РФ Бориса Ельцина от 1
июля 1992 г. С 1996 г. - ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева".
В 2009 г.
на основе конструкторского коллектива ОКБ был сформирован Инженерный
центр им. А.С. Яковлева в составе Научно-производственной корпорации
"Иркут" (входит в ОАК).
Самолеты Яковлева
За
годы деятельности ОКБ его коллектив создал более 200 типов и
модификаций летательных аппаратов, из них свыше 100 серийных. Под
руководством Яковлева создано 75 типов самолетов, построенных общим
числом свыше 66 тыс. экземпляров. Среди них:
самолет местной связи АИР-6 (1932);
первые массовые учебно-тренировочные монопланы УT-2 (1935) и УТ-1 (1936);
поршневые истребители Великой Отечественной войны Як-1 (1940), Як-7 (1941), Як-9 (1942) и Як-3 (1943);
первый принятый на вооружение советский реактивный истребитель Як-15 (1946);
первый советский всепогодный перехватчик Як-25 (1949);
сверхзвуковой разведчик Як-27Р (1958);
сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Як-28 (1958);
самолеты вертикального взлета и посадки Як-36 (1964) и Як-38 (1972);
учебно-тренировочные самолеты Як-11 (1945), Як-18 (1946), Як-18Т (1967), Як-52 (1974);
легкие многоцелевые самолеты Як-12 (1947);
спортивно-акробатические Як-18П, ПМ, ПС, Як-50, Як-55 (1960-1981);
реактивные пассажирские Як-40 (1966), Як-42 (1975) и др.
Яковлев
также создал первые самолеты вертикального взлета и посадки. В 1987 г.
появилось новое поколение таких самолетов – Як-141. Именно этой
разработке Яковлева первой среди самолетов своего класса удалось
преодолеть скорость звука. Она опережала аналогичные проекты в мире
минимум на 10 лет.
В 1990-х гг. был разработан реактивный
учебно-боевой самолет Як-130. С 2016 г. ведутся летные испытания
учебно-тренировочного самолета Як-152 с поршневым дизельным двигателем. В
мае этого года запланированы летные испытания магистрального
реактивного пассажирского авиалайнера МС-21, разработка которого ведется
при участии специалистов бюро.
Текущее состояние ОКБ
Основные
виды деятельности ОКБ им. А.С. Яковлева - разработка, производство,
испытания и ремонт гражданской и военной авиационной техники.
В
2016 г. компания осуществляла авторский надзор за изготовлением на
Иркутском авиазаводе (филиал ПАО "Корпорация "Иркут") 19 самолетов
Як-130, поставленных Минобороны РФ и иностранным заказчикам (Бангладеш,
Белоруссия, Мьянма). Летно-испытательный и доводческий комплекс ОКБ в г.
Жуковский (Московская обл.) вел подготовку к проведению летных и
сертификационных испытаний опытных экземпляров МС-21.
Численность
сотрудников предприятия по состоянию на 1 января 2017 г. - 499 человек.
По итогам 2016 г. выручка составила 950 млн 703 тыс. руб. (снижение на
28% от показателя 2015 г.), чистая прибыль - 1 млн 514 тыс. руб
(снижение на 89%).
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+