Мы начинаем быстрее находить решения, но разучиваемся проявлять эмоции
Я - «ЦИФРОВОЙ АБОРИГЕН»
Завидую людям, которые до сих пор читают толстые книги - вдумчиво, смакуя каждое слово. Меня же сегодня стал пугать один лишь вид томов «Войны и мира» (хорошо, что в детстве успела прочесть). Завидую тем, кто способен на долгие витиеватые речи. Потому что сама говорю не просто отрывисто, а плююсь ключевыми словами. Например, вместо сложносочиненного предложения: «Коля, у нас кончился хлеб, и надо пойти в магазин и купить его, белый или черный - все равно», - я произношу только одно слово: «Хлеб».
Расспрашивала знакомых. Оказалось, многие, как и я, с трудом досматривают фильмы до конца. Постоянно переключают каналы. Недослушивают песни, перескакивая с одной радиостанции на другую. В видеофильмах прокручивают затянувшиеся сцены. Письма от руки уже не пишут - отстукивают телеграфной строкой без точек и запятых. Эпидемия? Да. Мы стали «цифровыми аборигенами». Так неврологи стали называть людей с богатым 10-летним опытом жизни в Интернете.
- Именно за такой период времени у активных пользователей глобальной Сети меняется не только поведение, но и способ мышления, а самое главное, мозг, - считает невролог, директор научно-исследовательского центра по изучению памяти и старения Семельского института неврологии и поведения человека и Центра по вопросам старения в Калифорнийском университете Гэри СМОЛЛ. - «Цифровые аборигены», как правило, проводят перед монитором по 12 часов в сутки. Перебегают с одной гиперссылки на другую, болтают в аськах, пишут в блогах, отвечают на электронные письма, читают новости, причем делают все это одновременно.
В своей недавно вышедшей книге «iBrain: Как пережить технологическое изменение мозга» ученый пишет: «...поскольку Интернет уменьшает способность концентрироваться и созерцать, то мозг со временем начинает ожидать поступления информации в том виде, в каком ее распространяет Сеть, - в виде стремительного потока частиц. Мышление становится отрывочным, чтение - поверхностным. Пользователи лишь по диагонали просматривают заголовки и аннотации. И в итоге превращаются в «простых расшифровщиков информации». А зоны мозга, отвечающие за абстрактное мышление и сопереживание, практически атрофируются».
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК НЕБЕСПОЛЕЗЕН ДЛЯ ЖИЗНИ
- Есть и плюсы, - продолжает доктор Смолл. - Интернетоголики быстрее находят выход из любой сложной ситуации в повседневной жизни. Ведь каждый день отыскивая нужную информацию в Сети, они тренируют те мозговые центры, которые связаны с принятием решений и логикой. Исследования с помощью томографов показали: активность этих зон вдвое выше у тех, кто сутками не вылезает из Сети.
|
На смену «поколению пепси» пришло поколение «цифровых аборигенов». - Слушай свежий анекдот! - Пришли его лучше по аське. |
|
Но, по словам ученого, развивая способности оперативно обрабатывать информацию и эффективно принимать решения, люди катастрофически начинают терять навыки общения, интуиции. Перестают распознавать настроение людей по глазам, мимике, жестам - по сути, рушат те эмоциональные кирпичики, из которых строится семья, дружба, любовь.
Другой недостаток киберкультуры - появление интернетзависимых людей, страдающих синдромом дефицита внимания. Но главное опасение: предрасположенность «цифровых аборигенов» к выполнению в киберпространстве нескольких действий одновременно. Постоянное сканирование следующей порции информации вызывает стресс. Более того, способно повредить нейронные связи в мозге.
Оградить себя от серьезных последствий можно простым способом: нужно всего лишь время от времени отрываться от монитора в пользу семейного ужина или встречи с реальными, а не виртуальными друзьями. В конце концов, по мнению ученого, миром будут править не ботаники, живущие в Интернете, а люди, одинаково умеющие пользоваться плюсами интернет-технологий и уникальными возможностями личного общения.
ИГРАТЬ НА ПИАНИНО МОЖНО МЫСЛЬЮ
- Остановить изменения в мозге, в том числе в тех зонах, которые управляют такими важными функциями, как память или восприятие визуальных и слуховых раздражителей, не удастся, - уверяет Смолл. - Ведь Сеть стала частью нашей жизни. Благодаря ей мы за день узнаем столько, сколько наши деды не постигали и за десять лет. Объем трафика, прокачиваемого через компьютер и соответственно мозг, по сравнению с доцифровой эпохой увеличился на порядок. Мозговые реакции 13-летнего пользователя Интернета при прочих равных условиях уже отличаются от реакций его родителей, когда они были в том же возрасте, но не использовали Сеть по причине ее отсутствия. И ежесекундное увеличение объема информации заставит наш мозг все быстрее адаптироваться к новым условиям существования. Как десятки тысяч лет назад он увеличил свои лобные доли и дал толчок к развитию мышления и языка. Тогда нашим предкам понадобились подручные предметы для добывания и обработки пищи. И сегодня мозг должен претерпеть некую трансформацию, поскольку технологический прогресс меняет привычную для него информационную среду.
Возможности перестройки мозга огромны. Исследования последних лет показали: даже у взрослого человека он сохраняет в себе огромные ресурсы «нейропластичности» - способности менять свою структуру и функции в зависимости от полученного опыта. К примеру, в Гарвардской медицинской школе под руководством нейробиолога Альваро Паскаль-Леона провели такой опыт. В одной комнате добровольцев неделю учили играть на пианино, а в другой - просили участников только представлять, что они музицируют. Результаты ошеломили ученых: область двигательной коры, контролирующей движение пальцев, бегающих по клавишам, увеличилась у тех, кто просто представлял себе упражнения, точно так же, как и у тех, кто на самом деле играл. Оказалось, что мыслью можно изменять структуру серого вещества.
- А что произойдет с нашими извилинами лет через пятьдесят при воздействии на них гораздо более серьезных возбудителей, таких, как видеоигры, многоканальное телевидение, Интернет и, в конце концов, искусственный интеллект? - вопрошает доктор Паскаль-Леон. - Наверняка изменения станут гораздо глубже.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Руководитель отдела эмбриологии НИИ морфологии человека РАМН, автор монографии «Происхождение мозга» Сергей САВЕЛЬЕВ: «Деградация гарантирована»
- Интернет создает лишь иллюзию доступности информации и технической оснащенности, - говорит Сергей Вячеславович. - У так называемых «цифровых аборигенов» нагрузка на мозг непрерывно снижается. Даже от программистов сегодня не требуется того интеллектуального уровня, который был им необходим 10 - 15 лет назад. Они пишут программы - как складывают кубики. Интеллектуальная деградация в таких условиях гарантирована. Источник: kp.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Автор этих строк псевдоинтеллектуальный дурачок, не понимающий элементарных основ, в том числе функциональной значимости интернета. Базовая функция интернета качественно иной уровень информационнных потоков и общения. Это не просто новая функция отсутствующая в предыдущих исторических периодах, это новая системная парадигма. То что к сожалению уровень развития наших сотрудников НИИ не позволяет им понять основы говорит о многом. В том числе о необходимости почистить наши научные кадры от разного рода балласта с фиктивными степенями.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1836
Рейтинг поста:
Нет, в целом он прав. Сейчас программирование как правило не требует каких-то сложных алгоритмов, основные задачи - поиск нужных компонентов, адаптация, вопросы хранения, интерфейсов, изучение различных библиотек, фреймворков, API и т.д. Раньше же программист мог спокойно написать компилятор, должен был хорошо ориентироваться в сложных математических построениях, в графах и т.д. Многое писалось с нуля.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Этот горе специалист явно далёк от программирования, раз такие комментарии делает. Программист одна из самых сложных интелектуальных проффесий. И кстати, с повышением спроса на технологии, растёт их функциональность, а следственно и сложность их создания, в том числе и написание программ.
По себе знаю, что написать код который просто работает не так уж сложно. Но написать так называемый оптимальный код, который будет жрать минимум ресурсов, при макисмуме скорости, дело довольно непростое. Хотя тут конечно всё зависит от сложности программы.