» » » Как общаться с инопланетянами

Как общаться с инопланетянами

30-12-2009, 14:50 | Наука и техника / Размышления о науке | разместил: VP | комментариев: (2) | просмотров: (3 358)
Как общаться с инопланетянами
Поиск инопланетной жизни при помощи радиолокационного сканирования космических сигналов – лишь один из способов вступления в контакт с братьями по разуму. Параллельно ведется разработка посланий, которые транслируются в направлении выбранных звезд. Главная заслуга в этом принадлежит российским ученым. Именно они провели 15 из 16 сеансов межзвездной связи. Рассказывает доктор физико-математических наук Александр Леонидович Зайцев.

Проект поиска внеземной жизни SETI, в рамках которого сеть из разбросанных по планете радиотелескопов пытается поймать радиосигналы из Галактики, имеющие искусственное происхождение, развивается параллельно с другой научной инициативой – METI. Задачи этого эксперимента состоят в регулярной передаче сообщений с Земли, с надеждой, что рано или поздно сигнал будет пойман и расшифрован развитой космической цивилизацией.

Другая цель, которую ставит перед собой METI, - выработка того языка сообщений, на котором составляются и будут составляться послания к далеким звездам. Всего в проект вовлечено несколько служб, основными из которых являются два радиопередатчика на базе обсерваторий в Аресибо (США) и Евпатории (Украина). Именно при помощи последнего были переданы три информационных сообщения для инопланетян в 1999, 2001 и 2003 годах.

Самое первое послание отправили в 1974 году с радиотелескопа Аресибо. Однако для него был выбран очень отдаленный адресат – шаровое скопление Мерсье 13, расположенное на расстоянии 24000 световых лет от Земли. Сигнал будет идти к нему столь долго, что иначе как пробой пера подобный сеанс связи назвать нельзя.

А вот 25 лет спустя, в 1999 году, в космос к четырем звездам солнечного типа передали межзвездное радиопослание Cosmic Call 1 («Космический зов 1»). Это своеобразная энциклопедия земных представлений о нас самих и об окружающем мире, также содержащая информацию о проекте и его участниках. СС-1999 было написано на специальном языке Lexicon, разработанном канадцами Ивэном Дутилом и Стефаном Дюма.

Спустя два года к шести звездам солнечного типа отправили Детское радиопослание («Teen Age Message»). Тогда в первый и единственный раз ученые применили трёхзвенную структуру – сначала излучалось монохроматическое зондирующее колебание, затем передавалась аналоговая информация (музыка) и, наконец, цифровая информация.

В качестве источника аналогового колебания использовался электромузыкальный инструмент терменвокс, генерирующий квазимонохроматические сигналы с низким уровнем обертонов, что облегчает их обнаружение и «восприятие» на межзвёздных расстояниях.

Наконец, в 2003 году к пяти звездам солнечного типа было отправлено межзвездное радиопослание Cosmic Call 2. Оно стало первым интернациональным проектом – в него включили фрагменты всех трёх предыдущих радиопосланий, авторами которых были граждане США, Канады и России. Ученые считают, что именно такими комплексными и всеобъемлющими должны быть все письма для внеземных цивилизаций.

Все выбранные объекты расположены на расстоянии от 30 до 70 световых лет от земли, поэтому уже в XXI веке сигнал достигнет пунктов назначения. Первыми могут поймать сигнал обитатели планетарной системы звезды HIP 4872 в созвездии Кассиопеи – уже в 2036 году земное послание появится в этом регионе на радиоволнах.

Тем не менее ученые обеспокоены возможностью для внеземного разума расшифровать и понять наши межзвездные письма. Каждый раз, когда начиналось составление очередного послания, участники проекта METI сталкивались со сложностью разработки нового языка и способа формирования «текста» письма. В результате, все четыре межзвездных радиопослания различаются между собой – каждое записано на своем языке. И хотя адресаты у них также различаются, ученые уверены – необходимо разрабатывать и внедрять как единый язык, так и стандартный способ компоновки и трансляции галактических сообщений.

Об этом говорит и один из главных идеологов движения SETI/METI в России, д октор физико-математических наук Александр Леонидович Зайцев : «Смысл излучения монохроматического колебания с постоянной частотой в начале послания состоит в том, что такое колебание оптимально для обнаружения приемником. Колебание выступает в роли своеобразного позывного. Именно такой сигнал «с нулевой информацией» может быть воспринят даже теми, кто, по мнению некоторых земныхисследователей, имеет абсолютно «иной» разум» и не в состоянии ничего понять в наших информативных посланиях».

«Здесь можно говорить об использовании своеобразного «языка природы». Если «они» в состоянии познавать окружающий их (и нас) мир и его физические закономерности, то смогут понять и наш сигнал, не содержавший при излучении абсолютно никакой, в общепринятом, земном смысле, семантической информации», – уверен Зайцев. – Единственное, о чем «они» должны будут догадаться, так это о том, что мы действительно излучаем монохроматическое, немодулированное колебание. Для этого сам сигнал не должен содержать никакой «местной» информации – влияния земной атмосферы, доплеровского дрейфа, связанного с вращением Земли и движением по орбите вокруг Солнца. Мы с этими факторами успешно боремся – например, работаем с «ночными звездами», поскольку мешающее радиосигналу влияние земной ионосферы и межпланетной плазмы в ночное время существенно ниже».

Как общаться с инопланетянами

В то же время, многие исследователи из США и Великобритании настаивают на том, что земляне должны придерживаться выжидательной тактики и преимущественно «слушать» звездное небо, а не «кричать» в него. Ведущий специалист по поиску инопланетной жизни, американский доктор Джилл Тартер из Института SETI и ее коллеги считают, что, скорее всего, мы обнаружим более развитую внеземную цивилизацию, которая не обязательно окажется миролюбивой и дружественной нам. Поэтому, по мнению этих ученых, Земля должна затаиться.

Павел Урушев

Источник: pravda.ru.

1. » #2 написал: Яра (29 ноября 2013 00:00)

По себе судят, оно понятно.

2. » #1 написал: imir2020 (28 ноября 2013 23:55)

Кто нибудь закроет этих слабоумных ? ( судьба индейцев вам в помощь !)