В эпоху Возрождения (1450–1600) архитектура и изобразительное искусство, а также такие научные дисциплины, как астрономия, физика и медицина, пережили небывалый подъём. Геология почему-то осталась в стороне...

Как известно, Леонардо да Винчи (1452–1519) считал ископаемые кости окаменевшими останками древних животных и даже разрабатывал палеоэкологические принципы реконструкции смещения осадочных пород, однако ни одна из этих работ не была им обнародована. Основы современной геологии были заложены позднее: Нильс Стенсен (1638–1686) выдвинул принципы стратиграфии; Роберт Гук (1635–1703) обосновал палеонтологическую интерпретацию окаменелостей; наконец, Джеймс Геттон (1726–1797) произвёл революцию своей знаменитой «Теорией Земли».

Тем не менее именно Ренессанс сделал развитие геологии возможным. Пусть эта эпоха не выдвинула никаких основополагающих научных принципов, но зато свой вклад внесли... художники.
Леонардо да Винчи. «Витрувианский человек» (ок. 1490). Изображение человеческой фигуры в соответствии с пропорциями, предложенными древнеримским архитектором Витрувием. Деятелей эпохи Возрождения поражало, что человеческое тело построено не случайным образом, а законосообразно.

Леонардо и другие мастера тщательно изучали человеческое тело. Этот интерес был продиктован не только тягой к реалистическому изображению «венца творения», но и чисто научным любопытством: хотелось понять, как мы устроены. Таким же было отношение и к земле: Леонардо всматривался в пейзажи взглядом не только художника, но и натуралиста. Особенно его пленяла вода, которая, по его мнению, разрушала древние скалы и приносила с собой новые осадочные породы. Таким образом земля могла со временем измениться до неузнаваемости, словно живой организм. Вода для земли — что кровь для человеческого тела: она вытекает из гор и стремится к морю, а затем подземными «венами» возвращается обратно в горы.

Британский историк искусства Мартин Кемп писал в книге, посвящённой Леонардо да Винчи: «Леонардо составил карту человеческого тела. Он чертил его скелетные скалы, русла его рек, его мясистую почву и внутри, и снаружи. Он вскрывал мироздание, обнажая его костистые скалы, его земную плоть, его водные вены и поверхностной топографии, и глубоко под землёй... Взирая на его пейзажные зарисовки, мы всегда ощущаем интерес художника к телу Земли как живой, рабочей системе».

Земля представлялась Леонардо взаимосвязью частей, гармонично сотрудничающих друг с другом. Анатомическая гармония «Витрувианского человека» оказалась применима не только к человеческому телу.

Во взглядах Леонардо своеобразно преломилась средневековая мистика, которая взирала на микромир человеческого тела как на зеркальное отображение макрокосма со всеми его планетами и звёздами, плывущими по раз и навсегда заданному пути, подчиняясь прекрасной гармонии. Тщательно изучив пейзаж, художник способен обнаружить скрытую гармонию пропорций окружающей местности: гора, например, кажется всё более маленькой с увеличением расстояния до неё, но её размеры меняются не произвольно, а в соответствии с законами геометрии. Если написать картину на основании тех же самых законов, выйдет не просто копия пейзажа — на полотне будет «воссоздан» реальный мир.
Леонардо да Винчи. «Холмы Тосканы» (1473, другое название — «Пейзаж с рекой»; этой рекой, по мнению некоторых, является Арно). Считается одним из первых реалистических пейзажей. Для создания геометрической перспективы мастер воспользовался линиями построения и двумя точками схода на горизонте (обратите внимание на поля). Слои породы над водопадом (в центре) не только геологически корректны (тонкие внизу, толстые наверху, как и положено апеннинским турбидитам), но и служат горизонтальными линиями построения.

Вслед за Леонардо геометрическими законами стали пользоваться и другие художники Ренессанса, дабы передать естественную гармонию трёхмерного человеческого тела и (или) на двумерной поверхности. Первые шаги реалистической пейзажной живописи в Европе относятся как раз к эпохе Возрождения. Без них было бы невозможным современное искусство научной иллюстрации, то есть изображения природы такой, какова она есть, без привнесения художественного образа.

И едва ли было случайным совпадением то, что Нильс Стенсен учился на анатома. Навыки, приобретённые им при вскрытии трупов и штудировании первых реалистичных анатомических атласов (где тело изображалось с правильными пропорциями), не могли не помочь ему изучать и описывать землю.

Да, когда научились верно изображать человеческое тело и небесные сферы, стали пуще прежнего развиваться анатомия и астрономия. То же самое произошло и с геологией: художники только начали правильно передавать форму гор, строение скал и другие детали пейзажа, и сразу же появились учёные, которые увидели в этом смысл...

Подготовлено по материалам Scientific American.