» » » Раскопанный в Германии примат Ида, живший 47 млн лет, не является древнейшим предком человека?

22-10-2009, 12:55 | Наука и техника / Размышления о науке | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (2 688)

Американские ученые опровергают результаты двухлетних международных исследований и могут вызвать раскол в палеонтологии.

Нью-йоркские ученые не увидели в примате Иде, жившем 47 млн лет назад, древнейшего представителя высших обезьян, то есть предка человека.

Тезис — мокроносые

Эрик Сейферт из университета Стони Брук отнес Иду (Darwinius masillae) к предкам более примитивных мокроносых обезьян, таких как лемуры и лори.

Сенсация

Ида
раскопана в немецком карьере Мессель. Стала научной сенсацией 2009 года. Майки с изображением ее костей носили знаменитости, в том числе мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. Ученый из франкфуртского НИИ Сенкенберга Йенс Францен корректно называл дарвиниуса «нашей прапратетей».

Палеонтолог сделал такой вывод по результатам анализа костей, найденных в Египте. Как сообщает научный журнал Nature, они принадлежали примату афрадапи Afradapis longicristatus. Зверек обитал около 37 млн лет назад, то есть на 10 млн лет позже Иды. Сопоставив зубы обоих животных, Сейферт пришел к выводу, что они очень похожи.

Американские ученые внесли анатомические данные об Иде, афрадапи и еще 117 вымерших и ныне живущих приматах в компьютер, который по характеристикам распределил животных по эволюционному древу, составив своеобразную «родословную». Немецкая Ида оказалась на одной ветви с египетским афрадапи у истоков происхождения мокроносых обезьян.

Итоговый вывод Сейферта заключается в том, что Ида и афрадапи являлись тупиковым звеном эволюции, то есть не имели потомков, поэтому Иде следует отказать в титуле «недостающего связующего звена между предками людей и остальных животных», который провозглашали палеонтологи в мае при публикации исследований об Иде.

Антитезис — сухоносые

Ознакомившись с результатами нью-йоркских коллег «первооткрыватель» Иды норвежец Йорн Хурум обвинил Сейферта в пренебрежении источником. «Сейферт и его команда заявляют, что у дарвиниуса недостаточно анатомического материала для исследования, так как он раздроблен, однако никто из авторов не видел оригинальных костей. Они не настолько раздроблены, в них много информации», — доказывает Хурум.

Справка

Параллельная эволюция
предполагает схожее развитие двух не связанных друг с другом групп животных, которые в итоге вырабатывают идентичные черты.

«Они пытаются объяснить черты дарвиниуса терминами параллельной эволюции», — парирует норвежский исследователь, доказывающий, что Иду нужно не сравнивать с другими костями, а изучать как вещь в себе.

Хурум доказывает, что останки Иды похожи на кости высших сухоносых обезьян: идентичная форма таранной кости стопы, стереоскопическое зрение, пять пальцев с ногтями на всех четырех конечностях. Для сравнения, современные лемуры до сих пор орудуют когтями.

Хурума поддерживает американский палеонтолог из Принстонского университета Филипп Гингерич, который после прочтения работы Сейферта не понял, что конкретно позволяет причислять Иду к мокроносым, так как самка «ну никак не похожа» на лемуров и лори.

В ожидании синтеза

«Все это станет базой дискуссии, которая продлится недели и месяцы», — отметил Хурум в интервью британской Guardian, подчеркнув, что поражен медлительностью американских палеонтологов, молчавших более пяти месяцев.

Еще в мае профессор анатомии Джон Флигль из университета Нью-Йорка заявил, что команда Хурума предъявила ничтожно малое доказательство связи Иды с человекообразными обезьянами — антропоидами. «Честно говоря, в исследовании практически ничего не говорится о происхождении антропоидов», — негодовал Флигль.

Прорыв в понимании эволюции приматов произошел спустя три месяца после публикации исследования Хурума. В июле этого года ученые из США, Франции, Таиланда и Мьянмы установили, что сухоносые обезьяны появились около 38 млн лет назад в Азии. Предметом исследования стал примат Ganlea megacanina, обладавший большими клыками и крепкими зубами. Зверек принадлежал к таксону амфипитецидов, который близко связан с ныне живущими человекообразными обезьянами.

Война?

Ида была раскопана в 1986 году. Хурум заполучил ее в 2006 году, после чего несколько групп ученых исследовали скелет более двух лет.

В случае если Хурум и Сейферт не смогут договориться о происхождении и эволюционном местонахождении Иды, палеонтологам на планете придется решать, чью точку зрения считать верной, или выдвигать альтернативные версии.

Источник: infox.ru.