Шелест листвы, шум дубрав, треск сломанной ветки, звон капели, плеск волн, журчание ручья, завывание ветра, раскаты грома, грохот падающих камней, гомон птиц, стрекотанье насекомых, скрип, свист, жужжание, звериный рёв, рычание, шипение, крики, голоса людей, неясные шорохи... Звуки идут отовсюду: от далёких и близких предметов, от живых и неживых, от движущихся и неподвижных. Они поднимаются из глубины океана и из недр земли, опускаются с небес.
Мир наполнен звуками разной силы. Они постоянно окружают человека, вторгаясь в его жизнь задолго до рождения. Ибо плод в утробе матери тоже слышит. Более того, звуки воздействуют и на совершенно глухих людей.
Несмотря на то, что 80 процентов информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению, слух гораздо сильнее, чем зрение, действует на эмоции. Недаром человек выражает своё состояние звуками: грозный окрик, громкое рыдание, нежные напевы...
«По мнению мыслителей Востока, существует пять различных «опьянений»: опьянение красотой, молодостью и силой; затем – опьянение благосостоянием; третье – опьянение властью, приказами, силой управления; также существует четвёртое опьянение, это опьянение обучением, знанием. Но все эти четыре вида опьянения меркнут, подобно звёздам перед солнцем, в присутствии опьянения музыкой. Потому что оно затрагивает глубочайшие части человеческого существа. Музыка проникает дальше, чем может проникнуть любое другое впечатление внешнего мира. И красота музыки заключается в том, что она является как источником творения, так и средством поглощения его. Другими словами, музыкой был создан мир, и с помощью музыки он возвращается снова к источнику, создавшему его.»
Хазрат Инайят Хан
Звуки оказывают на человека различное воздействие – гармонизирующее, оздо ровительное, разрушительное, вдохновляющее, успокаивающее, раздражающее и т.д. Во всех верованиях, культах, религиях звук всегда играл особую роль. Звук – это очень серьёзная составляющая нашей жизни. Об этом и поговорим.
Нет ничего удивительного в том, что звук испокон веков казался людям загадочным, таинственным порождением сверхъестественных сил. Сегодня наука уже знает, что звук – это акустические волны, колебательная структура которых включает систему ритмов, пропорций и гармоний, существующих в природном и рукотворном мире – от движения космических тел до развития клеток и колебания атомов. Известно также, что, хотя звуки оцениваются отчасти субъективно, влияние большинства из них можно зафиксировать и измерить с помощью приборов. Можно объективно охарактеризовать воздействие звука на настроение человека, его тонус, пульс, мозговые волны и даже на пищеварение. Но наука не знает, почему влияние звука на организм по большей части не поддаётся волевому контролю. Этот феномен в своё время породил мистическое отношение к звуку, которое сохраняется во многом и по сей день.
Звук изначально играл важную роль в древних верованиях и религиях. И со временем звук, а вслед за ним и музыка превратились в своего рода универсальный человеческий язык: язык инициаций в обрядах перехода, путеводитель по лабиринтам расширяющегося сознания и путеводную нить к глубокому исцелению и духовной реализации. Люди верили в могущество звука, в то, что звуки могут укрощать диких зверей, сдвигать скалы, преграждать путь воде, вызывать дождь – словом, творить чудеса.
И что интересно – во многом они были правы. И, будучи уверенными в своей правоте, пусть и основанной на мистических предпосылках, поставили перед собой конкретную цель: обуздать и должным образом направить силу звука, будь то звук человеческого голоса или звуки природы, заставить их звучать в теле, в мозге, лечить и исцелять.
Известный американский специалист по акустике и лингвистике, психиатр Питер Освальд отмечает: «Каждый звук в природе представляет собой относительно сложное физическое явление, к которому следует подходить с точки зрения продолжительности во времени от начала колебаний до их прекращения, плюс необходимо учитывать точную форму волн, частоту и интенсивность колебательных компонентов. Мало того что порог слышимости может смещаться в процессе слушания, но даже ещё до начала звучания уровень этого порога у различных слушателей может быть различным в зависимости от сосредоточенности их внимания или состояния ожидания...».
О законах акустики в древности знать не могли, но наблюдения и практика наглядно демонстрировали благоприятное воздействие некоторых звуков на организм. В Китае, Индии, Древнем Египте и ряде других стран врачи и жрецы, философы и музыканты издавна использовали звуки для врачевания.
Археологические раскопки сообщают о существовании в древности многочисленных лечебниц для нервно-больных, в которых единственным лечебным средством был звук журчащей воды протекающих поблизости ручейков. О целебных свойствах звуков хорошо знали древние греки. До наших дней дошли монотонные, тихие напевы колыбельных песен, которыми матери убаюкивали своих детей. Но особенно часто исцеление звуком практиковали врачи в восточных странах. Так, в Индии на раненую руку или ногу надевали холщовый мешок, в него помещали целебные травы и маленькие колокольчики. Когда больной шевелился, колокольчики производили мелодичный звон – и кровоточащие раны заживали быстрее. В древнеиндийских медицинских трактатах встречаются описания методов очищения кожи посредством воздействия звуков. Сначала кожу натирали специально приготовленными маслами, смешанными с целебными травами и песком. Затем человека оставляли на много часов в комнате, где всё это время звучала музыка. Звуки воздействовали своими колебаниями на кожу человека, масло постепенно высыхало. В результате происходило отделение нездоровых частиц кожи.
Давным-давно замечено, что звук церковных колоколов влияет на психическое и физическое здоровье человека. Звук басовых, низкочастотных колоколов успокаивает, а высокочастотных – повышает тонус, поднимает настроение, улучшает общее самочувствие. Во времена «моровых поветрий» звонили в высокочастотные колокола, и этот звук, замечено, способствовал затуханию эпидемий.
В истории медицины известно немало методов лечения звуками. П.Освальд пишет: «Встречались терапевты, верившие в целебные свойства резкого звукового стимулирования, в основном во времена, когда считали, что болезнь вызвана злыми духами, «вселяющимися» в тело больного. Для их изгнания лекари вопили и пронзительно кричали на больных или издавали устрашающий шум с помощью каких-либо инструментов. Под влиянием Месмера, врача, жившего в XVIII веке, который верил скорее в «животный магнетизм», а не в злых духов (и практиковал, между прочим, музыкальную терапию), развилась гораздо более спокойная и содержательная форма психотерапии. Однако и по сей день, в основном в немедицинских кругах, практикуется так называемая терапия «первобытного вопля».
Можно сколько угодно иронизировать над средневековым методом излечения так называемых бесноватых, а по-современному сказать, психически больных людей с помощью шума, криков, устрашающих звуков, но каким бы диким он сегодня ни казался, во многих случаях давал положительный результат. Но совсем не потому, что, как объясняли его действие раньше, напуганные бесы покидали тело человека.
Мощное воздействие звука на организм привлекло к себе внимание специалистов самых разных направлений. И в настоящее время в официальной медицине появилась новая отрасль – звуковая терапия. В определённой степени она перекликается с методами врачевания предшествующих веков, но лишена их мистического налёта и в современном исполнении способна поистине творить чудеса.
Так, в конце ХХ века в американской клинике врача-исследователя Шерри Эдвардс произошёл уникальный случай исцеления больного. Пациент, получивший тяжёлое отравление цинком, умирал: у него наблюдался паралич, важнейшие органы перестали функционировать. И тогда был применён биоакустический метод. Было решено в течение 15 минут воздействовать на почти умирающего больного записью звуковой частоты, которая соответствовала здоровому состоянию его тела. Неожиданно приборы показали, что жизненные характеристики пациента начали быстро улучшаться, а затем стабилизировались. Магнитофон выключили. Через минуту состояние больного вновь резко ухудшилось. Снова включили запись звуков – и показатели здоровья стали улучшаться. Продолжительное воздействие звука помогло вывести из организма весь избыточный цинк.
«Порядок мироздания есть некая музыкальная гармония, в великом многообразии своих проявлений подчиняющаяся некоторому строю и ритму, приведённая в согласие сама с собой, себе созвучная.»
Святой Григорий Нисский, православный богослов IV века
Примерно в это же время во Франции медик Николь Ла Вуа разработал свой «звуковой» метод лечения заболеваний. Он записывает на плёнку звуки определённой частоты, которые при воспроизведении стимулируют энергетические уровни биополя человека. Примечательно, что для выявления необходимой частоты Николь Ла Вуа использует образцы речи человека. Теоретическое обоснование его метода сводится к следующему: найдя с помощью голоса главную частоту «души» больного, воздействовать её вибрациями на кристаллические структуры организма, приводя их в нормальное состояние.
Существует много терапевтических способов использования звуков: пение, декламация, ритмические движения под музыку с целью вызвать глубокие эмоции. Хотя звукотерапия и имеет много различных направлений, это разделение весьма условно. Так, лечение отдельными звуками близко и к пению, и к музыке, и к словотерапии, и к рифмотерапии.
В первых музыкально-эстетических системах были очёнь чётко выверены и зафиксированы каноны, по которым не только строились рифмоформулы и религиозные песнопения, но и использовались инструменты, тональности и лады, интервалы и звуки. Были установлены таинственные и вместе с тем тщательно подсчитанные числовые отношения и символические связи.
Так, китайская цитра чин (цзин) делалась длиной в 3,66 фута – от 366 дней в году, с пятью струнами – от пяти стихий, гриф инструмента делился на 12 частей – по числу месяцев в году. Пять струн также соответствовали числу известных тогда планет. Гладкая поверхность инструмента уподоблялась поверхности Земли, считавшейся плоской, полукруглая – небесному своду.
Люди были убеждены, что музыка тесно связана с законами природы. В древних культурах она воспринималась как эхо или резонанс космической музыки, подчиняющейся Божественным законам. Космическая и музыкальная теории развивались на параллельных принципах, по которым разрабатывались и изготавливались музыкальные инструменты, сочинялась и исполнялась музыка. Человечество, после соответствующей настройки, могло бы петь в созвучии со звёздами в поисках вселенской гармонии. Более того, согласно воззрениям древних, музыка властна не только над людьми, её власть распространяется на весь окружающий мир.
«...прислужники королевы ввели прокажённых; она сыграла им какую-то песенку – они тотчас же и вполне излечились. Затем были введены отравленные – она сыграла им другую песенку, и болезнь как рукой сняло. То же самое было со слепыми, глухими, немыми и паралитиками.»
Франсуа Рабле.
Индусы верили, что существуют напевы, способные вызвать мрак и огонь, дождь и засуху, счастье и несчастье. И чтобы обрести власть над силами природы, людьми и самими богами, музыканты и мыслители Древней Индии систематизировали сотни звуков, жестов, движений, ритмов, танцевальных фигур – по их воздействию на человека и природу. Точной интонации придавалось первостепенное значение.
Интересно античное представление о музыке. Люди той эпохи верили, что весь мир ритмичен и гармоничен, то есть музыкален. Музыка воспроизводит эти свойства мира и наполняет ими душу человека. Так с её помощью устанавливается единство мира и человека – созвучие, симфония. Как и индусы, древние греки верили, что коль скоро по этим законам живёт весь мир, то не только люди, но и камни и звери должны быть им послушны. И поэтому легендарный Амфион укрощает зверей своими пением, а игрой на лире заставляет камни складываться в городские стены.
Лира была образом Вселенной. Низкие струны соответствуют аду, зиме, злу и печали. Высокие – небу, лету, добру и веселью. Поскольку высокое соотносилось с быстрым, а низкое с медленным, то быстрый или медленный темп тоже наполнялся символическим значением, равно как и перемены в ритме.
Исходя из того, что в музыке воплощены ритмы и законы Вселенной, греки искали в ней ключ к познанию мира и человека. Если мир гармоничен и находится в вечном движении, он должен вечно и звучать. Примечательно, что современные радиотелескопы доносят до нас не изображения, а различные звуки из самых отдалённых областей Космоса.
Почему же люди не слышат этих звуков Космоса? Или их музыку заглушают шумы повседневной жизни? Древние верили, что лишь тот, кто сумеет пробиться сквозь них, сможет услышать мировую гармонию, и тогда его жизнь будет прекрасной. Но как настроиться таким образом, чтобы оказаться в ладу с миром? Главное средство для этого – музыка, созданная по законам Вселенной. В повседневной жизни человек легко утрачивает правильный настрой, и тогда его душа и тело уподобляются разлаженной, ненастроенной лире. Задача врача, лечащего такого человека, – восстановить гармонию. Есть музыка, вызволяющая душу из вялости и бессилия. Есть музыка, усмиряющая буйные страсти и неразумные порывы.
Пифагор и Платон твёрдо знали, что музыка отражает порядок и гармонию во Вселенной и поэтому способна восстановить нарушенную гармонию в человеческом теле. Аристотель говорил, что музыка очищает не только тело, но и душу.
Как составная часть музыка была введена в медицинскую практику в IX веке арабскими врачами. По их мнению, музыка, проходя через душу, может излечить больное тело. После того как труды великого мыслителя Востока Авиценны (980–1037) постепенно проникали в западные страны, эти положения стали достоянием врачей.
Уже в XIII веке музыка считалась средством, замедляющим процесс старения. Первым на эту «отсрочку» при помощи музыки указал английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (ок. 1214–1294), объяснявший, что числовой строй музыки родствен гармонии, присущей человеку.
Особое значение как целебное средство музыка приобрела при лечении психических заболеваний. Немецкий учёный-музыкант иезуит Атанасиус Кирхер в 1684 году писал, что музыка открывает отдушины на теле человека, через которые выходят злые, болезнетворные духи, её психотерапевтические возможности заключаются в том, что она – посредник между музыкой сфер (musica mundala) и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле (musica humana): музыка приводит их в соответствие друг с другом.
Любопытны музыкальные рекомендации Кирхера. Устанавливая различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им той или иной музыки, он отмечал: «Меланхолики любят серьёзную, не прерывающуюся грустную мелодию. Сангвиники, благодаря своей лёгкой возбудимости кровяных паров, всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоническим движениям стремятся и холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков трогают женские голоса». Тут действовал принцип «подобное производит подобное». Он и определял выбор и характер музыкального произведения для лечения и инструмента, на котором оно должно исполняться. Такой подход сохранялся на протяжении довольно длительного времени. Не потерял он своей актуальности и в наши дни. Так, установлено, что игра на кларнете нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы. Звуки пианино и скрипки обладают расслабляющим действием. Благотворное влияние на почки оказывает звук трубы. Тонизирующим эффектом обладает мажорная и достаточно громкая музыка. Мелодии, вызывающие радость, увеличивают частоту сердечных сокращений, расширяют кровеносные сосуды. Энергичная музыка активизирует физиологические процессы.Успокаивающе действует минорная музыка – медленная, спокойная, тихая.
Немецкий теоретик музыки Маттесон писал: «Назначение музыки первоначально в том состояло, чтобы содержать нашу душу в сладостном покое, или, если она утратила последний, вновь успокоить и удовлетворить её... Наши современные виртуозы стараются лишь увеселять и поражать своим высоким совершенством, прежние же умели делать своих слушателей печальными, живыми, гневными, влюблёнными, даже бешеными... каковые музыкальные секреты в наши дни утрачены».
В середине ХХ века широкое распространение получила теория аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека.
Постепенно границы применения музыкальной терапии расширялись: от бытовых неврозов и тяжких психических расстройств, функциональных заболеваний нервной системы, тревожности, депрессии, заикания, энуреза, церебрального паралича, заболеваний, имеющих психосоматический компонент, таких, как язвенная болезнь, гипертония, астма, сексуальные расстройства и многих других.
Было установлено, что музыкотерапия способствует более быстрому восстановлению речи больных после инсульта, возвращению памяти после тяжких поражений мозга. С помощью музыки снимают боли и выводят из послеродовой депрессии. А английский врач Деминг установил, что сопровождение обычного лечения прослушиванием музыки Бетховена и Моцарта ускоряет рубцевание раны. В свою очередь, исследования американских и чешских учёных доказали, что пожилые люди с глубоким поражением интеллекта, забывшие своё имя, преображаются, услышав музыку своей молодости: к ним возвращается память и гармоническое восприятие мира.
Примечательно, что врач-психоаналитик получает представление о внутреннем мире пациента по его самовыражению в музыке: психическое и эмоциональное состояние больного спонтанно и легко выражается в музыке с помощью голоса или инструмента.
В настоящее время музыколечение, или музыкальная терапия, в более или менее широких масштабах применяется практически во всех странах.
Существует несколько школ.
В шведской, основателем которой считается А.Понтвик, исходным моментом является концепция психорезонанса. Она исходит из того, что глубинные слои человеческого сознания могут приходить в резонанс со звучащими гармоническими формами и таким образом выявляться для анализа и понимания. Опираясь на понятия «коллективного бессознательного» и «архетипа» К.Юнга, А.Понтвик разработал представление о путях проникновения в глубинные слои психики через пропорциональное соотношение звуков, дающих эффект обертонов.
В американском направлении музыкальной терапии её лечебный эффект основывается на идеях традиционного психоанализа. Стремясь во время сеанса добиться от пациента, чтобы он вспомнил эмоционально травмировавшие его ситуации, психотерапевт при помощи музыки доводит их до катарсической разрядки и тем самым облегчает состояние пациента. В связи с этим большое значение приобретает подбор соответствующих музыкальных произведений, которые могли бы вызвать необходимый строй образных ассоциаций и переживаний, чей последующий анализ мог бы объяснить природу подавленного конфликта. Поэтому американское направление музыкальной терапии разработало обширные каталоги лечебных музыкальных произведений, включающие в себя музыку самых разных жанров и стилей, но соответствующим образом классифицированных по направленности воздействия.
Абсолютных противопоказаний для лечения музыкой нет. А здоровым людям музыка помогает снять стресс, расслабиться, даёт дополнительную энергию, гармонизирует чувства, отношения с окружающими.
Да, очень важное обстоятельство: для успеха музыкальной терапии от человека не требуется никаких музыкальных способностей. Источник: dokumentika.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 542
Рейтинг поста:
В краце:
Музыка, визуальный ряд, а так же напечатанное слово влияют на сознание, подсознание да и вообще на организм в той или иной форме по отдельности и очень сильно вместе.
Я читал статью и внимательно читаю комментарии.
А вот ваша внимательность оставляет желать лучшего, потому как в композициях о которых идёт полемика текст отсутствует, а негативное, равно как и позитивное воздействие музыкального ряда не доказано. Поэтому сравнивать там нечего и прежде чем вступать в спор изучите вопрос.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Вы статью читали или только комментарии?
В краце:
Музыка, визуальный ряд, а так же напечатанное слово влияют на сознание, подсознание да и вообще на организм в той или иной форме по отдельности и очень сильно вместе.
Так что сравнивать идеологию в словах, в "картинках" и в музыке не просто правильно, а необходимо.
ПС Надо уметь рассуждать не только нравится - не нравится, а что это за собой влечет.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 640
Рейтинг поста:
Несмотря на схожесть организмов человека,у каждого индивида своя музыкотерапия. Последовательность многозвучий,такт,интервал сила звучания,должен соответствовать набору и построению хромосом.С точки зрения музыканта это слышится как разыгрывающийся оркестр-какофонией.
С другой стороны-это вибротерапия,заставляющая резонировать определенные участки тела,тем самым очищая их(как птичка чистит перышки),или наоборот-разрушая.
Но есть и коллективное управление сознанием с помощью звуковых волн.
"Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"
Человек управляется фактически так же-волшебной дудочкой.А управляющий звуковой код гуляет вне диапазона слышимых ухом частот.
Основной принцип внушения информации-создание Зрелищ и плацдармов для массового скопления людей.Это-коллективный просмотр фильмов,спектаклей,балетов...олимпиады,собрания,голосования,спортивные соревнования,демонстрации,парады и т.д...И не важно,что показывают ,или происходит на арене или экране-Важно то,что коллектив сосредоточен фактически на одной точке-одном событии.Вот тут то и самое время "впрыснуть" звуковой код дальнейшего поведения,который как вирус,каждый присутствующий разнесет по тем,кто не участвовал в мероприятии.Эксперименты в управлении массами ставят как управляющее звено человечеством(операторы сознания),так и наши соотечественники.
Например,спортивные передачи по ТВ смотрят миллионы людей,мужчин в основном-для многих- это наркотик-зависимость,которая с успехом используется.Одни собирают энергию с эмоций,другие внушают необходимую информацию,и способны влиять на каждого индивидуально через телевизор,интернет.
Зрелища-индикатор поведения масс для операторов сознания.
Самое главное-в чьих руках сегодня столь мощное оружие.
--------------------
-Два.Знание и незнание.Видимость и невидимость.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Кому интересны музыкальные практики, несущие в себе позитивный заряд на оздоровление, могу озвучить таких вот авторов:
Aeoliah, Kamal, Karunesh, G.E.N.E., Anugama.
В своё время именно такая музыка помогла мне в трудные минуты и поддерживает до сих пор.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 542
Рейтинг поста:
Ну и не говорите. Только не нужно мешать кислое с пресным. Майн Кампф - это есть политическое и идеологическое учение. В данной же музыке я наличия слов не услышал. А следовательно, не зная кто автор в жизни бы не подумал сопоставить релаксирующую композицию в один ряд с террором.
P.S.: я конечно прослушал только две композиции. Первые из тех что выдал поисковик, и не в одной не было слов.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 2717
Рейтинг поста:
майн-кампф ещё по рекламируйте, прикрываясь тем что =а какая разница=, если вы правда не понимаете то мне сказать больше не чего.
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 542
Рейтинг поста:
Кукая разница, террорист он, отшельник или политический лидер? речь-то не о его политических взглядах и, преступных амбициях. Речь только о музыке.
P.S.: Извиняюсь что нарушаю пространство тех, кого радуют звуки природы... Я поклонник скандинавского андеграунда.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 2717
Рейтинг поста:
не вижу смысла в ваших словах, особенно в контексте рекламируемого вами террориста
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 184
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 2717
Рейтинг поста:
Вы хоть знаете кого рекомендуете ?
настоящее имя Тидзуо Мацумото (яп. Мацумото Тидзуо?) (род. 2 марта 1955, Яцусиро, префектура Кумамото, Япония) — основатель японской неорелигиозной милленаристской террористической деструктивной секты Аум cинрикё (Алеф), устроившей зариновую атаку в токийском метро.
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 184
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1425
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Алексей Холопов. Влияние музыки на психофизиологию человека
У кого найдётся время на просмотр думаю об этом не пожалеют.