Чем больше баллов набирает школьник в тестах на обращение с предметами, тем выше его шансы на последующий успех в качестве ИТР или учёного.
Дар ориентирования в пространстве — тот самый, который вдохновляет ребёнка с богатым воображением на разбор часов, — лучше предсказывает будущие творческие способности детей, чем математика и речь, особенно в областях, связанных с наукой и техникой.
Исследователи поинтересовались профессиональными успехами людей, которые в 13 лет прошли тесты вроде SAT и Differential Aptitude Test (набор из восьми тестов на проверку самых разных способностей), ибо их сочли особо одарёнными. В частности, измерялось умение представлять наглядно и манипулировать двух- и трёхмерными объектами. Хотя результаты проверок математических способностей и владения речью оказались хорошими предикторами дальнейших свершений школьников, учёт баллов, полученных за упражнения на пространственное восприятие, позволил значительно улучшить точность предсказаний.
Суть разницы между обычным ребёнком и тем, у кого развито пространственное воображение. (Иллюстрация L. K. Silverman.)
Авторы исследования из Университета Вандербильта (США) высказываются за пересмотр стандартизированных тестов вроде SAT и ACT, с тем чтобы больше внимания в них уделялось именно пространственной ориентации, что позволит выделить детей с талантами и помочь им развиться.
«Вот уже несколько десятилетий накапливаются данные о том, что пространственное восприятие способно дать нам то, что ускользает от традиционных методов тестирования, — отмечает ведущий автор исследования Дэвид Любински. — Мы теряем новых Эдисонов и Фордов».
Учёные подняли результаты исследования, проведённого в 1970-х, и выяснили, что выросло из 563 школьников, которые составляют 0,5% людей, прошедших SAT три десятилетия назад и набравших по его результатам наибольшее количество баллов. Так вот: дети, которые в 13 лет демонстрировали невероятные показатели, добились выдающихся успехов и по числу опубликованных ими научных статей, и по количеству зарегистрированных патентов. Но ещё более сильная корреляция обнаружилась с результатами теста на пространственное восприятие.
Когнитивные психологи давно подозревали, что способность к пространственной ориентировке (порой называемая «способностью-сиротой», ибо зачастую остаётся незамеченной) — главный фактор успеха на техническом поприще. Предыдущие исследования показали, что школьники с высокоразвитым пространственным восприятием представлены в технической сфере в чрезвычайно больших количествах, но с ними мало занимаются в старших классах по профильным дисциплинам, поэтому они не добиваются тех результатов, которых могли бы достичь. (Родители, внимание! Таким детям лучше всего дарить конструкторы и наборы юного химика!)
Корреляция предполагалась, но не была хорошо изучена в качестве предиктора математических способностей, отмечает психолог Дэвид Гири из Миссурийского университета (США), не принимавший участия в исследовании. По его словам, впервые удалось внятно доказать, что залогом успеха в STEM (science, technology, engineering, math) являются не одни только математические способности.
Г-н Гири добавляет, что тестирование пространственного восприятия — штука трудная, и оно не включено в стандартизированные тесты, поскольку считается когнитивной функцией, то есть прерогативой тестов на развитие интеллекта. Пространственному восприятию ведь в школе не учат, согласитесь. «Это не математика, не английский, не какой-то другой школьный предмет, — поясняет специалист. — Это ближе к базовым умениям. Поэтому люди, разрабатывавшие тесты, о нём просто не подумали».
К тому же это умение лучше развито у мужчин, чем у женщин. В данном исследовании мальчики тоже превзошли девочек в соотношении 393 к 170. С другой стороны, никакой разницы между полами в степени дальнейшего жизненного успеха замечено не было. Просто женщины предпочитают работать в медицине и заниматься науками об обществе.
Результаты исследования будут опубликованы в журнале Psychological Science.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+