В своей статье геолог приходит к выводу, что осколки подтверждают факт падения кометы в районе Тунгуски в 1908 году. Многие эксперты, хоть и не оспаривают такую версию, считают, что делать выводы на основе данных "артефактов" преждевременно.

В статье Андрей Злобин утверждает, что при атмосферном взрыве болида температура на земле высоко не поднималась. К такому выводу он пришел после осмотра годовых колец на срезах старых деревьев. Следовательно, на земле камни плавиться не могли. Однако автор работы говорит о том, что он ещё в 1988 году собрал в районе взрыва более ста фрагментов, предположительно, космического тела. И некоторые из них оплавлены. Вероятно, они раскалились при его горении в атмосфере. Само же тело было не метеоритом, а ледяной кометой. Этим можно объяснить столь малое количество обломков.

Мощный взрыв в небе произошел в районе реки Подкаменная Тунгуска в июне 1908 года. Первая научная экспедиция в этот труднодоступный район тайги прибыла лишь спустя 19 лет. Учёные увидели поваленный лес в виде круга диаметром в 50 километров. Но ни кратера, ни фрагментов метеорита обнаружить не удалось. Позднее исследователи нашли что-то, похожее на прозрачный осколок стекла, который не был изучен и затерялся. Другие части небесного пришельца науке неизвестны.

И вдруг ученый заявляет о существовании сотен фрагментов. Оплавленные камни действительно могли прилететь из космоса. Но это не означает, что они связаны с тунгусским событием, подчёркивает заведующий отделом физики звёздных систем Института астрономии РАН Олег Малков:

"Мне странно слышать, что со времён первых экспедиций в 1920 годах, когда ничего не удалось обнаружить, вдруг появилась сотня обломков. Если они от Тунгусского метеорита, то доказательства должны быть представлены более строгие. Давайте остановимся на такой версии: это был, по-видимому, осколок ядра кометы. Именно в этом случае как раз ничего найдено быть не должно. А вот то, что там что-то найдено, то это, скорее, свидетельство того, что это была всё-таки не комета, а что-то более плотное, камень или металл".

// Скачать аудио файл

После падения болида в тайге произошли пожары. Это может говорить о том, что в районе взрыва могли присутствовать высокие температуры, рассуждает завотделом физики и эволюции звёзд Института астрономии РАН Дмитрий Вибе:

"Просто глядя на камни, делать выводы об их природе и происхождении невозможно. Пока не опубликованы никакие результаты их анализа. Какие у них свойства, химический и изотопный состав - все эти вопросы остаются без ответа. Сначала нужно их проанализировать и только потом делать вывод о природе тунгусского тела. О том, связаны ли вообще они с тунгусским телом или это следы другого метеорита".

// Скачать аудио файл

Возникает и ещё один вопрос: почему Андрей Злобин столько лет молчал и только сейчас заговорил и решился на публикацию, не проведя анализа своих "артефактов"? По мнению директора Звенигородской обсерватории Сергея Барабанова, Злобин просто хочет сделать себе пиар. А тунгусское событие, скорее всего, вызвано падением части кометы диаметром не более ста метров. Если в ледяном шаре и были какие-то твёрдые вкрапления, то все они должны были испариться.

Этим летом на Тунгуску вновь едет экспедиция. Возможно, ей удастся ближе подойти к ответу на вопрос, что произошло над тайгой более ста лет назад.

Борис Павлищев