» » » История Европы через призму митохондриальной ДНК

История Европы через призму митохондриальной ДНК

28-04-2013, 21:11 | Наука и техника / Размышления о науке | разместил: virginiya100 | комментариев: (0) | просмотров: (2 114)

Пол Ринкон

Редактор отдела науки Би-би-си

Культура неолита

Период неолита был временем бурного распространения культуры

Изучение скелетов, найденных в центральной Европе, заставило ученых предположить, что основа современного генофонда была заложена в период между 400 и 200 веками до нашей эры, в эпоху неолита.

Результаты этого исследования опубликованы на сайте Nature Communications.

Многолетние исследования ДНК современных европейцев выявили два основных периода, в ходе которых генетический фонд европейцев закладывался, а затем значительно менялся.

Это период первоначального заселения континента охотниками и собирателями 35 тысяч лет назад (палеолит) и волна миграции ранних земледельцев из региона Ближнего Востока около 6 тысяч лет назад (ранний неолит).

Генеалогическое древо

Анализ митохондриальной ДНК костей из доисторических захоронений в центральной и северной Европе показывает, что генетическое наследие ранних охотников и собирателей растительной пищи было практически стерто позднейшими миграциями.

Наибольшее воздействие на генофонд современных европейцев оказали события, происходившие уже после первоначального появления в Европе земледельцев из Месопотамии.

Международная группа исследователей подвергла анализу митохондриальную ДНК, которая несет устойчивую информацию, передающуюся от матери к детям почти без изменений.

Исследование таких ДНК в популяциях человека позволило вычислить "митохондриальную Еву", гипотетическую прародительницу всех живущих в настоящее время людей.

В данном случае исследователи сосредоточили внимание на гаплоидных клетках типа H, которые чаще всего встречаются в митохондриальной ДНК в Европе. В настоящее время более 40% европейцев принадлежат к этому генетическому "клану", причем гораздо чаще на западе, чем на востоке континента.

Исследователи отобрали 37 комплектов костных останков в Германии и 2 набора из Италии, причем все они принадлежали к гаплогруппе H.

Эти останки относятся к периоду в 3,5 тысячи лет, от раннего неолита до начала Бронзового века.

Выделение митохондриальных геномов в останках этих 39 человек выявило динамичные изменения в структуре ДНК. Исследователи установили, что генетические структуры людей из раннего неолита почти не встречаются среди современных европейцев.

И только около 19% анализов останков периода раннего неолита из центральной Европы указывали на принадлежность к гаплогруппе H.

Однако с начала среднего неолита структуры ДНК начинают напоминать современные, что указывает на крупный и до сих пор неизвестный науке сдвиг в характере населения, который произошел примерно за 4 тысячи лет до нашей эры.

"Удивительным представляется тот факт, что генетические маркеры первой паневропейской культуры, которая явно была крайне успешной, внезапно исчезают около 4,5 тысяч лет назад, и мы пока не знаем, почему", - говорит участник исследования профессор Алан Купер из университета Аделаиды в Австралии.

Волна миграций

Захоронение культуры кубков в Стоунхендже

ДНК "людей кубков" весьма напоминает ДНК современных испанцев и португальцев

Значительный вклад в генофонд современного европейского человечества был сделан в позднем неолите популяциями, связанными с так называемой культурой колоколовидных кубков. Подтипы гаплогруппы Н, которые распространены сегодня, впервые появились среди именно этих людей, а общий процент людей, принадлежащих к гаплогруппе Н, резко возрастает именно в это время.

Происхождение "людей кубков" вызывает ожесточенные споры среди археологов. Хотя останки, подвергнутые анализу в рамках данного исследования, были найдены в Германии, их ДНК демонстрирует близкое родство с современными обитателями Испании и Португалии.

Другие останки, принадлежащие к унетицкой культуре позднего неолита или начала Бронзового века, свидетельствуют о связях с более восточными популяциями.

"Мы установили, что генетические основания современной Европы сформировались в период среднего неолита, после крупного генетического сдвига около 4 тысяч лет назад", - заявил участник исследований, доктор Вольфганг Хаак.

"Это генетическое разнообразие было затем еще более трансформировано рядом пришлых культур с Иберийского полуострова и из восточной Европы в период позднего неолита", - считает он.

Источник: ВВС.