» » » Научные новости недели: Стоунхендж, неандертальцы и челябинский метеорит

Научные новости недели: Стоунхендж, неандертальцы и челябинский метеорит

19-03-2013, 08:59 | Наука и техника / Размышления о науке | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (2 711)

Рассмотрим наиболее яркие и интересные научные открытия прошедшей недели.

Стоунхендж строили всей Британией

Исследователи из Университетского колледжа Лондона заявили, что их выводы идут вразрез с тем, что думали о происхождении памятника ранее. До сих пор считалось, что Стоунхендж был построен как астрономический календарь или обсерватория.

Результаты десятилетних исследований говорят о том, что изначально строился памятник, и это было главной целью строителей.

Исследователи полагают, что на месте строительства работали до четырех тысяч человек в то время, когда население всей Британии исчислялось десятками тысяч.

Анализ зубов животных, обнаруженных в соседнем поселении, указывает на то, что люди путешествовали по всей стране, чтобы помочь в строительстве памятника.

Профессор Майк Паркер Пирсон из Университетского колледжа Лондона, говорит, что место сооружения памятника напоминало нечто среднее между фестивалем Гластонбери и местом строительства автомагистрали, поскольку речь шла не только "о веселье, но и о работе".

Он сказал, что поселение по соседству с Даррингтон Уоллс, где находилось около тысячи домов, было "крупнейшим неолитическим поселением того времени во всей Северной Европе".

"Мы обнаружили, что строительство было главным здесь, а не поклонение. Люди прибывали сюда именно для строительства", - сказал профессор Пирсон.

Ученые предполагают, что Стоунхендж был построен на 200 лет раньше, чем предполагалось ранее, а именно около 4500 лет назад.

Большие глаза неандертальцев

Британские ученые предложили свое объяснение того, почему вымерли неандертальцы. Исследования антропологов показали, что адаптироваться к изменяющимся климатическим условиям неандертальцам мешали большие глаза.

Антропологи Оксфордского университета, сравнив черепа неандартальцев, вымерших 28 тысяч лет назад, и предков современных людей Homo Sapiens, пришли к выводу, что у неандертальцев глазницы были на шесть миллиметров больше. Так как прежние исследования на приматах показали, что размер глаз пропорционален количеству головного мозга, отвечающего за визуальную обработку, ученые сделали вывод, что основная часть мозга неандертальцев отвечала именно за зрение. Эта часть мозга стала работать особенно активно, когда они переселились из Африки в Европу, так как им пришлось привыкать к темным ночам. Высоко развитое зрение им требовалось и потому, что они в основном жили в горах.

При этом у неандертальцев сократился объем лобных долей, которые отвечают за мыслительную и аналитическую деятельность. Из-за этого они не могли объединиться со своими сородичами, чего требовала от них быстро изменяющаяся окружающая среда.

Homo Sapiens же, которые остались в Африке, жили в условиях, в которых зрение не играло такой значимой роли. Поэтому предки современного человека развивали те части мозга, которые отвечали за коммуникацию. Об этом можно судить по одежде этих видов человека. Если Homo Sapiens научились шить, то неандертальцы покрывали тело небольшими кусками животной шерсти.

Таким образом, замкнутость обусловила вымирание неандертальцев, считают ученые. "Когда имеешь возможность быстро отреагировать, положиться в беде на своих соседей, у тебя больше шансов выжить, что и продемонстрировали Homo Sapiens", - сказал антрополог Крис Стрингер из лондонского Музея естествознания.

В любом случае, неандертальцы были "не такими глупыми, как их изображают в голливудских фильмах", подчеркнули исследователи. "Они тоже были очень, очень умны, но недостаточно для того, чтобы играть в одной лиге с Homo Sapiens. В итоге в борьбе за выживание во время ледникового периода удалось победить только нам," - подытожил профессор Оксфордского университета Робин Данбар.

Собака - друг человека. Уже 33 000 лет?

До сегодняшнего дня считалось, что лучшие друзья человека были приручены 10 тыс. лет назад населением Северной Америки. Однако последние находки археологов заставили ученых усомниться в популярной версии. Благодаря новым исследованиям стало известно, что человек и собака стали сосуществовать вместе намного раньше.

Находка черепа животного сделанная специалистами на территории Алтайского края в России, который больше похож на современную собаку, чем на волка датируется 33 тыс. лет н.э. Это говорит о том, что уже в те времена животные были близки человеку и одомашнены им.

Анализ древнего черепа показал принадлежность собаки к роду волков. Но найденные останки значительно видоизменены и больше похожи на современных питомцев, чем на своих родственников - хищников. По мнению экспертов, 33 тыс. лет – это большой исторический промежуток для человечества. Сегодня известно, что первые организованные совместные поселения людей появились лишь 12 тыс. лет назад. Это говорит о том, что человек научился раньше сосуществовать с собаками, чем жить с другими людьми.

Палеонтологи утверждают, что находки животных на территории Германии и Китая имеют более позднее происхождение, чем русский череп. Ученые говорят о том, что останки собаки из Алтайского края аналогичны тем, возраст которых не более 10 тыс. лет.

«Согласно существовавшим до этого научным теориям «домашние» собаки появились лишь 14 тыс. лет назад. Новые данные вызвали горячие споры между палеонтологами. Появились версии, что волки могли в течение своего существования генетически видоизменяться до домашних животных, но при этом генетически они не были связаны с собаками. Череп «российского пса» позволил установить связь находки с более поздними останками, которые были найдены на территории других государств», - отметил руководитель лаборатории сравнительной геномики Сибирского Института молекулярной и клеточной биологии Владимир Трифонов.

Астероид пролетел мимо

В воскресенье, 10 марта, в 0:30 по московскому времени, мимо Земли на огромной скорости пронесся гигантский астероид 2013ET. Диаметр небесного тела составил 140 метров, что сопоставимо с небоскребом или небольшим городским кварталом.

Небесный странник миновал нашу планету со скоростью порядка 42 тысяч километров в час. Он прошел в 950 тысячах километров от Земли: это равно примерно двум с половиной расстояниям до Луны, по космическим меркам — довольно близко. В случае столкновения с Землей астероид мог бы уничтожить целый город. Он в восемь раз больше болида, обломки которого 15 февраля упали в Челябинске. Ученые признаются: самое страшное заключается в том, что они не знают, откуда берутся такие астероиды.

И несколько слов о нашумевшем ровно месяц назад челябинском метеорите.

В Челябинской области решено составить подробную карту падения метеорита, основанную на данных о разрушениях, которые были причинены взрывной волной 15 февраля. Такое распоряжение по итогам встречи с исследователем метеоритов из НАСА Петрусом Дженнискенсом дал губернатор региона Михаил Юревич.

- В помощь ученым будет составлена карта разрушений, предоставлены данные метеорологических самописцев и сейсмологических датчиков, расположенных на территории Челябинской области, - сообщили в пресс-службе главы региона. - Ученым также предоставят для исследования найденные на месте падения частицы метеорита.

В планах Петруса Дженнискенса, прибывшего на Южный Урал специально для изучения челябинского метеорита, собрать как можно больше информации. Особенно той, которая не хранится в специальных базах данных. Ученого интересуют свидетельства очевидцев, точные данные о разрушениях - вплоть до того, с какой стороны были выбиты стекла в тех или иных зданиях, какое воздействие оказало падение метеорита на жизнь людей и региона в целом. Ученый намерен посетить несколько мест в Челябинске, где были сделаны видео- и фотосъемки взрыва метеорита, и поработать в Чебаркуле на месте падения его обломков.

У инцидента с метеоритом в Челябинской области был один существенный плюс: пускай и нанесен многомиллионный ущерб, пострадали полторы тысячи человек, но общество все же задумалось о необходимости создания системы защиты от космических угроз.

В необходимости создания системы отражения космических атак убеждают факты. Так, директор Института астрономии РАН Борис Шустов на проходящем во вторник в Совете Федерации круглом столе сообщил, что общее количество потенциально опасных для Земли небесных объектов - это преимущественно астероиды - составляет 200-300 тысяч. И среди них есть камни, куда более опасные, нежели челябинский метеорит.

Но уральцам все равно повезло, добавил специалист: "При более крутой траектории входа метеороида в атмосферу последствия могли быть более катастрофичными. А если бы тело было 50 метров, тогда шансов на везение вообще не было бы".

По словам главы Роскосмоса Владимира Поповкина, три ведомства уже сформировали объединенную рабочую группу, которая займется проработкой предложений по созданию единого центра по борьбе с космическими угрозами. Для создания подобного центра в России, отметил глава Роскосмоса, достаточно средств, но они используются в различных ведомственных программах.

Среди основных задач по борьбе с космическими угрозами глава Роскосмоса, в частности, назвал необходимость развивать и повышать эффективность средств наблюдения за малыми небесными телами и космическим мусором, каталогизировать космические объекты, а также создавать и испытывать средства воздействия на космические объекты и устраивать исследовательские миссии к потенциально опасным астероидам и кометам.

Тем временем, Южно-Уральские предприниматели подали в региональную торгово-промышленную палату заявку на регистрацию товарных знаков со словом «метеорит».

«Пока поданы заявки на регистрацию четырех товарных знаков: «Челябинский метеорит», «Уральский метеорит», «Чебаркульский метеорит», «Загадочный метеорит». Среди заказчиков производители пищевой, сувенирной продукции, туристические компании из Челябинска, Санкт-Петербурга и Москвы», — отмечается в сообщении.

Кроме того, радиостанция «Коммерсант.ФМ» сообщила в воскресенье, что уральские парфюмеры начали работу над ароматом «Челябинский метеорит». По словам специалистов, в духах с таким названием будут присутствовать запахи камня и металла.

Источник: planetatain.ru.

1. » #1 написал: Sheba (19 марта 2013 10:14)

Ох уж эти британские учОные.

Цитата:
    "Эта часть мозга стала работать особенно активно, когда они переселились из Африки в Европу, так как им пришлось привыкать к темным ночам." - А ничего, что в Африке ночи ещё темнее? И темнеет раньше?

"Ученые признаются: самое страшное заключается в том, что они не знают, откуда берутся такие астероиды."
    "...общее количество потенциально опасных для Земли небесных объектов - это преимущественно астероиды - составляет 200-300 тысяч."
    - И взяться такой армаде ну прямо-таки неоткуда...

И журналисты:
    "Это говорит о том, что человек научился раньше сосуществовать с собаками, чем жить с другими людьми."