Перспективы появления в Пермском крае особо охраняемых природных территорий регионального, федерального и международного значения в рамках открытой дискуссии обсудили на состоявшейся пресс-конференции зампред Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин, заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Всеволод Степаницкий, президент фонда «Охрана природного наследия» Алексей Буторин , ученый секретарь Горного института Уральского отделения РАН Юрий Степанов, заместитель директора по научной работе Естественнонаучного института Пермского государственного национального исследовательского университета Николай Максимович, руководитель экологической группы «Зеленая Эйкумена» Роман Юшков и многие другие представители пермской общественности, а также журналисты.
Основным выводом разгоревшегося «мозгового штурма» стала необходимость дальнейшей работы по включению в список природного наследия ЮНЕСКО не отдельных природных памятников, таких как Кунгурская и Ордынская пещеры, а всей территории пермского карстового плато, объединяющего и обе эти пещеры, и еще множество уникальных по своей красоте и природно-исторической ценности объектов.
|
Кунгурская ледяная пещера открыта для посещений Фото: 100чудес.рф |
|
|
Кунгурская пещера, располложенная в пластах гипса, огромна Фото: 100чудес.рф |
|
Однако прежде чем «номинировать» дно древнего Пермского моря и все его красоты на получение престижного международного звания, необходимо будет придать ему статус природного парка регионального значения.
Идея включения в список ЮНЕСКО Кунгурской и Ордынской пещер возникла еще в 2008 году и с энтузиазмом разрабатывалась региональными учеными. Однако позиция федеральных экспертов относительно того, смогут ли пермские «жемчужины» встать в один ряд с такими объектами Всемирного наследия, как озеро Байкал или Ниагарский водопад, была неоднозначна.
Именно отметив «любовь» комиссии ЮНЕСКО к масштабным природным комплексам, Николай Максимович предложил объединить «чудеса природы» пермского карста в целый природный парк.
- Мы здесь имеем обширную территорию – дно древнего Пермского моря, - отметил ученый. - Все его проявления по своему уникальны. Здесь и красота, и первозданность, и выдающаяся природная ценность. И все они заслуживают особого отношения и сохранения – в рамках единого природного комплекса.
- Это должен быть природный парк регионального значения, - поддержал идею представитель Минприроды России Всеволод Степаницкий. - Придание федерального статуса имеет одну неприятную особенность: в соответствии с законодательством региональные власти не могут вкладывать деньги в особо охраняемые природные территории (ООПТ) федерального значения. А природный парк регионального уровня – это и весьма значимый статус в классификации ООПТ, и достойная стартовая позиция для номинирования в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
|
Кунгурская пещера славится своими ледяными "скульптурами" Фото: 100чудес.рф |
|
- Необходимо пригласить эксперта Международного союза охраны природы в качестве «третейского» судьи, который даст профессиональную оценку и рекомендации по включению тех или иных объектов сначала в номинируемый природный комплекс, а затем в предварительный список российских объектов, претендующих на включение в список ЮНЕСКО, - отметил Алексей Буторин , являющийся на сегодня крупнейшим российским специалистом в области объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. - Исходя из того опыта, который на сегодня имеется у России, номинация единого комплекса с кластерной структурой, действительно, даст больше перспектив для положительного решения ЮНЕСКО.
Отдельно в ходе дискуссии были рассмотрены проблемы охраны и защиты природных объектов, потенциально могущих войти в список мирового природного наследия. По информации местных природоохранных организаций, на территории карстового плато сегодня ведется крупномасштабная добыча гипса, в ходе которой под угрозой уничтожения оказываются весьма ценные геологические памятники.
Так, в частности, на территории разреза Полазна, представляющего собой уникальный выход карстовых пород дна древнего Пермского моря ведется промышленная разработка гипсового карьера. Здесь открытым способом добывают камень и гипс фактически в водоохраной зоне в районе стрелки рек Чусовая и Кама.
|
Часть Ордынской пещеры заполнена невероятно чистой водой Фото: 100чудес.рф |
|
По словам местных активистов, в опасности находится ценный геологический пласт, где в уникальной целостности сохранились крупные фрагменты окаменелостей пермского периода. Схожая ситуация складывается в ряде других мест, где ведут свою деятельность добывающие предприятия.
Именно поэтому, уверены эксперты, такие объекты, как разрез Полазна, должны также находиться под охраной в рамках единого природного парка регионального значения, который было предложено назвать «Парк пермского периода».
Как отметил ученый секретарь Горного института Уральского отделения РАН Юрий Степанов, большая часть работы по этому направлению уже сделана.
- Научной базы и информации обо всех природных комплексах и памятниках пермского карстового плато сегодня предостаточно, - заверил ученый. - Необходимо лишь проанализировать эти данные и очертить четкие границы природного парка.
В ближайшее время, по словам зампреда Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максима Шингаркина, будут направлены необходимые письма в адрес губернатора Пермского края, а также Министра природных ресурсов РФ.
- Создание природного парка регионального уровня должно вестись в тесном сотрудничестве ученых, общественных организаций и экспертов, при поддержке Министерства природных ресурсов, при активном участии краевой администрации, - заключил Максим Шингаркин. - Отдельные аспекты хозяйственной деятельности на данных территориях должны быть в скорейшем времени отрегулированы так, чтобы сохранение уникальных природных объектов было приоритетом. Только тогда в будущем можно будет рассчитывать на победу «Парка пермского периода» в конкурсе на включение в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.