Биография швейцарского востоковеда Иоганна Людвига Буркхардта полна противоречий. Он родился и вырос в Швейцарии, но считался английским путешественником. Посвятил свою жизнь поискам истоков реки Нигер, а прославился открытием древних городов Востока. От рождения был христианином, а умер правоверным мусульманином. Но если вдуматься, то ничего удивительного в этих противоречиях нет. Великого путешественника Иоганна Буркхардта можно назвать «Джеймсом Бондом» от археологии. Раскрывая исторические загадки, он действовал как профессиональный шпион. Он выдавал себя за другого, говорил на чужих языках, молился чужим богам. Но при этом делал это столь искусно, что сумел побывать там, где до него еще не ступала нога европейца.
На поиски истоков Нигера
Иоганн Людвиг Буркхардт
В 1784 году в швейцарском городе Лозанне появился на свет Иоганн Буркхардт. В юности во время учебы в Геттингенском университете Буркхардт загорелся идеей отыскать истоки реки Нигер. Но для ее осуществления он отправился в Англию, где придавали большое значение исследованиям мира. Благодаря родственным связям с сэром Джозефом Бэнксом, естествоиспытателем и спутником капитана Джеймса Кука, а также с Гамильтоном, секретарем Африканского общества, Иоганн получил в Англии одобрение своей затеи и принялся усердно готовиться к путешествию. В Кембридже изучал арабский язык. А в свободное время от учебы готовил себя к тяготам пути. Много ходил пешком в непогоду, спал на твердом, питался только овощами и пил только воду. В 1809 году Буркхардт отплыл на Восток. По прибытии в Сирию он облачился в арабскую одежду и стал выдавать себя за мусульманского богослова Ибрагима-ибн-Абдаллаха, благо основательно изучил Коран и комментарии к нему, написанные видными знатоками ислама. Однако его маскарад иногда вызывал подозрение у окружающих. Приходилось в этом случае прибегать к нестандартным ходам. Один переводчик, итальянец, заподозрил в нем «гяура» (европейца) и потянул его за бороду, видимо, с намерением проверить – не фальшивая ли она. Но Иоганн отлично знал, что схватить мусульманина за бороду – нанести ему тяжкое оскорбление. Поэтому без лишних слов нокаутировал итальянца, чем вызвал шумное одобрение окружающих, сразу поверивших, что он действительно мусульманин. Два года Буркхардт путешествовал по Аравии под видом богослова. Но возвращаясь в Каир, он вынужден был укрыться на Синае у бедуинов, так как повсюду в Египте в это время свирепствовала чума. Соседство с кочевниками позже позволило ему выпустить свой первый научный труд «Заметки о бедуинах и ваххабитах».
Сокровища Петры
Город Петра
В 1812 году Буркхардт совершил самое известное свое открытие. Рискуя жизнью, он совершил путешествие на территорию нынешней Иордании и первым из европейцев увидел мертвый город Петру чарующей красоты. Этот город когда-то был столицей Идумеи и Набатейского царства, он расположен в горах в труднодоступной местности на высоте более 900 метров над уровнем моря. Жители давно покинули Петру, и этот город в Европе считали мифическим, овеянным библейскими легендами. Согласно им, рядом расположены гора Небо, на которой, по преданиям, умер Моисей после того, как вывел из Египта еврейские племена в Землю Обетованную, и ущелье Сик, где Моисей ударом жезла извлек воду из скалы. Арабы называли Петру Аль-медина аль-вардия – Розовый город – из-за того, что он был высечен из розовых песчаных скал, и всячески скрывали его от непрошеных гостей. Петру стерегли бедуины, верившие, что в ней сокрыты неисчислимые сокровища. Вид открывшегося среди скал дворца набатейских царей поразил Иоганна безмерно, но он тщательно скрывал свои чувства. И все же один неверный шаг чуть не стоил ему жизни. В центре руин находился так называемый дворец Дочери фараона, и Буркхардт отправился взглянуть на него. Но именно здесь, по преданиям, и спрятан клад. Поэтому проводник, заподозрив в путешественнике конкурента-кладоискателя, схватился за саблю с возгласом:
– Теперь я вижу, что ты – неверный и хочешь что-то сделать с развалинами города наших предков, но мы не потерпим, чтобы ты взял хоть одну монету из спрятанных здесь сокровищ, они находятся на нашей земле и принадлежат нам!
Иоганн поспешил успокоить его и свернул к месту жертвоприношения. Понятно, что в этой ситуации он не осмелился что-либо записать или измерить. Но зато позже рассказал об увиденном.
Занесенный песками Абу-Симбел
Абу-Симбел
В феврале 1813 года Иоганн Буркхардт отправился в путешествие к верховьям Нила. Для безопасности он выдавал себя за бедного странника, а потому двинулся в путь на верблюде в сопровождении лишь одного слуги, пожилого араба Мохаммеда Абу Сада. Они благополучно достигли засыпанного песками древнего города Фивы, где Буркхардт обнаружил огромную гранитную голову, торчащую среди руин. Он назвал ее «Молодым Мемноном» в честь мифического царя Эфиопии, павшего от руки Ахилла. Когда-то давным-давно в Фивах было возведено две статуи Мемнона, и гранитная голова одной из них, по легенде, на рассвете издавала звук в знак приветствия своей матери – богини утренней зари Эос. О своей находке путешественник сообщил в английское консульство и даже предложил оплатить расходы по раскопкам и транспортировке этой головы, чтобы преподнести ее в подарок Британскому музею. Еще одно чрезвычайно важное открытие Буркхардт сделал у границы Судана. Там на берегу Нила он нашел заброшенный храм Эбсамбал. А рядом с ним первым из европейцев лицезрел почти засыпанные песком огромные изваяния голов, увенчанных коронами фараонов. Ныне пещерный храм Эбсамбал и египетские колоссы раскопаны и стали украшением знаменитого комплекса Абу- Симбела.
Паломничество в Мекку
Мекка. Запретный город для европейцев, который Буркхардт открыл для христианского мира
Не раз в своих странствиях Иоганн находился на волосок от гибели. Он мог стать жертвой завоевателей-ваххабитов, но ему невольно помогли турецко-египетские войска, разгромившие их. Он чудом избежал казни, когда наместник султана паша Мухаммед Али заподозрил в нем английского шпиона. Восемнадцать дней он был вынужден провести в городе Янбо, охваченном эпидемией чумы. Чуть было не умер от голода в Джидде, где никто не хотел обналичивать имевшиеся у него векселя. Раздобыть денег Буркхардт сумел лишь продажей своего молодого раба. А уж в своих путешествиях швейцарец подвергался риску неимоверное число раз. Считая, что бедность – лучшая защита в пути, Иоганн нередко путешествовал без слуг с караванами бедных торговцев. Но это было весьма чревато неприятностями. Как известно, бедняка может обидеть каждый. Эти караваны часто грабили разбойники. Помогло Буркхардту его паломничество в Мекку, что придало ему статус хаджи. «Эти хаджи, – рассказывает он, – составляют особое сословие, и никто не осмеливается тронуть ни одного из них из боязни восстановить против себя всех остальных». А еще после своего паломничества Иоганн помог европейцам понять, что значит посещение Мекки для мусульман, рассказал о ее святилищах. Причем благодаря изучению арабских текстов описал, чем была Кааба до ислама:
Арабы, среди которых швейцарец быстро стал своим человеком
«До Мухаммеда, когда Аравия была языческой, Кааба была предметом поклонения, и предки мусульман приходили сюда совершать тавваф, то есть семь кругов, как делают сегодня и их потомки. Здание украшали тогда фигуры ста шестидесяти богов. Однако имелась существенная разница в манере совершения церемонии, ибо в то время мужчины и женщины должны были являться сюда совершенно обнаженными, отбрасывая свои грехи вместе с одеждой; таким образом, хадж, или мусульманское паломничество, есть не что иное, как продолжение старого обычая». Однако пребывание в Мекке пагубно сказалось на здоровье Буркхардта. В Медине он заболел перемежающейся лихорадкой и вскоре так ослаб, что не смог подниматься со своего коврика без помощи раба. Эта лихорадка в конечном итоге и свела его в могилу. 15 октября 1817 года Буркхардт скончался со словами: «Напишите матери, что мои последние мысли были о ней». Иоганн Буркхардт не дожил несколько недель до своего 33-летия. Но за отпущенный ему судьбой срок он успел очень многое. Хотя на географических картах его имя не увековечено, но его часто вспоминают потомки. Обнаруженный им в горах нынешней Иордании город Петра стал местом паломничества для туристов со всего света. А открытый Буркхардтом комплекс Абу-Симбел, возведенный в эпоху Рамсеса II 3200 лет назад, наряду с пирамидами давно является «визитной карточкой» Египта.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+